Недостаточная видимость дороги это

Содержание

Дорожную разметку не видно: что делать и как избежать штрафа за пересечение

Довольно часто случается так, что при езде по дорогам общего пользования разметку не видно. Или она едва различима, что вызывает сложности у некоторых водителей.

Ещё одна неприятная ситуация — это попытка инспектора ДПС выписать штраф за пересечение линии, которую водитель попросту не видит из-за её отсутствия, либо же когда разметку нанесло снегом или грязью.

Дорожную разметку не видно

Как действовать в такой ситуации, на что ориентироваться и как не стать жертвой недобросовестных инспекторов — это основные вопросы, которые интересуют начинающих и даже достаточно опытных водителей.

Все о недостаточной видимости на дороге. И как себя вести

Каждый прекрасно знает, что безопасность на дороге зависит от множества различных факторов, ключевым из которых является хорошая видимость. Нередко в сети или на телевидении можно видеть, к каким страшным последствиям может привести недостаточная видимость на трассе. Иногда масштабные аварии охватывают десятки и даже сотни автомобилей. Соответственно фактору видимости на дороге надо уделять особое внимание.

Все о недостаточной видимости на дороге. И как себя вести

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Внешние факторы на дороге, например, погодные или сезонные, зачастую играют немаловажную роль. Они оказывают влияние на условия видимости объектов. Во время эксплуатации транспорта нельзя ими пренебрегать.

Условия недостаточной видимости

Условия видимости

Условия видимости имеют принципиальное значение в деятельности водителя. Они обусловливают выбор скоростного режима, отказ от выполнения различных маневров, использование внешних световых приборов и прочие аспекты движения.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

условия видимости на дороге

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Следовательно, в зависимости от условий видимости должна выстраиваться и работа водителя: лучше видимость – легче водителю. И наоборот!

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Правила знают два основных типа видимости дороги и объектов, расположенных на ней:

  • в зависимости от недостаточности освещенности (темное время суток; недостаточная видимость, светлое время суток);
  • в зависимости от ограниченности обзора (ограниченная видимость).

Рассмотрим эти условия видимости и особенности движения в них более подробно.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Правила использования световых приборов автомобиля

Правила использования фар и фонарей

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.

Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).

К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.

Общие правила разметки

Есть несколько общих правил, касающихся разметки. Все они прописаны в Правилах дорожного движения (ПДД) и во многом объясняют водителям, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Напомним эти правила. Звучат они следующим образом:

Пересечение двойной сплошной

  • Если разметку плохо видно, что обусловлено погодой, либо разметка отсутствует вообще, водителю следует ориентироваться на установленные дорожные знаки.
  • Когда знаки также отсутствуют, как и разметка, задача водителя — самостоятельно определить ширину проезжей части, а также ширину своей полосы. К примеру, если это двухстороннее движение, тогда участок делится на 2 части по ширине. Желательно держаться ближе к правому краю, а не к середине. , если движение двухстороннее и полоса отделена с помощью сплошной или двойной сплошной линии.
  • Если дорожное полотно разделено на 4 полосы и более, тогда объезжать и обгонять другие машины запрещено с выездом на встречную полосу. Развернуться и повернуть можно на перекрестках, а также на участках, где это позволено делать по правила или в соответствии с установленными знаками.
  • Если дорога разделена на полосы с помощью линий разметки, транспортные средства могут двигаться только по ним. Наехать на прерывающуюся линию можно. Но только в ситуации, когда машина выполняет перестроение.
  • Когда допустимая скорость на дороге составляет более 80 километров в час, водителям следует держаться ближе к правой стороне. Левая полоса по стороне движения авто нужна, чтобы другие автомобили могли развернуться или повернуть. Также эти полосы следует освобождать для проезда спецтранспорта и машин оперативных служб.

Именно эти требования чаще всего и нарушают автомобилисты.

Внешние световые приборы автомобиля

В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.

Примечание. Тема “световые приборы” является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.

Габаритные огни

Габариты – это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.

Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.

Дневные ходовые огни

ДХО – световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.

Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.

В 2022 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.

Ближний и дальний свет фар

Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар – это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.

При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний – более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний – на более высоких.

Противотуманные фары

ПТФ – 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.

В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.

Противотуманный фонарь

Противотуманный фонарь – фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.

Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.

Фактор слепящего солнца

Помимо осадков, фактором который может резко снизить обзор на дороге, может быть яркое солнце. Солнечный свет, ослепляющий водителя, резко снижает внимание и концентрацию автомобилиста и тем самым снижает возможность четко видеть общую ситуацию на дороге.

Сложность обычно создает езда по направлению заката или рассвета, именно такое низкое солнце может существенно осложнять вождение автомобиля. Помимо этого, яркое солнце в комплексе с обилием белого снега также негативно сказывается на общем состоянии и внимании автомобилиста. Яркое освещение провоцирует быструю усталость глаз и значительное снижение внимания.

Интересно, что если резко после яркого солнца заехать в тень, то ситуация, не только не улучшается, а даже может ухудшиться. В такой момент может наступить кратковременная слепота, что очень опасно при движении на больших скоростях. В такой момент водитель может не заметить дорожных знаков, светофоров и даже пешеходов.

Не следует пренебрегать солнцезащитным козырьком, расположенным над лобовым стеклом. Также надо помнить, что этот козырек не только защищает водителя от солнечного света, направленного в лицо, но и если солнце светит сбоку.

Когда правила можно нарушить

Есть несколько ситуаций, когда правила можно нарушить. Хотя лучше этого не делать из соображений безопасности. То есть за следующие манёвры наказывать не будут. Но только при условии, что выполнены они были по необходимости.

К этим 3 ситуациям относятся:

Временная разметка

  • Препятствие на дороге. Разметку на дороге можно нарушить, если на пути следования есть препятствие, мешающее нормальному проезду по полосе движения автомобиля. Препятствиями являются дорожные аварии, ДТП, плохое состояние дороги (яма, выбоина), а также наличие посторонних предметов.
  • Несоответствие цвета. Согласно ГОСТу, горизонтальную разметку должны наносить белым цветом. А вертикальную чёрным и белым в полоску. Если цвет разметки нарушает действующий регламент, то и нарушение её пересечения не может считаться правомерным. . Когда на дорогу нанесена временная разметка, тогда движение осуществляется в соответствии с установленными на дороге знаками. Знаки также могут быть временными или основными. Но всё равно упор водитель должен делать на знаки. К тому же, когда на дороге есть постоянные и временные знаки, не соответствующие друг другу, тогда в этой ситуации главным ориентиром будет именно временный знак.

Но всё это касается ситуаций, когда водитель может оценить обстановку на дороге, ориентируясь на видимую разметку.

Обязательства меняются, когда разметку не видно. Она может отсутствовать, либо её замело снегом, покрыло лужами после дождя или занесло грязью. Причины могут быть разные. Но факт в том, что водитель разметку не видит.

Движение в светлое время суток

При хорошей видимости

При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • ближний свет;
  • дневные ходовые огни;
  • противотуманные фары;

Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.

При движении также могут быть включены:

  • габаритные огни.
  • противотуманный фонарь.

При недостаточной видимости

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно на автомобиле могут быть включены:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь;
  • габаритные огни;
  • дневные ходовые огни.

Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.

Иные погодные явления

Нередко автомобилиста внезапно может застать не только сильный снегопад, но и настоящая метель. В этот момент снег падает не только сверху, но и поднимается с земли. Подобная снежная стена способна создавать снежный барьер, который полностью лишает водителя возможности видеть дорогу. Это очень опасное явление, которое также приводит к большому числу серьезных аварий.

Если взять городские дороги, то и тут есть определенные опасности. В зимнее время дороги покрывают реагентами, которые в свою очередь создают обилие грязной жижи на дороге. Вылитая из-под колес, такая жижа может резко лишить водителя видимости. А если учесть городскую транспортную толчею, то это может привести к ДТП.

Если не видно стоп-линию

Чаще всего именно зимой становится не видно разметки на дороге, поскольку её заметает снегом. Это вполне распространённое явление.

Многие водители опасаются, что закрытая снегом дорожная разметка не причина нарушать ПДД. А потому даже когда линии не видно, засыпанный снегом участок дороги может стать удачным местом для наряда ДПС, чтобы штрафовать водителей.

Стоп линия

Другими словами, если водитель физически не может увидеть разметку, которая закрыта от глаз снегом, грязью и прочими факторами, наказывать за это никак нельзя.

Для начала стоит взглянуть на ситуацию, связанную со стоп-линией.

Тут нужно отталкиваться от действующего ГОСТа, прописанного под номером Р 52289-2004.

В пункте 4.4 этого ГОСТа говорится, что на дорожных участках, где разметка, определяющая правила и очерёдность проезда автомобилей, является трудно различимой, либо не была восстановлена, нужно устанавливать соответствующие предупреждающие знаки.

Дорожный знак

Поскольку на дороге имеется стоп-линия, но также дополнительно должен устанавливаться и соответствующий дорожный знак СТОП.

Если перед перекрёстком стоит знак СТОП, то водителям нужно опираться на него и останавливаться именно около знака. А затем уже продолжать движение, пропустив машины.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной

Чтобы правильно себя вести на дороге и соблюдать ПДД, каждый водитель обязан знать, что по Правилам означает используемый всеми термин «ограниченная видимость». Благодаря этому не только улучшается знание законодательства, но и повышается безопасность автомобилистов.

Ограниченная видимость по действующим ПДД для водителя проявляется в ограничении поля зрения окружающим ландшафтом, строениями, растительность, дорожными изгибами. Фактически подобная видимость не зависит от текущего времени. Водитель должен придерживаться рекомендованного ограничения скорости на подобных дорожных участках. Кроме этого при движении определены запреты на развороты или обгонные маневры.

В значении обзорности нет разницы по сезону или времени суток, что отличает его от других понятий. Стоит дополнительно учитывать обязательства, накладываемые на водителей за пределами города. Чтобы повысить видимость, которая может быть недостаточная даже днем в пасмурную погоду, всех обязуют включать ближний свет либо ходовые огни, чем стремятся снизить аварийность.

Отличие ограниченной видимости от недостаточной

Чтобы дорога не преподносила сюрпризов, и езда не выходила за рамки существующих правил ПДД, водитель должен четко понимать, что подразумевается под термином “ограниченная видимость”. Это может несколько повысить безопасность водителя и его пассажиров.

Ограниченная видимость не зависит от погоды или времени суток. Она характеризуется особенностями ландшафта, архитектурой или другими факторами, которые ограничивают видимость самой дороги. Это также могут быть подъемы, спуски или изгибы дороги. Как правило такие места регламентируются знаками, которые требуют соблюдения определенных правил. Например, в таких местах могут быть запрещены развороты или обгоны.

Скрытая сплошная линия

Другая ситуация, если водителю не видно разметку на дороге, которая предназначена для разделения дорожных потоков. Опасность пересечения в том, что можно оказаться на встречке. Следовательно, возрастает угроза столкновения.

Согласно ПДД, количество полос на дороге определяется разметкой и знаками. При их отсутствии водитель сам должен учитывать габариты транспортных средств, а также ширину проезжей части.

Смысл в следующем. Водитель видит перед собой дорожное полотно. По нему машины движутся в обе стороны. Визуально нужно разделить всю ширину дороги на 2 части. Одна половина ширины, которая находится с левой стороны, будет являться стороной встречного движения. Следовательно, пересекать эту условную половину нельзя.

Дороги без разметки

При нахождении сплошной под снегом, водой или грязью, автомобилисты сами определяют, сколько полос на этой дороге.

Важно отметить и тот факт, что дорожные камеры, как и инспекторы ДПС, не имеют права фиксировать возможное пересечение разметки. Невозможно доказать, что водитель пересёк разметку, поскольку её не видно.

Только не забывайте, что по правилам на участках, где разметку не видно из-за снега, воды, грязи и прочих причин, либо её не успели восстановить, обязаны установить временные знаки.

Но если временных знаков нет, основные дорожные знаки также не позволяют определить особенности участка и разметка отсутствует (её не видно), тогда привлекать водителя к ответственности нельзя.

Получается, что когда двойную сплошную заносит снегом и её не видно, даже при пересечении это не будет считаться правонарушением.

Но есть другой момент, связанный с тем, можно ли обгонять машины, когда не видно разметки. Потенциально это разрешается делать. Но важно оценить, насколько такой манёвр будет безопасным. Для этого взгляните на часть дороги, которая предназначена для движения встречного автотранспорта. Если путь свободен, никакие знаки не ограничивают возможность обгона, тогда манёвр совершить можно.

Обгон без разметки

Существует вероятность, что инспектор заметит это и решит остановить водителя, чтобы наказать за якобы нарушение. Ведь инспектор знает, что здесь разметка есть и пересекать её нельзя. Но что делать, если разметка сильно занесена снегом и разглядеть её невозможно. Тут добросовестному инспектору придётся опустить жезл и дать машине спокойно проехать. Факт нахождения сплошной под снегом не позволяет применять существующие меры наказания.

А вот что действительно нужно сделать, так это сообщить о проблеме в дорожные коммунальные службы. Они должны приехать, установить временные знаки, а также приступить к расчистке участка. Только после этого, когда разметка будет видна, можно говорить о привлечении водителей к ответственности.

Как улучшить недостаточную видимость

В отличие от ограниченной видимости, недостаточная видимость не регламентируется правилами и дает автомобилисту определенную свободу действий. Поэтому крайне важно правильно и своевременно пользоваться приборами, установленными в автомобиле. Среди которых дворники, противосолнечные козырьки и противотуманные фары.

  • Не стоит пренебрегать освещением автомобиля.

Если в обычное время неправильно отрегулированные фары не причиняют неудобств, то в условиях плохой видимости они могут или очень помочь, или усугубить и так плохую видимость. Поэтому регулировке фар следует уделить внимание. Также хорошо иметь задние противотуманные фары. Они помогут хорошо обозначить ваш автомобиль, что поможет избежать наезда сзади.

  • Также надо помнить, что в условиях недостаточной видимости надо следить за скоростью, которая должна быть как можно меньше.
  • Дистанция должна быть оптимальной.

Другими словами, нельзя сильно сближаться с автомобилем, который движется впереди, но и не следует терять его из виду. Иначе в случае его экстренного торможения может не хватить реакции для торможения.

  • Для остановки следует съехать на обочину как можно дальше от дороги или вообще остановится в отдалении или на заправке.

Выходить из автомобиля надо так, чтобы вас было видно, поэтому надо иметь в автомобиле светоотражающий жилет. Люди являются постоянными жертвами на дороге с недостаточной видимостью.

  • Во время движения должен работать обдув стекла изнутри, это предотвратит появление запотевания.
  • При этом двигаться желательно ближе к разделительной полосе, поскольку обочина в условиях недостаточной видимости представляет серьезную опасность.

Как правило, именно на обочине могут стоять поврежденные автомобили и люди, которые находились в этих автомобилях.

Не стоит преувеличивать свои способности. Если погодные условия вызывают сильное беспокойство, то длительный стресс может заставить водителя действовать неадекватно. Поэтому в случае панического настроения, надо срочно остановится и постараться переждать непогоду.

Читайте также:

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Скорость движения в условиях недостаточной видимости

Необходимо понижать скорость до безопасного, сообразуясь только с дорожными условиями. Конкретных рекомендаций здесь нет. Выбор скоростного режима всегда будет носить вполне субъективный характер. Человек должен сделать это самостоятельно, руководствуясь опытом и знаниями.

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий. Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами.

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Способы увеличения видимости

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Как определить встречную полосу движения без разметки

Представьте ситуацию, в которой нет дорожных знаков, как и разметки на дорожном полотне. И как же можно выяснить, сколько тут полос движения и какая часть дороги выделена под встречное движение.

Для начала убедитесь, что это не односторонняя дорога. Обычно это понятно по знакам и по наличию или отсутствию встречных машин.

Также нужно обратить внимание на ПДД и пункт 9.1. Здесь сказано, что число полос, как и встречное движение, определяется по разметке и знакам. Если их нет, тогда в дело вступает сам водитель и его способность визуализировать.

Направление движения

Во внимание следует принимать 3 пункта:

  • ширину проезжей части (общую);
  • габаритные размеры автотранспортных средств;
  • интервал между машинами, обеспечивающий безопасное движение.

Ситуация неоднозначная, поскольку каждый водитель может трактовать её по-своему.

Чтобы минимизировать конфликтные ситуации на дорогах, а также избежать столкновений и аварий на участках, где нет разметки, рекомендуется ориентироваться на следующие правила.

  • Половину проезжей части отдавайте машинам встречного движения. Визуально разделив дорогу на 2 части, левая сторона будет для встречки, а правая ваша. Выезжать в левую часть не стоит. Только для обгона, опережения и в ситуации, когда манёвр не будет создавать угроз и опасностей другим водителям.
  • Когда водитель движется по своей половине дорожного полотна, он сам определяет, сколько полос на его части.
  • Ни одна дорога, где нет знаков и разметки, не может быть трёхполосной. Даже при том условии, что ширина полотна позволяет в один ряд находиться 3 автомобилям одновременно. Количество полос всегда будет чётным. И лучше всего ориентироваться на то, что полос здесь 2.
  • В ПДД не существует никаких рекомендаций или алгоритмов для того, чтобы водитель мог определить численность полос для движения автомобилей. Поэтому весь процесс полностью на усмотрение водителя.

Приняв во внимание эти тезисы, вам будет проще понять, где и как лучше разворачиваться, каким образом идти на обгон и опережение.

Практика показывает, что в подобной ситуации лучше держаться правее в своей половине. Рано или поздно разметка или знаки появятся. И тогда уже будет проще и безопаснее выполнить манёвр.

Как увеличить недостаточную видимость?

Это можно сделать с помощью различных осветительных приборов: диодных, противотуманных фар и т. д. Необходимо только позаботиться о других участниках движения, это не должно создавать им дискомфорт.

Заключение

При плохой видимости или обзорности водитель должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность пассажирам и остальным участникам дорожного движения. Не стоит расслабляться, обгонять машины, двигаться задним ходом. Важно быть готовым к любым неожиданностям на пути.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий