Верховный суд каско без учета износа

Износ по КАСКО. Что это?

Страховая выплата по КАСКО с износом меньше из-за потери автомобилем товарной стоимости, а цена полиса ниже. В одних случаях более выгодно оформить договор с учетом этой характеристики, в других — без. Это зависит от застрахованных рисков, особенностей авто, возраста водителя и его стажа.

Износ по КАСКО. Что это?

Сделайте расчет КАСКО с износом прямо сейчас и получите скидку на оформление страховки

Как получить выплату по ОСАГО без учёта износа? Судебная практика

Выплата без учета износа по ОСАГО. Проверенные способы получения денежной компенсации

Страхуя гражданскую ответственность по полису ОСАГО, автовладельцы рассчитывают на то, что при наступлении страхового случая получат возмещение в полном объеме. Причем полис должен покрыть не только ремонт, но и дополнительные расходы, связанные, например, с эвакуацией автомобиля с места ДТП и его хранением. В рамках ОСАГО можно даже получить компенсацию за утрату товарной стоимости (ведь покрашенная машина уже не будет стоить как новая). И все было бы хорошо, если бы не одно но: страховая выплата при ДТП считается с учетом износа подлежащих ремонту комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов). Это следует из п. 19 ст. 12 закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). На практике выплаченных страховой денег на восстановительных ремонт не хватает. Автовладельцы вынуждены из своего кармана доплачивать за установку оригинальных или б/у запчастей или за непредвиденные расходы (в автосервисе вдруг обнаружилось, что повело стойку и изменилась геометрия кузова) – и так бывает! И далеко не все водители знают, что есть законные способы получить страховую выплату без учета износа изделий. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Получить возмещение вреда при наступлении страхового случая можно двумя способами:

1. Организация и оплата восстановительного ремонта автомобиля (получение от страховой компании направления на ремонт на СТО);
2. Страховая выплата (получение от страховой компании денежных средств, на которые Вы осуществляете ремонт самостоятельно).

Однако, второй способ возможен лишь в случае соблюдения условий, указанных в п. 16.1. ст. 12 Закона об ОСАГО. Получается, что автовладельцы не могут выбирать, каким образом получить страховое возмещение, и страховщик законно выдает направление на одну из сотрудничающих с ними СТО. Стоит отметить, что при направлении автомобиля на СТО износ не учитывается, поэтому в сравнении с денежной выплатой этот способ может оказаться более выгодным. Вместе с тем стоит учесть, что расчет восстановительного ремонта проводится страховой компанией на основе Единой методики ЦБ и справочников РСА (Российского Союза Автостраховщиков), цены в которых, как правило, ниже рыночных. Следовательно, выплаты по ОСАГО на полноценный ремонт в большинстве случаев все равно не хватает.

Защитить интересы автовладельцев при неправомерном действии страховой компании можно в суде. Юрист по ОСАГО поможет защитить права автовладельцев в спорной ситуации. Один из таких случаев рассматривался в Верховном суде РФ (Дело №86-КГ20-8-К2). Согласно определению суда, страховая компания должна была возместить пострадавшему стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий.

Особенности КАСКО с износом

  • Рассчитывают ежемесячно. Правительство Постановлением РФ № 361 определило средние показатели — 0,04%-0,05% в день
  • Начисляют только на запчасти, которые можно заменить, но не учитывают, если деталь можно отремонтировать или покрасить
  • Считают разный процент для новых и подержанных авто. Для новых она составляет 10-15% в год, для подержанных больше

Например, вы застраховали машину на 800 000 рублей с амортизацией 10% и через полгода наступил страховой случай, ущерб — 200 000 рублей. Вам выплатят на 5% меньше — 190 000 рублей.

Рассчитать стоимость полиса можно на нашем калькуляторе КАСКО.

В чём дело? Исходные данные

Итак, действующий на 2021 год закон “Об ОСАГО” обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

Единая методика расчёта и взыскание разницы выплаты по ОСАГО с виновника

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Подробнее об услуге, не учитывающей износ по КАСКО

При включении этой опции в договор ваш автомобиль будет числиться новым весь срок действия полиса и при попадании в ДТП ущерб будет посчитан так, как будто вы только что купили полис, а не ездите, допустим, 10 месяцев. Это относится и к выплате страховой компенсации деньгами и к страховому ремонту. При ремонте повреждённые узлы и агрегаты поменяют на новые, не важно, что после покупки полиса они эксплуатировались какое-то время и потеряли как в цене, так и в характеристиках.

Когда такой услуги в полисе КАСКО нет, при расчёте страховой выплаты учитывается следующее:

  1. Степень износа со времени покупки полиса.
  2. Сколько времени прошло от покупки полиса до ДТП.

Степень износа устанавливается в размере 12% от страховой стоимости автомобиля. Таким образом, за каждый месяц действия договора размер страховой выплаты уменьшится на 1%. При этом, если получившейся суммы на полноценный ремонт не хватит, то владелец разницу доплачивать будет сам.

Что выгоднее: страховка с износом или без

Нельзя однозначно сказать, что лучше, так как выплата зависит от процента амортизации, момента, когда произошла авария и количества ДТП. К концу страхового периода сумма возмещения уменьшается, так как машина изнашивается. В этом случае полис окупится, если произошла одна крупная или несколько средних аварий.

Вы можете поискать выгодные условия у разных страховщиков. Они предлагают свои программы КАСКО и обозначают их как GAP. GAP-страхование выгодно, но возможно только по риску хищения или гибели ТС.

Верховный суд: выплата по КАСКО должна быть без учета износа при хищении авто

Верховный суд разъяснил порядок выплаты страхового вознаграждения при гибели автомобиля — юридические советы

Может ли страховая компания выплачивать страховое возмещение по КАСКО за вычетом износа, если машину угнали или похитили? Верховный суд РФ в очередной раз подтвердил, что нет (определение 78-КГ15-46 от 26.01.2016).

Что случилось?

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Выгодно или нет такое решение

КАСКО без учета амортизации автомобиля – это не только полное покрытие ущерба, но и более дорогая страховка. В среднем цена полиса при таком условии выше на 15%. Решая, стоит ли тратиться или лучше купить КАСКО с учетом износа, нужно принимать во внимание несколько факторов:

  • страховую стоимость самого автомобиля;
  • год выпуска;
  • процент износа;
  • размер страховой суммы, которую клиент получит после порчи машины;
  • возраст и стаж вождения владельца;
  • количество людей, пользующихся транспортным средством.

При новом ТС, неопытном водителе или нескольких автомобилистах очевидно, что лучше заключить договор без учета амортизации. При таких исходных данных риск попасть в аварию выше, чем для опытного человека за рулем. Если это будет одно серьезное ДТП (или несколько мелких) через полгода и больше после покупки полиса, КАСКО оправдает себя.

Аккуратному и опытному автомобилисту не стоит спешить приобретать полис без учета износа. У него больше шансов совсем избежать аварии. Особенно, живя в небольшом городе с тихим дорожным движением.

Сложнее всего решиться на покупку КАСКО без учета амортизации владельцам дорогих иномарок. С одной стороны ремонт такой машины стоит немалых денег, и хорошо бы получить после аварии 100%-ное покрытие ущерба. Но с другой цена полиса при этом будет очень высокой.

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

ремонт

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

Убытки страхователя

Если бы КАСКО не было и страхователь напрямую обратился в СК виновника по ОСАГО, он получил бы 400 000 руб. и мог бы требовать 50 000 руб. с виновника. При этом страховая ОСАГО производит выплату согласно п. 3.4. «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 г. № 432-П):

«Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа».

При этом если убытки при восстановительном ремонте составили бы более 450 000 руб., у потерпевшего было бы право на возмещение их. Но ведь в данном обстоятельстве нужно руководствоваться еще и принципом разумности, то есть провести экспертизу и доказать, что ремонт не мог быть осуществлен ни как иначе, как, например, заменой запчасти на новую вследствие отсутствия б/у или невозможности восстановления старой.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные,в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Как в такой ситуации быть владельцам б/у машин

Нередки случаи покупки автомобилей с рук. И неизвестно, сколько раз до этого её перепродавали. И для таких машин не запрещено покупать полисы КАСКО без учёта износа. Но вот вопрос – надо ли? Это сильно увеличит стоимость полиса: мало того, что к цене страховки тут же приплюсуют 15-20%, так ещё и за каждый год после 5 лет возраста машины цена будет увеличиваться.

Но у любого автовладельца есть искушение «побаловать» свою «старушку» после аварии новыми запчастями. А учитывая то, что на старые авто величина износа устанавливается довольно высокая, выплаты по КАСКО с учётом износа могут оказаться мизерными.

Так что, тут тоже есть, над чем подумать, сравнить, выбор только за автовладельцем.

Мнение Верховного суда по поводу полиса КАСКО без износа

Как многие уже, наверно, знают, страховщики включают расчёт степени износа не только при ремонте машины, но и при её угоне или полной гибели. Прямого закона, регулирующего этот момент, нет, но с точки зрения косвенных законов, действия страховщиков неправомерны. И поэтому, даже если в вашем договоре по КАСКО при угоне или полной гибели автомобиля учтён износ, можно добиться полной компенсации.

Но так может решить только суд, никакие другие способы здесь не помогут (договориться со страховщиками не получится, и досудебная претензия тоже не поможет). Подобные прецеденты создавал аж Верховный суд, куда доходили самые упорные клиенты страховщиков в поисках правды. И именно Верховный суд признавал незаконными пункты договора, учитывающие износ при угоне или полной гибели авто и отменял решения, принятые на их основе. И даже то, что клиент подписал договор, содержащий этот пункт, не играет никакой роли.

Страхование по КАСКО подчиняется закону о страховании и закону о защите прав потребителя. А там отсутствует возможность включения степени износа в компенсацию за утраченное имущество. И даже совсем наоборот, есть пункт по поводу частей договора, противоречащих законам. Там сказано, что если какой-либо из пунктов договора не соответствует хоть одному действующему закону, то он незаконен и не может быть соблюдён. И если по незаконному пункту договора клиент получил прямой или косвенный ущерб, то он обязан быть возмещён тем, кто включил незаконный пункт в договор.

И вот именно на основании этой статьи закона Верховный суд вынес постановление, согласно которому при полной гибели автомобиля (или другого имущества) или такой поломке, починить которую технически невозможно, компенсация обязана быть выплачена в полном объёме, без учёта износа.

К ремонту это постановление Верховного суда не относится. Тут уж страховая компенсация будет с учётом износа. Или, если клиент выбрал ремонт, за новые детали платить будет клиент.

Мы перечислили все возможные варианты полиса КАСКО. И только вам решать, покупать ли КАСКО без износа.

Возможно у вас остались вопросы, можете задать их через форму, и наш специалист перезвонит вам.

Если машина подержанная

Очень многие автомобилисты владеют машинами, которые прежде имели других хозяев. Но и в этом случае можно купить КАСКО без учета износа. Тогда к стоимости полиса не только прибавятся 15% за условие. Он будет еще дороже из-за того, что машине 5, 7, 10 лет, значит, риск того, что она будет повреждена, по мнению страховщиков, выше. Если сравнивать цену КАСКО на авто одной и той же марки, но нового и подержанного, выяснится, что первый полис будет дешевле.

С другой стороны, отремонтировать разбитую старую машину недавно сошедшими с конвейера деталями весьма выгодно. Тем более, что процент износа на такие авто обычно больше 12%. То есть по КАСКО с учетом амортизации автовладелец может получить совсем крошечную сумму. Поэтому имеющим подержанные автомобили стоит страховать их, убрав из договора это условие. Особенно, если водитель неопытный или недисциплинированный, ездит по городу с интенсивным движением.

Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Расчёт выплаты с виновника по судебной экспертизе

Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.

Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.

Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

Проконсультироваться с автоюристом онлайн

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Возможности контролировать страховую

Далеко не всегда автовладелец, чья машина пострадала в аварии, проверяет расчеты страховщика. И компании нередко этим пользуются, занижая выплаты. А обмана можно избежать:

Износ по ОСАГО

Изучив документы с калькуляцией изношенности. Цифры следует сравнить с теми, что есть в таблицах «Единой методики…» и самостоятельно провести расчеты по формуле.

Ещё на InDrive.Net:

Можно ли рассчитывать на выплаты по ОСАГО виновнику ДТП

При обнаружении нестыковок следует сначала писать претензию страховщику, а затем жаловаться на него в РСА, Банк России или подавать в суд.

Смотрите в этом видео о методике расчета износа авто:

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

дтп

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

Обоснование Комментарий
ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части. Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2021 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности.
Согласно ст. 3 ФЗ “Об ОСАГО”, основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании. Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО.
Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины. Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового.
Согласно ФЗ “Об ОСАГО”, водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании. В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ “Об ОСАГО”, устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации.

Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.

Как происходят выплаты

После возникновения страхового случая автовладелец должен обратиться в компанию с заявлением о возмещении. В числе прилагающихся документов должен быть и полис КАСКО, в котором четко обозначено, что выплата производится без учета амортизации ТС.

Например, автомобиль застрахован на 200000 р., это максимальная сумма. Ущерб от аварии составил 60000 р. При страховке без учета износа эту сумму отдадут целиком. В договоре должно быть записано, что возмещение осуществляется в виде денежной компенсации. Если бы амортизация учитывалась, составляла 12% в год, а машину повредили спустя 6 месяцев после оформления полиса, собственник ТС получил бы 56400 р.

Автомобиль могут и отремонтировать за счет страховщика. При этом ликвидируют все образовавшиеся в результате аварии дефекты, а не часть. Поврежденные детали заменят новыми. Использование подержанных составляющих, как и неполное восстановление ТС, требование доплатить оставшуюся сумму с владельца будут означать нарушение договора компанией.

Эксперт по автомобильному праву

Если сумма ущерба большая, а автомобиль застрахован недавно, фирма будет всячески стараться снизить ее. Например, при осмотре специалист «не заметит» некоторых повреждений. Собственнику машины в этом случае стоит провести независимую экспертизу, которая подсчитает реальный ущерб.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий