Камаз париж дакар двигатель

Содержание

Грузовики КамАЗ для ралли “Дакар”

Специально для ралли-рейда “Дакар” грузовые машины проходят жестокую модернизацию, чтобы выстоять в тяжелых гонках по пустыне. Автомобиль должен быть крепким, чтобы не развалиться от очередного прыжка с трамплина и выносливым, чтобы проходить в день по 500-700 километров по знойным пескам “Дакара”. Весь ремонт происходит собственными силами, из-за этого экипаж боевой машины включает помимо водителя и штурмана еще механика.

КАМАЗ-49252

КамАЗ «4911-EXTREME»

Он является прообразом гоночного автомобиля для “Дакар”. В качестве двигателя используется агрегат Ярославского Моторного Завода, который оснащен двумя турбокомпрессорами и системой охлаждения поддаваемого воздуха. Максимальная мощность составляет 730 л.с. и “нереальные” 2700 “ньютонов” крутящего момента.

Те, кто думает, что такие технические параметры двигателя нужны для максимальной скорости – ошибается. Ведь в ралли-рейдах “Дакар” максимальная скорость автомобилей участников имеет малое значение, а на некоторых участках вовсе ограничена 150 км/ч. Самое главное – крутящий момент, который необходим для преодоления зыбучих песков и чтобы машина не застряла в них.

Еще одна интересная особенность гоночного КамАЗ «4911-EXTREME» – к раме жестко крепится кузов, а к кузову жестко крепятся кресла. Комфорта от такого решения мало, но эта особенность помогает чувствовать пилоту все нюансы поведения гоночного автомобиля и оперативно реагировать на любые изменения. Кроме этого, гоночные машины отличаются наличием дополнительных фар освещения, спортивными креслами, наличием лебедки с электроприводом.

КАМАЗ 4326 (4х4)

Поводом для создания КАМАЗ 4326 послужили очередные изменения требований со стороны FIA, которые позволяли сделать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Он имеет восьмицилиндровый двигатель мощностью 830 л.с. Двигатель перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика.

За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость. Ход автомобиля стал боле плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов. Вес грузовика удалось снизить, хотя до разрешенного минимального предела в 8,5 тонны дойти не получилось.

КАМАЗ-43509

Данная машина построена в 2018 году и является последней из выпускаемых и самой современной. Гоночный грузовик оснащен рядным шестицилиндровым мотором рабочим объемом 13 литров, который выдает в пике 1050 л.с. Вес машины составляет 8530 кг. Позже КАМАЗ 43509 провёл серьезную техническую модернизацию: снизили дымность выпускных газов без потери в динамике, уменьшили усилие на руле, усовершенствовали впускную и выпускную систему, сделали перекомпоновку внутреннего оснащения кузова.

Перед этим в Дакаре выступал капотный вариант КАМАЗ-43509K. Но особых заслуг не достиг. Почитать обо всех гоночных Камазах, которые выступали в ралли Дакар можно по ссылке.

«Дакар-2011»: как устроен гоночный «КамАЗ»? Скорость камаза

Камаз 4911 – грузовик в категории «экстрим», производства Камского завода. Известен на весь мир благодаря отличным техническим характеристикам. Относится к категории автомобилей спорт и extreme, отличается высокими техническими характеристиками. Камаз 4911 – участник ралли Дакар. Грузовой автомобиль обладает массой технических преимуществ, в сравнении с другими грузовыми авто Камского завода. Например, он легко может перевозить грузы, маневрирует по пересеченной местности и преодолевает склоны, ухабистое покрытие, также прекрасно ездит на горных дорогах. Уверенно перемещается этот автомобиль и по грунтовым дорогам.

Температурный режим работы автомобиля: от минус 30 до плюс 50 градусов. Распространенное название Камаза 4911 – «летучий», «спортивный», турбодизельный. В интернете есть масса эффектных фото и видео, на которых можно посмотреть, как транспортное средство преодолевает горки и пересеченную местность.

Особенности:

  • серийный автомобиль без модификаций;
  • отличается большой вместимостью топливного бака;
  • двигатель высокой мощности (830 л);
  • полноприводный;
  • с колесной формулой 4х4;
  • максимальная развиваемая скорость – 180 км/час;
  • время разгона до 100 километров в час – 16 секунд;
  • максимальное количество Камазов 4911, выпускаемых заводом – 25 штук в год;
  • высокое расположение кабины;
  • отличные ходовые характеристики и мощный дизельный мотор;
  • салон в необычном «цифровом» стиле.

Применение: перевозка грузов, спортивное назначение.

Цена: от 120 тысяч долларов и выше (в зависимости от года выпуска).

камаз участвующий в ралли париж дакарТеперь на боевых машинах команды «КАМАЗ-мастер» прописался рядный шестицилиндровый двигатель Dongfeng Cummins QSZ13-C450-11камаз дакарэтап ралли дакарСборочный цех, до отправки машин остаётся один месяц

Команда «КАМАЗ-мастер» накануне ралли–рейда «Дакара–2019»

Каждый Новый год для «КАМАЗ-мастер» не просто новый. С наступлением января весь состав команды ждёт очередной виток испытаний. Итог кропотливой и напряжённой работы не всегда приводит на подиум, а уронить планку нельзя. Здесь это понимают, а потому никогда не опускают руки и не сдаются. За месяц до отправки боевых машин на очередной, 41-й по счёту «Дакар», я побывал в Набережных Челнах в гостях у команды.

Накануне отправки боевых машин на «Дакар» (дедлайн 10 ноября) рабочий день в команде, как здесь шутят, восьмичасовой – с восьми и до восьми, а накануне выездов даже бывает до восьми утра завтрашнего дня.

В октябре 2018-го процесс подготовки команды к ралли «Дакар-2019» вступил в завершающую стадию. До отбытия машин на гонку в Южную Америку – считанные дни. 25 ноября машины европейских участников гонки будут погружены на паром для отправки через Атлантику, чтобы 6 января стартовать из столицы Перу Лимы в 5000-километровый путь. Финиш гонки после десяти этапов состоится опять же в Лиме.

Селектор АКП на грузовике для ралли-рейдов – о времена, о нравы…Педальный узел КАМАЗ-43509

Изделие N149 Камаз-4911 «Камаз-Мастер» – «Король Дакара»

Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509. Новая модификация титулованного автомобиля стала необходимостью по причинам.

  1. Изменение регламента трансконтинентальной ралли-марафона «Дакар».
  2. Завершение действия омологации предыдущей версии машины.

Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки «Париж-Дакар» (ныне просто «Дакар»), подготовленного в 2018-м году. Так, новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. Всего же команда «КАМАЗ-Мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.

Новые КамАЗ Дакар 2021, помимо характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников и экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019» великолепно себя зарекомендовали. Поэтому данная модель заслуживает более пристального внимания.

Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности

Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509. Новая модификация титулованного автомобиля стала необходимостью по причинам.

  1. Изменение регламента трансконтинентальной ралли-марафона «Дакар».
  2. Завершение действия омологации предыдущей версии машины.

Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки «Париж-Дакар» (ныне просто «Дакар»), подготовленного в 2018-м году. Так, новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. Всего же команда «КАМАЗ-Мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.

Новые КамАЗ Дакар 2018, помимо характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников и экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019» великолепно себя зарекомендовали. Поэтому данная модель заслуживает более пристального внимания.

Грузовики команды «КАМАЗ-мастер» на ралли «Дакар»: обзор, фото, результаты

Евгений Кустов

В 2018 году команда «КАМАЗ-мастер» отмечала собственное 30-летие и по этому поводу собрала вместе все грузовики, которые приносили ей успех на ралли-марафоне «Дакар». Корреспондент «Чемпионата» был одним из тех, кто выслушал рассказ легендарного камазовского штурмана Айдара Беляева

Двигатель

Ни для кого не станет откровением тот факт, что на технические характеристики КамАЗ для ралли «Дакар», впрочем, как и для любого другого авто, огромное влияние оказывает используемый двигатель.

Для оснащения модели с индексом 43509 был избран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, обладающий максимально близкими параметрами рабочего объема к значениям, разрешенным регламентом.

По причине того, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» использовались V-образные «движки», их замена на рядные установки вызывала определенные трудности. К тому же в новых спорткарах были использованы оригинальные конструкторские решения, которые ранее не применялись.

Учитывая эти два фактора, а также богатейший опыт команды в ралли «Париж-Дакар», конструкторы приняли решение не осуществлять модернизацию грузовиков предыдущего поколения, а создать совершенно новые автомобили.

В свете такого решения была произведена форсировка силовых агрегатов. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения кого-либо из иностранных специалистов.

Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизельный мотор, но для КамАЗ Дакар 2021 его технические характеристики им удалось повысить почти в два раза. Если же говорить о конкурентах, то они избрали другой путь, сделав ставку на дефорсированные гоночные силовые агрегаты от кольцевых грузовиков.

Мероприятия по форсировке двигателя для нового автомобиля начались еще в 2016-м году. Итог этих работ действительно впечатляет. Так, инженерам удалось добиться от серийного дизеля 1100 «лошадок» максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.

Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации ПО управления мотором и подбору характеристик турбокомпрессора, которая позволила значительно улучшить динамические качества силовой установки КамАЗ 43509.


Двигатель[править | править код]

Автомобиль КАМАЗ-4326 существует в различных исполнениях с двигателями ЯМЗ/ТМЗ: дизельными и газо-дизельными[3]. Для ралли «Дакар» в 2015 году команда выставила автомобиль с двигателем Liebherr D9508[4].

  • Производитель — Ярославский моторный завод[5]
  • Тип — дизельный с турбонаддувом
  • Диаметр цилиндров, мм — 140
  • Ход поршня, мм — 150
  • Рабочий объём, л — 18,472
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Число клапанов — 32
  • Мощность, кВт (л. с.) — 624 (849)
  • Макс. крутящий момент, Н·м (об/мин) — 3100 (1400—1600)
  • Производитель — Тутаевский моторный завод[5]
  • Тип — дизельный с турбонаддувом
  • Диаметр цилиндров, мм — 140
  • Ход поршня, мм — 150
  • Рабочий объём, л — 18,472
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Число клапанов — 32
  • Мощность, кВт (л. с.) — 610 (830)
  • Макс. крутящий момент, Н·м (об/мин) — 3000 (1400—1600)
  • Производитель — Тутаевский моторный завод
  • Тип — дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (интеркулером) с комбинированной системой питания дизель+метан (70 % ДТ, 30 % сжатый природный газ)
  • Диаметр цилиндров, мм — 140
  • Ход поршня, мм — 150
  • Рабочий объём, л — 18,472
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Мощность, л. с. — 950 при 2500 об/мин
  • Макс. крутящий момент, Н·м — 3600 при 1500 об/мин
  • Производитель — Liebherr
  • Тип — дизельный с турбонаддувом и интеркулером
  • Рабочий объём, л — 16,2
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Мощность, л. с. — 920 при 2400 об/мин

КАМАЗ-С4310

2-е и 3-е места на «Дакаре»-1992

«30 лет назад такой же грузовик взяли с конвейера. Поставили дуги безопасности и наружные дуги, минимально форсировали двигатель, немножко поработали с кузовом автомобиля, сместив его вперёд. Немного оттянули пружинами к раме передний мост, а то он ударялся при прыжках».

«Команда двумя экипажами выехала в Польский город Вроцлав. Там и состоялся дебют команды на «Ралли Ельч». За рулём автомобиля были Владимир Гольцов и Равиль Нургалиев. Штурманы – Фирдаус Кабиров и Евгений Доронин. Выступили удачно, заняв второе и четвёртое места».

Технические характеристики

О технических параметрах Камаз 4911 можно говорить долго. Эта машина не имеет аналогов. С момента выпуска оснащалась турбированным дизельным мотором модели ЯМЗ-7Э846 V8. Турбокомпрессоры производства BorgWarner.


Турбокомпрессоры производства BorgWarner

Другие технические параметры Камаз 4911:

  • классическая платформа, специально возвращенная автомобилю для участия в ралли;
  • тонкая рама, сохранившая мощность из-за специальных усиленных вставок;
  • плавный ход обеспечивают длинные рессоры (размер – 1900 мм);
  • на машине установлены гидропневматические амортизаторы;
  • дисковые колеса;
  • расход топлива 100 литров на 100 км;
  • полная масса автомобиля – 11500 кг;
  • восемь цилиндров;
  • размеры: длина – 7300 мм, ширина – 2550 мм, высота – 3590 мм;
  • КПП – механика, 16-ступенчатая, модель ZF 165-251;
  • сцепление: сухое диафрагменное;
  • тормозная система: двухпроводная, с раздельным приводом.

КамАЗ-43509 с кабиной капотной компоновки (КамАЗ-43509К)

Капотный гоночный КамАЗ-43509 впервые появился на ралли «Золото Кагана-2016», причём – выкрашенный в матовый чёрный цвет. В общей сложности, на втором этапе чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана-2016» в Астрахани команда «КамАЗ-мастер» выставила на гонку шесть грузовиков. Особенный интерес широкой аудитории вызвала именно новая модель в капотной компоновке. За рулем «капотника» был дакаровский призёр Эдуард Николаев.

Создан этот экспериментальный вариант был, как и все остальные раллийные капотные грузовики современности, целью снижения ударных нагрузок на экипаж. Лучшее охлаждение дизельного двигателя – это тоже ещё одно преимущество капотников перед бескапотниками на длительных ралли-рейдах в суровых условиях жары и зноя.

Кабину в нём использовали от грузовика Mercedes-Benz Zetros. Отличий от оригинала много: агрегатная база, можно сказать, не имеет ничего общего с обычным «Цетросом».

КамАЗ-43509 с кабиной капотной компоновки (КАМАЗ-43509К)

В основу шасси капотного КамАЗ-43509 лёг классический раллийный КамАЗ-4326, многократно испытанный на Дакаре. Двигатель установлен под передней стойкой кабины. Обслуживать его менее удобно, чем дизель, установленный на бескапотнике, но гонщикам в грузовике капотной компоновки ехать, безусловно, комфортнее.

Капотные гоночные грузовики КамАЗ-43509 оснащены 980-сильными турбодизелями Caterpillar C13 / Gyrtech 12.5 Rally, которые были подготовлены чешской фирмой Buggyra.

Поскольку места в кабине капотной компоновки размещаются практически в середине колёсной базы, экипаж гоночного грузовика-капотника испытывает заметно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, который располагается непосредственно над передней осью.

Болид КАМАЗ-Мастер 2021

Фото гоночного грузовика Камаз преодолевающего песчанную дюну на ралли Dakar 2020

Изучая историю выступлений команды, многим становится интересно, какими техническими характеристиками наделен болид КАМАЗ-Мастер образца 2021 года. В раллийных соревнованиях класса грузовиков российская команда использует существенно доработанную модель КАМАЗ-43509.

Машина образца 2021 года идентична по конструкции прошлогодней модели, но инженеры сделали ряд серьезных доработок, которые стали необходимы после изменения технического регламента ралли Dakar.

Технические характеристики грузового болида:

  • Общая снаряженная масса превышает 10 тонн;
  • Рабочий объем двигателя составляет 13 литров;
  • Максимальная мощность в «лошадях» достигает 980 сил (развивает скорость свыше 240 км/час.

Трансмиссия новой модели конструктивно не отличается от первых раллийных моделей грузовиков. Из особенностей конструкции подвески (в сравнении с гражданскими моделями грузовиков) — сдвоенные амортизаторы. Ход подвески при движении достигает 30 и более сантиметров. Для грузовиков КамАЗ Дакар — главное в году соревнование, поэтому конструкция автомобиля постоянно дорабатывается под жесткие условия марафона.

Что касается шестицилиндрового дизельного мотора с индексом DCEC ISZ-13, который начал устанавливаться на болиды с 2021 года, то как бы удивительно не звучало, но в основе этого двигателя лежат технологии компании Dongfeng Cummins. Моторы этой фирмы уже использовались на других машинах, участвовавших в ралли-марафонах.

Кузов КамАЗа многим нравится именно по причине внешней «массивности», которая создается из-за кузова. Поскольку лишняя масса для грузовика, построенного под спортивные состязания, только мешает, весь кузов сделан из алюминиевых панелей, которые за собой скрывают «скелет» конструкции грузовика. Все вещи, необходимые для быстрого ремонта болида, хранятся в ящиках, расположенных около задней оси КамАЗа.

Многие технические характеристики КамАЗа под ралли Dakar скрыты конструкторами грузовика, ведь от этого зависит успешность команды в соревнованиях.

К особенностям трансмиссии (помимо ее огромных размеров) можно отнести наличие встроенного в коробку передач т.н. «интардера» — устройства для замедления скорости грузовика, без основной тормозной системы. Касательно системы торможения в конструкции «КамАЗа» есть недочеты. Команда «КАМАЗ-Мастер» до сих пор использует барабанные тормоза. При этих недостатках в конструкции грузовика, экипажам команды по-прежнему удается быть лидерами в соревнованиях.

КАМАЗ-49252

Победы на «Дакаре»-1996, «Дакаре»-2000 и «Дакаре»-2002

«База от автомобиля 4310 использовалась до 1993 года. Брали с конвейера и доводили до спортивных. Но уже к 1993 году было понятно, что на такой машине результата не показать. В 1994 году при поддержке компании «Мастер» создали сразу два автомобиля — 49252 с двигателем ЯМЗ и 49251 с мотором «Камминс». Была использована среднемоторная компоновка — к тому моменту она уже использовалась на «Татрах» и «Перлини». Также применили колёсные диски на 25 дюймов и покрышки большого диаметра. Естественно, всегда продолжали развивать подвеску. КАМАЗ-49252 победил на «Дакаре» 1996 года. Эта модель выступала уже на «Дакаре»-1995, но ещё доводилась до ума – до финиша немного не хватило».

13-литровая проба

В 2018 году на бездорожье боливийского Альтиплано особая задача испытания новой машины стояла перед экипажем Дмитрия Сотникова. Для того чтобы соответствовать дакаровскому регламенту 2019 года, на машину со стартовым номером «502» был установлен 13-литровый шестицилиндровый двигатель Dongfeng Cummins QSZ13. Сотников успешно выполнил программу тестирования, по ходу гонки даже выиграв высокогорный марафонский этап Уюни-Туписа, на котором согласно регламенту гонки спортивным экипажам запрещается пользоваться технической помощью команды. По итогам всей гонки экипаж Дмитрия Сотникова стал десятым в итоговой классификации.

Команда “КамАЗ-мастер”

“КамАЗ-мастер” – российская команда автогонщиков, чья специализация – участие в ралли-рейдах. Выступает только на грузовиках “КамАЗ”. Постоянный участник ралли “Дакар” (прежнее название ралли “Париж-Дакар”) – 14 раз россияне становились его победителями!

этап ралли дакар

День рождения команды – 17 июля 1988 года. Ее состав, можно сказать, звездный – восемь мастеров спорта международной категории, пять обладателей Кубка мира. “КамАЗ-мастер” по праву считается сильнейшей командой своего класса. Как и отличный автомобиль КамАЗ из “Дакара”.

Бессменный руководитель и наставник команды – Семен Якубов, мастер спорта международного класса. В период 1996-2002 гг. пилотом “КамАЗ-мастера” был многим известный Владимир Чагин. На его счету семь побед в гонках “Дакар”, два Кубка мира, титул “Лучший российский гонщик – 2003”. Спонсор у команды также серьезный – банк ВТБ.

КАМАЗ-4911

Победы на «Дакарах» 2003-2006 годов

«Каждый год на «Дакаре» идёт техническая борьба с лидерами: тем, кто впереди, что-нибудь запрещают. С нами тоже боролись. Например, мы использовали для облегчения автомобиля магниевые и титановые сплавы – это нам запретили. В 1997 году запретили 25-дюймовые диски — сказали, что все будут ездить на 20-дюймовых. В 2001 году запретили среднемоторную компоновку двигателя. В итоге в 2002 году на «КАМАЗе» был выпущен новый автомобиль — 4911.

Тогда организаторы «Дакара» из A.S.O работали вместе с ФИА – по требованиям федерации надо было выпустить минимальную партию в 15 автомобилей. Как раз столько мы и выпустили – различной компоновки. Часть машин купили военные, часть – коллекционеры… Эта модель открыла новую веху в истории команды. Двигатель теперь находился под кабиной, плюс именно тогда запретили скошенные аэродинамические кузова – мы их называли «горбатыми». Такие кузова были у многих команд, но ФИА почему-то не понравились».

«4911 – машина легендарная, с ней связано очень много побед. Она выступала на многих выставках. Например, на военной выставке в Эмиратах такой грузовик прозвали «летающим». Хотя предыдущий автомобиль тоже прыгал, но только на самих гонках. 4911-й метров 30 летел, приземлялся и нормально ехал дальше».

Как выглядит кабина, схема автомобиля Камаз 4911

Кабина Камаз 4911 высокая, расположение – над двигателем. Салон оборудован так, чтобы обеспечить пилоту максимальную безопасность. Тонкий каркас рамы усилен, в новых моделях кабина располагается настолько близко к базе, что отсутствует подножка для запрыгивания внутрь. Также в Камаз 4911 меньше ощущается тряска при перемещении по дороге.

Календарь гонки «ДАКАР-2019»

24, 25 ноября Технические проверки и погрузка техники в порту Гавр. Пересечение Атлантики на пароме
3, 4 января разгрузка машин в порту Калао (Перу)
4–6 января административные и технические проверки на авиабазе Лас-Пальмас в Лиме
6 января торжественный старт в Лиме (Магдалена Дель Мар)
7 января первый скоростной участок Лима – Писко
12 января день отдыха
17 января финиш в Лиме

КамАЗ-4911: спортивный грузовик

Автомобиль КамАЗ-4911 «Extreme» был специально разработан для спортивных соревнований, в частности для гонки “Париж — Дакар” и ралли «Шелковый путь». (Фотография) Также автомобиль может использоваться для доставки грузов в труднодоступные места по грунтовым дорогам и пересеченной местности, при температуре от -30 до +500С.


КамАЗ-4911 «Extreme»

Разработка автомобиля началась в середине 900-х годов, а первые образцы были произведены в 2002 году. В следующем году КамАЗ-4911 принял участие в ралли “Париж — Дакар”, где занял третье место. Модель представляет собой полноприводный грузовик с колесной формулой 4*4, передним расположением двигателя и цельнометаллической откидываемой кабиной. В салоне устанавливается два или три удобных кресла, приборная панель имеет ряд отличий от щитков на других КамАЗовских грузовиках. Главная особенность – повышенная безопасность. Для этого внутри кабины создан дополнительный каркас из труб, усовершенствован механизм крепления кабины к раме автомобиля. В целом, КамАЗ-4911 коренным образом отличается от остальных моделей завода как по назначению, так и по устройству.

Грузовик производится мелкими сериями (25 штук в год) и в свободной продаже он бывает редко, а его стоимость превышает 7 500 000 рублей. Объявления о продаже подержанных автомобилей также встречаются не часто, ценник на такие машины стартует с 3 500 000 рублей. Отметим, что топовая модель гоночного грузовика обойдется покупателю в 700 000 евро.

Итоги ралли “Дакар-2017”

Последний “Дакар” проходил в Боливии. Многие участники признали его самым тяжелым за всю историю ралли. А виной всему оползни, дожди, сели. Но это не помешало “КамАЗу” в “Дакаре-2017” проявить себя с лучшей стороны. Команда “КамАЗ-мастер” вернулась с соревнования, как и во многие прошлые годы, чемпионом:

  • Первым среди спортивных грузовиков стал экипаж Э. Николаева, Е. Яковлева, В. Рыбакова.
  • Вторым на финиш пришел КамАЗ Д. Сотникова, И. Леонова, Р. Ахмадеева.

камаз участвующий в ралли париж дакар

“Золото” и “серебро” – награды КамАЗа в “Дакаре” текущего года. Как сам спортивный грузовик, так и его легендарная команда вновь подтвердили титул лучших на мировом ралли-рейде. Однако гонки – это не единственная стезя “летучей” машины. Помимо всего прочего, она может быть использована для экстренной доставки грузов – автомобиль, прыгая на рессорах, стрелой пронесется по бездорожью.

КАМАЗ-4326

Победы на «Дакарах» 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2017 и 2018 годов

«В 2007 году мы создали новый автомобиль 4326. При этом надо понимать, что каждый год грузовик дорабатывался. На месте мы не стояли, каждый год внедряли что-то новое – так что если сравнить два грузовика с одинаковым индексом, но разных лет, то внимательный человек заметит разницу.

Эти автомобили до сих пор выступают: они разрешены на всех гонках, кроме «Дакара», где A.S.O вышла из правил ФИА и сказала, что будет жить по собственному регламенту. На 4326 стоял сначала мотор ЯМЗ (17,4 л), затем тутаевский (18,2 л), а в более новой версии грузовика, когда нас начали ущемлять по объёму двигателя, – уже 16-литровый «Либхерр».

КамАЗ из «Дакара»: характеристики, команда, результаты ралли «Дакар-2017»

Гонки — очень захватывающее соревнование. А ралли с участием грузовиков — событие, которое нужно посмотреть хотя бы раз в жизни. Самым престижным таким мировым марафоном считаются этапы ралли «Дакар». Многих год за годом поражает удивительный российский «болид» — давайте познакомимся с ним поближе!

Бескапотная кабина

Почти все модели Камского автомобильного завода оснащаются бескапотными кабинами. В этой необходимости можно видеть и плюсы, и минусы. Да, грузовик обретает новые, более правильные очертания. Масса точно распределяется по всем осям (их у модели 4911 две). Но есть один скверный минус.


При любой поломке, чтобы заглянуть в моторный отсек, надо будет откидывать кабину на сорок пять градусов. А это нелегкое дело. Особенно если солнце заходит. Или водитель в пути один. В общем, бескапотная кабина имеет свои особенности, которые только усиливают технические качества КамАЗа.

Улучшенное сердце

Остановимся подробнее на силовом агрегате КАМАЗ-43509, отправившихся на «Дакар-2019». За его основу был взят рядный шестицилиндровый двигатель Dongfeng Cummins QSZ13-C450-11 рабочим объёмом 13,0 л (диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 163 мм), изготовленный в Китае. Кстати, этот мотор знаком нашим читателям по карьерному самосвалу «ТОНАР-452510» – премьере 2018 года. В базовой комплектации сухая масса нетто этого мотора (с маховиком и генератором, но без стартера и воздушного компрессора) составляет 1195 кг. Степень сжатия исходного серийного двигателя – 17:1, после доработки в лаборатории команды она снижена до 16:1. Согласно заводской документации компании Cummins, для этого агрегата в базовом исполнении предельная нагрузка на коренные подшипники коленвала составляет: мгновенно – до 9786 Нм, непрерывно – до 4893 Нм. Конструктивно допустимая максимальная частота вращения в штатном режиме – 2300 об/мин, пиковое значение – до 2635 или 2900 об/мин, в зависимости от модификации. Двигатель рассчитан на работу на высоте до 5200 м над уровнем моря. Это в базе. Теперь о том, что сотворили талантливые ребята из команды «КАМАЗ-мастер».

Теперь на боевых машинах команды «КАМАЗ-мастер» прописался рядный шестицилиндровый двигатель Dongfeng Cummins QSZ13-C450-11

Как таковых жёстких экологических требований к дакаровским грузовикам пока не предъявляется, сейчас серьёзно ужесточены лишь требования к дымности. Поэтому переработана вся система питания, которой командует контроллер отечественного производства. Естественно, что система выпуска отработавших газов автомобиля для ралли-рейдов не имеет ничего общего с серийными грузовиками-трудягами.

Расположение радиаторов необычное – сверху в надстройке доказало свою эффективность и впоследствии перекочевало на некоторые военные автомобили

По «железу» основные отличия от базовой модели двигателя следующие. Установлен более мощный воздушный компрессор, разработанный Cummins совместно с Wabco. Изменена резьба крышек коренных опор с М18 на М20, вместо болтов применены шпильки. Улучшена пропускная способность каналов рубашки охлаждения и масляной системы. Гильзы цилиндров заново отхонингованы. Коренные и шатунные вкладыши заменены на усиленные, с покрытием Molikote R321. Зубчатый венец маховика доработан с целью получения более точного сигнала от датчика положения коленвала. Шатуны дополнительно подогнаны по весу. Поршни оригинальной конструкции дополнительно сбалансированы по массе. Поршневые пальцы с покрытием DLC прошли дополнительный весовой контроль и доработку в замках по зазорам. В головке цилиндров доработаны каналы для лучшего сопряжения с сёдлами. Дотошному контролю и дополнительной доработке подверглись входной фланец впускного коллектора, резьба крепления форсунок, втулки клапанов. В приводе ГРМ применены «свои» шестерни и изменены фазы газораспределения.

Сборочный цех, до отправки машин остаётся один месяц

Техническая характеристика КАМАЗ 43509 4х4
Полная масса, кг 10 200
Двигатель:
  • рабочий объём, cм 3
  • мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н·м

Подвеска

Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.

В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации — это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Передаточные отношения

На 41-й марафон по имени «Дакар» из Набережных Челнов поедут боевые КАМАЗы как с механическими, так и с автоматическими КП. Механические КП, используемые на боевых КАМАЗах, марки ZF поставляются предприятием «ЦФ КАМА», входящим в группу КАМАЗ. Модель ZF16S-251 изначально рассчитана на работу с полной массой до 45 т и максимальный крутящий момент до 2500 Нм. В нашем случае при массе машины 10 200 кг крутящий момент иногда достигает пиковых значений 4300 Нм, но, исходя из опыта команды, КП выдерживает такие нагрузки.

Трансмиссионная перспектива КАМАЗ-43509Трансмиссионная перспектива КАМАЗ-43509Колодки барабанного тормоза с составными накладками

На совсем новых машинах с упомянутым выше двигателем Cummins агрегатируется Allison 4700. Такие АКП разработаны для большегрузных коммерческих транспортных средств – максимальная мощность двигателя для базовой серийной коробки передач допускается до 522 кВт (700 л.с.). Коробки этой серии могут иметь до семи передач, включая режим «овердрайв», а также дополнительную передачу заднего хода. Поставщик предлагает варианты с узким и широким диапазоном передаточных чисел, а также с механизмом отбора мощности с приводом от двигателя. Электронная система управления 5-го поколения позволяет адаптировать агрегат к работе в самых разнообразных условиях.

Остаётся только добавить, что многозвенная карданная передача «железного героя Дакара» фирмы Tirsan, а рулевой механизм RBL.

Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509

Параметры массы
Полная масса а/м 10,2 т
Двигатель
Модель DCEC ISZ-13
Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность / при оборотах 720 (980) кВт (л.с.) / 2400 мин-1
Расположение и число цилиндров: Рядный, 6
Рабочий объем, л: 13
КПП
Коробка передач АКПП / МКПП

КамАЗ «летучий»

Модель 4911 Extreme — это и есть тот легендарный КамАЗ, участвующий в ралли «Париж-Дакар», а также в «Шелковом пути». Этот «выпускник» Камского автозавода, находящегося в Набережных Челнах (Татарстан), — не только спортивный грузовик. Он призван экстренно доставлять грузы, следуя по трассам с осевой нагрузкой до 78 кН, по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Машину можно эксплуатировать в различных климатических зонах при температуре +50. -30°С.

Почему же КамАЗ из «Дакара» был прозван болельщиками «летучим»? Машина поразительно легко и изящно отрывается от земли, словно гигантская птица. За счет изменения рамы, конструкции рессор, обновления ароматизаторов грузовик мягко приземляется на колеса при прыжках даже с большой высоты без ущерба для экипажа.

Первая гонка «летучего» грузовика состоялась в 2003 году. Тогда, на ралли «Телефоника-Дакар», машина заняла первое и третье место. Не раз КамАЗ 4911 Extreme становился победителем «Каппадокии», «Хазарских степей», «Дезерт Челлендж», чемпионата и Кубка РФ. А после дакаровских гонок всегда следовали модернизации и доработки машины.

Французская компания «Элигор» и российский завод «Электрон» (Казань) выпускают модельки масштаба 1:43 данной модели спортивного КамАЗа.

КАМАЗ-43509

Победа на «Дакаре»-2019

«С «Дакара»-2019 все автомобили должны выезжать с двигателем не более 13 литров. Мы начали работу с прицелом на новый регламент три года назад, и уже в 2018 году Дмитрий Сотников выехал на «Дакар» на машине под индексом 43509 с двигателем «Камминс». Нам двигатели никто не готовит: мы сами создаём форсированные моторы, беря за основу стандартные агрегаты. За два года мы уже довели «Камминс» до ума, но процесс продолжается».

«43509 позволяет экипажу ехать на более высоких скоростях по неровным дорогам — эта машина действительно обеспечивает очень многое. Совершенно другой автомобиль – так всегда и бывает при развитии техники».

Долго праздновать победу на «Дакаре»-2019 у «КАМАЗ-мастера» вряд ли получится: выступления сразу четырёх обновлённых грузовиков наверняка уже принесли новые идеи относительно их доводки. Также нужно решать бумажные вопросы с «капотником» и продолжать его доводку. Да и организаторы «Дакара» наверняка уже размышляют, что ещё сделать, чтобы наконец остановить российскую команду…

Внутренний интерьер – дизайн кабины

Водительское место играет большую роль в общем уровне комфортабельности автомобиля. Ведь именно там шофер проводит большую часть своего времени. Итак, что можно видеть в кабине? Два мягких удобных кресла, которые, кстати, для удобства отдельно регулируются. Сиденья двигаются как и в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

камаз 4911 спорт

Этот фактор просто нельзя не учитывать. Все приборы управления сведены в одно место. Не стоит тянуться куда-то вдаль, чтобы что-то поправить. Всё под рукой. Обивка салона не радует глаз изысканностью, но со своими функциями справляется. Позади кресел есть одно спальное место, на котором можно спокойно отдохнуть.

Экипажи команды «КАМАЗ-мастер», участвующие в ралли «ДАКАР-2019»:

10 октября на состоявшейся в Набережных Челнах пресс-конференции руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин объявил составы экипажей для участия в ралли «Дакар-2019»:

  • пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков;
  • пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов;
  • пилот Дмитрий Сотников, штурман Дмитрий Никитин, механик Ильнур Мустафин;
  • пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов.

Без технички никуда, вот несколько примеров её оснащения

Без технички никуда, вот несколько примеров её оснащения

Пряные нотки тест-драйва

Для текущих тестов и тренировок команды по краешку национального природного парка «Нижняя Кама» на окраине Набережных Челнов проложен небольшой спецучасток, длиной около десяти километров, который позволяет произвести короткие тесты, а также отработать пилотам индивидуальные настройки ходовой части и силового агрегата. Как говорят сами пилоты, по меркам «Дакара» – это автобан! 10-тонная машина набирает скорость с невиданной для грузовика прытью. Пока под колёсами довольно мягкий грунт и относительно прямой участок дороги пилот разгоняется до 140 км/ч. Затем ландшафт меняется на лесистый, и поневоле замирает сердце, когда после проезда очередной лужи, на дне которой раскисшая грязь, пилот в борьбе с заносом мастерски лавирует по разбитой лесной грунтовке на огромной скорости, в каких-то сантиметрах от деревьев. Трамплин, прыжок! КАМАЗ, оторвавшись на мгновение от земли всеми четырьмя колёсами, приземляется. Для обывателя это просто буря эмоций, для пилота – будничная работа…

Итоги ралли «Дакар-2017»

Последний «Дакар» проходил в Боливии. Многие участники признали его самым тяжелым за всю историю ралли. А виной всему оползни, дожди, сели. Но это не помешало «КамАЗу» в «Дакаре-2017» проявить себя с лучшей стороны. Команда «КамАЗ-мастер» вернулась с соревнования, как и во многие прошлые годы, чемпионом:

  • Первым среди спортивных грузовиков стал экипаж Э. Николаева, Е. Яковлева, В. Рыбакова.
  • Вторым на финиш пришел КамАЗ Д. Сотникова, И. Леонова, Р. Ахмадеева.

«Золото» и «серебро» — награды КамАЗа в «Дакаре» текущего года. Как сам спортивный грузовик, так и его легендарная команда вновь подтвердили титул лучших на мировом ралли-рейде. Однако гонки — это не единственная стезя «летучей» машины. Помимо всего прочего, она может быть использована для экстренной доставки грузов — автомобиль, прыгая на рессорах, стрелой пронесется по бездорожью.

Эпилог

Вот и получается, что реальное время на бездорожье достигается далеко не только мощностью двигателя и прочностью машины, хотя и без этого никак, но прежде всего секрет успеха в возможности экипажа переносить тяжелейшие нагрузки и при этом сохранять работоспособность длительное время…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий