Что такое буксировка на жесткой сцепке

Содержание

Применение метода частичной погрузки для буксировки автомобиля

Даже если у вас есть автомобиль или другое транспортное средство, не факт, что вам приходилось его когда-либо буксировать. С одной стороны, это позитивный факт, поскольку в данном процессе нет чего-то хорошего. Но с другой стороны, такой случай может произойти, а правила правильной буксировки не каждый помнит.

Дела обстоят так, что далеко не каждый автоинструктор даст ученику возможность попробовать себя в роли водителя авто, который производит буксировку транспортного средства. По этой причине могут возникнуть сложности во время буксировки в реальной жизненной ситуации.

Стоит сказать, что согласно правилам дорожного движения бывает буксировка как прицепа, так и автомобиля. Если говорить касаемо видов буксировки, то она бывает трех видов:

  • буксировка транспортного средства на жестком сцеплении;
  • буксировка авто на гибком сцеплении;
  • буксировка методом частичной погрузки.

В нашей статье мы поговорим о всех видах буксирования транспортных средств, однако более подробно остановимся на буксировании автомобиля при помощи метода частичной погрузки.

Как буксировать автомобиль, что это такое и правила буксировки

Буксировка — перемещение машины, потерявшей ход, в определённое место за счёт тяги другой. Требования к ней описаны в разделе 20 Правил дорожного движения (далее — ПДД). Рассмотрим различные способы и установленные ограничения.

  • Буксировка по ПДД
  • Виды буксировки транспортных средств
    • С частичной погрузкой
    • На гибкой сцепке
    • На жёсткой сцепке

    Когда и как применяется жесткая сцепка автомобиля для перевозки, буксировки, нужна ли категория

    Использование для буксировки неисправного авто негнущейся конструкции называется жесткой сцепкой. Это удобный и безопасный способ переместить транспортное средство. Но он должен выполняться с соблюдением прописанных в ПДД условий, иначе придется платить штраф или устранять последствия аварии.

    О том, как должна использоваться жесткая сцепка, а также методах изготовления приспособления своими руками, читайте в этой статье.

    Буксирующее и буксируемое транспортные средства

    Для начала рассмотрим различия понятий “буксирующее ТС” и “буксируемое ТС”, которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.

    Буксирующее ТС – это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.

    Буксируемое ТС – это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.

    Буксировка автомобиля на жесткой сцепке

    Связующим элементом здесь является специальная металлическая тяга цилиндрической формы или буксировочная конструкция из двух тяг, которые соединены под углом («треугольник»). Для перемещения легковых автомобилей данный вид буксировки не применяют, так как ее конструкция этого не предусматривает.

    Правила буксировки автомобиля на жесткой сцепке:

    • Длина буксировочной тяги должна составлять около 4 метров и не превышать этот показатель;
    • Необходимо нахождение водителя за рулем во время перемещения, чтобы придерживаться верной траектории движения;
    • Запрещена буксировка с неисправным рулевым управлением.

    Метод жесткой сцепки

    Буксирование транспортного средства с помощью специальных металлических приспособлений является более надежным, чем аналогичный процесс при помощи тросов, применяющихся во время гибкой сцепки. Плюс данной технологии еще в том, что во время ее проведения буксируемому автомобилю необходимо иметь всего лишь исправный руль, а во время гибкой сцепки к исправному рулевому управлению должны прилагаться еще тормоза, которые также должны находиться в рабочем состоянии.

    буксировка авто на жесткой сцепке

    Технология буксирования автомобиля

    Чем примечательна жесткая сцепка в сравнении с обычным гибким тросом — отсутствуют рывки, “бросающие” буксируемый автомобиль из стороны в сторону. Однако какую бы версию вы ни использовали, все равно обязательно нужно соблюдать умеренный ритм движения, управляя буксирующим автомобилем. На что следует обратить внимание водителю “тягача”:

    1. Золотое главное правило: при буксировке нагрузка на вашу машину многократно возрастает. Если вы не хотите, чтобы трансмиссия или двигатель были существенно перегружены, не нужно ехать очень быстро, не срывайтесь с места, делайте минимум маневров. А те, что все же рискнете проводить, осуществляйте максимально мягко и плавно. Жесткая сцепка — не панацея от всех бед, ведь даже она не убережет вас от заднего столкновения при резком торможении. За счет увеличившейся массы вы вполне можете не успеть затормозить перед препятствием спереди.
    2. Лучший режим скорости для буксировки — не выше 50 км/ч. Однако все индивидуально. Если погода начинает стремительно портиться, пошел дождь и дорога стала скользкой, не рискуйте и снизьте скорость дом минимума. А если вы буксируете автомобиль с автоматической коробкой передач, минимальный порог скорости должен уменьшиться до 30 км/ч. Если поездка дальняя, делайте остановки — охладите масло в трансмиссии и коробку передач. Автомобили с полным приводом и автоматической трансмиссией лучше всего перевозить на эвакуаторе.

    Какая должна быть

    Что необходимо для успешной и санкционированной транспортировки машины путём буксирования:

    1. Исправность тормозной и рулевой систем.
    2. Целостность покрытия кузова – не должно быть разрывов, загнутых наружу остроконечных кусков (если машина побывала в ДТП).
    3. Исправность дверных петель, ручек, стекол.
    4. Карабины и иные элементы присоединительного устройства должны быть исправны.
    5. Для гибкого сцепления необходим трос определенной длины.
    6. Для жесткого крепления – специальное приспособление из прочного и качественного металла.

    В случае провоза легкового автомобиля подходит гибкий вариант сцепки. Но для транспортировки грузовика или пассажирского автотранспорта, необходима жесткая сцепка.

    При последнем типе буксировки траектория продвижения второго автотранспорта не будет отклоняться. Тем самым, во время проезда не будет создаваться лишние помехи для иных участников.

    Длина троса

    Трос не должен быть короче 4 метров и длиннее 5 метров. Следует учесть, что чем длиннее будет оборудование гибкого сцепления, тем больше риска отклонения траектории при движении.

    Если трос будет короче указанной нормы, тогда возникает большой риск столкновения ведомого автотранспорта с тянущим его за собой автомобилем.

    Цвет троса не имеет значения. Скопление стальных волокон пропитывается световозвращающими составами.

    В случае применения красно-белого троса с эффектом «катафота», разрешается не прицеплять полосатые таблички. Такие тросы сами сигнализируют и служат в качестве средства подачи предупреждающих сигналов.

    Чаще всего можно встретить продукцию из нитей следующих оттенков, их комбинаций:

    • красный;
    • оранжевый;
    • синий;
    • синий с белым;
    • белый с красным;
    • оранжевый с белым;
    • иные вариации.

    Скоростной играет роль также и при наличии той или иной длины троса. Даже медленная езда ведущим водителем, не позволит идеально ровно ехать ведомому автомобилисту.

    Вот зачем требуется, чтобы за рулем второй (транспортируемой) машины находился человек, готовый всегда своевременно скорректировать вектор движения.

    Скорость движения

    Основной постулат Правил касательно скоростного режима действует практически для всех видов автотранспорта и во всех случаях буксирования. Применяется одно правило на всех.

    Разрешенный режим используемых скоростей во время буксирования другой машины:

    в черте населенного пункта не больше 50 км/ч
    за чертой города, поселка, по автомагистрали не выше 40 км/ч
    в случае самостоятельного перемещения сцепленного авто не более 80 км/ч
    с прикрепленным прицепом не более 70 км/ч

    Если автомобиль имеет коробку передач автоматическую, подлежит принудительному отвозу с места нахождения на проезжей части, то его необходимо везти исключительно со скоростью 30 км/ч – не больше.

    Единственно, в случае количества передач более 3-х ступеней, разрешено провозить ТС со скоростью увеличенной, но не больше 50км/ч.

    Метод буксирования посредством гибкого сцепления

    Данная технология является самой распространенной. Объясняется это тем, что трос, применяемый при таком методе буксирования, является довольно-таки надежным и практичным, а стоимость его на порядок меньше, чем приспособление, предназначенное для жесткого сцепления. Кроме троса вам также потребуются специальные крепления, применяемые специально для буксировки. Их нужно будет прикрепить к передней части авто, которое будут буксировать, и к задней части того авто, которое будет производить процесс буксировки.

    Максимальная скорость при буксировке

    Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.

    Буксировка автомобиля путем частичной или полной погрузки автомобиля

    • В этом виде буксировки применяется дополнительная сила – тягач – эвакуатор. Он имеет специальную грузовую площадку и оборудование, приподнимающее и удерживающее буксируемую машину;
    • Буксировка путем частичной или полной погрузки автомобиля – единственный вид буксировки, который можно применять в гололед, когда рулевое управление неисправно, а тормоза отказали.

    Особенности жесткой сцепки

    Этот способ буксировки осуществляется с применением твердой конструкции, один конец которой присоединяют к ведущей машине, другой – к ведомой. Она позволяет удерживаться обоим транспортным средствам во время движения на единой линии, что обеспечивает надежность и безопасность.

    Поэтому жесткая сцепка автомобиля особенно пригодится для перемещения тяжелой, неповоротливой техники. Она не даст машинам столкнуться друг с другом.

    Буксировка авто методом частичной погрузки

    Если говорить о данном типе буксирования, то он в плане его осуществления является наиболее сложным по сравнению с другими. Чтобы осуществить такой тип понадобится грузовое буксирующее транспортное средство, а также кран, благодаря которому можно будет сделать частичную погрузку.

    В подавляющем большинстве случаев данная технология применяется, для того чтобы перегонять новые грузовые транспортные средства передвижения. Применение данного метода относительно легковых авто выглядит неуместно.

    Буксировка авто методом частичной погрузки

    Если погрузить авто полностью в кузов другого транспортного средства, то это не будет являться буксировкой. Данная операция будет всего лишь процессом перевозки груза.

    Что такое авто услуга буксировки?

    фото 6В последние годы большую популярность приобрела услуга буксировки. Её предоставляют всевозможные службы такси, эвакуаторов и даже некоторые автосалоны. С помощью этой услуги водителю сломанного ТС больше не нужно голосовать на дороге в поисках водителя, который поможет оттащить машину в сервис.

    Для заказа тягача достаточно позвонить в такую службу, обговорить детали и дождаться тягача. Плюс этой услуги в том, что водитель буксира будет обладать должным уровнем профессионализма, что гарантирует безопасность транспортировки.

    Виды жестких сцепок

    Универсальная версия для “легковушек”

    В народе этот вид сцепки называется “штанга”. Она проста в эксплуатации и строении, поэтому пояснять здесь особо нечего. Устанавливается на стандартные автомобильные петли, которые разработаны для тросов.

    Версия “треугольник”

    Нестандартное устройство для необычных случаев. Это объясняется тем, что не у всех автомобилей установлены специальные петли, чтобы прикрепить его. Однако эта проблема решается как минимум двумя способами:

    • сегодня в продаже имеются такие разновидности, уже разработанные индивидуально под нужную модель автомобиля;
    • сделать такую сцепку при необходимости можно собственноручно.

    Несмотря на относительно небольшую стоимость всех видов сцепок, можно самостоятельно разработать чертежи для жесткой сцепки. Хватит элементарного эскиза. Если вы умеете работать руками и в вашем распоряжении есть все необходимые инструменты в виде болгарки, дрели и сварочного аппарата, вы легко справитесь с самостоятельным изготовлением жесткой сцепки для легкового автомобиля.

    Жесткая сцепка для автомобиля требует определенных знаний ПДД и технических знаний при изготовлении. Если вы решили сделать ее собственноручно, вам необходимо соблюдать элементарных правила техники безопасности. Следуйте инструкции, и проблем не возникнет.

    Когда может потребоваться для перевозки, буксировки

    Способ применим для перемещения отечественной или импортной машины. Его допустимо использовать ночью, независимо от сезона. Буксировка на жесткой сцепке может осуществляться за городом и в его черте. Туман – тоже не помеха для нее.

    Еще одно преимущество способа перед гибкой сцепкой – его можно применять для перемещения авто с неисправной тормозной системой. Приспособление не даст ему ударить сзади ведущую машину. Но при этом масса буксируемого авто не должна превышать половину того же показателя буксировщика.

    Буксировка машины на жесткой сцепке

    Изобретения

    Компания Mercedes-Benz изобрела электронный «ошейник» для трейлеров. Новая система называется «Вспомогательная стабилизация трейлера» (TSA). Она полностью интегрирована в существующую электронную систему курсовой стабилизации машины. TSA быстро обнаруживает начинающийся занос или поперечную раскачку прицепа и эффективно подавляет эти движения, попеременно подтормаживая правое и левое передние колёса автомобиля.

    Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.

    В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.

    Статья в ПДД «Буксировка механических транспортных средств»

    Буксировка автомобиля

    Правилам ведения буксировки в ПДД посвящен отдельный раздел. Перед тем, как осуществлять перевоз другого автомобиля или самому обращаться за подобной автомобильной помощью, изучите Правила дорожного движения, где указаны все необходимые нюансы. ПДД определяют то, что делать можно и что делать нельзя.

    В Правилах дорожного движения прописаны ситуации, в которых запрещено буксирование на гибкой сцепке:

    • На скользкой дороге в условиях гололеда (возможно использование только жесткой сцепки или погрузка буксируемого автомобиля на специальную платформу);
    • Буксирование нескольких транспортных средств за один раз;
    • Буксирование мотоциклами без присоединенного бокового прицепа;
    • Автомобиля, у которого имеется неисправность рулевого управления (применим только метод частичной или полной погрузки);
    • Транспортного средства с неполадками в тормозной системе.

    При возникновении какой – либо из вышеперечисленных ситуаций, воспользуйтесь услугами эвакуатора. Также, в качестве важного аспекта в ПДД прописано то, что за рулем буксируемого автомобиля должен обязательно находиться водитель.

    В Правилах дорожного движения также прописаны следующие важные нормы, касающиеся буксировки автомобиля:

    • При гибком сцеплении расстояние между автомобилями должно быть в пределах 4 – 6 метров. Именно такой длины, соответственно, должен быть трос. Если трос излишне длинный, то он создает определенные трудности в движении машин и маневрировании. В случае, если трос, наоборот, короткий, операция буксировки, в принципе, будет с трудом осуществлена, также увеличится риск столкновения буксируемого автомобиля и автомобиля – буксировщика;
    • Автомобиль на гибкой сцепке должен иметь скорость движения около 50 км/ч, но не более;
    • Обычные канат и веревка не могут использоваться в качестве троса. Он состоит из

    определенного материала, который способен выдерживать оказываемую на него нагрузку. Наиболее оптимальным является капроновый трос с карабинами.

    Реально ли избежать наказания за нарушение правил?

    фото 7Штраф или предупреждение? Выбор меры наказания лежит на сотруднике ГИБДД. Чаще всего, при возможности на месте устранить нарушение, они выбирают предупреждение. К примеру, если водитель не обозначил трос флажками или щитками, но они есть с собой, тогда их можно установить и продолжить движение.

    При необходимости отбуксировать машину, у которой нет ОСАГО, можно прибегнуть к хитрости, оформив договор купли-продажи. В таком случае водитель имеет право ездить на таком ТС без полиса в течение 10 суток. А вот избежать штрафа за отсутствие техосмотра, скорее всего, не удастся.

    Правила соблюдения техники безопасности во время буксировки транспортных средств

    Есть ситуации, когда не стоит браться за буксировку:

    1. Если вес буксирующей машины меньше буксируемой, тогда жесткая сцепка будет давать толчки сзади при торможении. В этом случае мягкая сцепка предпочтительнее, плюс исправные тормоза и рулевое буксируемой машины. Можно испортить тормоза ведущего автомобиля, потому что нагрузка на них повышается.
    1. Неопытность водителя ведущей машины, о не сможет оценить габариты транспорта с «прицепом», правильно войти в поворот, что может повредить обе машины.
    1. Ведомая машина сильно повреждена, нарушены углы развала/схождения колес, руль заклинило, нет возможности прочно закрепить сцепку или есть риск отломить крепления в процессе буксировки.
    1. На ведущей машине автоматическая коробка или вариатор, вы точно сломаете себе коробку передач, потому что на прицеп она не рассчитана.
    1. Водитель буксируемой машины пьян или неадекватен.

    Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств

    1. Знак “движение с прицепом запрещено” запрещает буксировку механических транспортных средств:

    Знак 3.7 Движение с прицепом запрещено

    2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.

    3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.

    Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.

    Заключение

    Буксировка машины относится к сложным видам транспортировки грузов, поэтому важно:

    • Быть уверенным в профессионализме водителя тягача;
    • Обговорить маршрут движения перед началом буксировки;
    • Вести машину плавно. Резкие старты и торможения могут стать причиной ДТП.

    Но самое главное – соблюдать правила 20 главы ПДД, потому что они нацелены на безопасность водителей.

    Штраф за неправильную буксировку

    В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).

    Готовим жесткую сцепку своими руками

    Для буксировки можно купить заводскую конструкцию. Но жесткая сцепка своими руками тоже вполне доступна и может использоваться. Есть два варианта приспособления:

    • В виде штанги. Она обязательно должна быть складной, поэтому необходимо взять 3 отрезка 20 — 50-миллиметровой металлической трубы, соединить их болтами и шарнирами. На концах, которые цепляются к автомобилям, нужны головки со скобами и креплениями. В роли последних тоже могут выступить болты.
    • В виде треугольника. Его углы также скрепляются с помощью шарниров, чтобы изделие складывалось. Те, что расположены у основания, предназначены для буксируемого авто. Верхушка будет присоединяться к тягачу, здесь нужно крепление, как для фаркопа. Это более прочная конструкция, в отличие от штанги. С ее помощью можно переместить ТС на достаточно большое расстояние.

    Перевозка на жесткой сцепке в России не так распространена, как на гибком приспособлении. Но в других странах как раз ее используют более активно, что доказывает эффективность и безопасность метода. Тем более что статичная конструкция может выручить там, где гибкая противопоказана.

    Определение понятия

    Буксировка машины – это манипуляция перевозки автомобиля при помощи тяговой силы другого автотранспортного средства и присоединительных деталей. Принцип перемещения механических ТС прост – одна машина перевозит другую с одного места на другое.

    В процедуре фигурируют следующие понятия:

    1. Буксирующее авто – то, к которому прицепляется автомашина, требующая принудительной транспортировки.
    2. Буксируемое авто – то, которое непосредственно перевозится прицепом (едет вторым, прикрепленным к тяговой машине).
    3. Фаркоп – специальное устройство внизу позади машины, позволяющее использовать её в качестве тягача. За фаркоп цепляются карабины, иные присоединительные элементы.
    4. «Лапы» (крюки, иное) – применяются впереди машины, для того, чтобы за них цеплять присоединительное устройство, идущее от буксировщика (от фаркопа).

    Буксируемое транспортное средство в обязательном порядке должно быть пригодным для того, чтобы вовремя затормозить в пути, либо регулировать повороты.

    Если же машина не способна на это, тогда её следует эвакуировать при помощи специальной транспортной техники. В этом случае провоз машины со сломанным рулём или тормозами, не относится к буксировке.

    Разновидности жёстких сцепных устройств

    Универсальная жёсткая сцепка для легкового автомобиля

    Такой тип сцепки принято называть «штангой». Её устройство элементарно и не требует особых пояснений. Крепится к штатным петлям автомобиля, предназначенные для буксировочных тросов.

    Жёсткая сцепка «треугольник»

    Жесткая сцепка Треугольник

    Жесткая сцепка типа «Треугольник»

    Как своими руками сделать багажник на крышу автомобиля прочитать можно здесь

    Такое исполнение сцепного устройства менее универсально, так как далеко не у всех авто есть готовые петли для его крепления. Но, во-первых, такие сцепки есть в продаже, уже адаптированные под конкретную модель авто, а, во-вторых, подобную жёсткую сцепку для легкового автомобиля можно сделать своими руками. Хотя цена жёсткой сцепки для легкового автомобиля, как правило, невысока – от 2000 рублей за «штангу» до 4500 рублей за «треугольник», вы можете самостоятельно, тщательно произведя замеры между точками крепления, сделать чертёж жёсткой сцепки (хотя вполне достаточно эскиза). Ну, а затем, если в вашем распоряжении есть «болгарка», сварка и дрель, вопрос, как сделать жёсткую сцепку для своего легкового авто, будет, как говорится, «делом техники».

    Нужна ли категория

    Водитель машины, которая тянет на негибком приспособлении другое ТС, должен быть достаточно опытным. Но один из вопросов, беспокоящих автомобилистов в связи с понятием «жесткая сцепка» – категория прав. Некоторые думают, что они должны быть с буквой E, позволяющей возить прицеп тяжелее 750 кг.

    Определение разницы между ним и автомобилем есть в ПДД:

    Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

    Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

    Буксировка автомобилей, регламентируется пунктом 20 ПДД. В нем категории прав не оговариваются. О них речь идет в статье 25 закона «О безопасности дорожного движения». Правовой документ для каждого транспортного средства устанавливает особую категорию, как и для использования вместе с ними прицепов. Здесь уже не говорится о буксировке.

    Из ПДД ясно, что прицеп и лишившийся возможности идти своим ходом автомобиль – это разные типы ТС. Закон, существующий для использования первого, не применяется в отношении второго. И чтобы везти на буксире машину, водителю не нужно иметь в правах букву E.

    В Постановлении правительства №333 от 24.03.2017 г. есть уточнение, касающееся стажа автомобилиста:

    При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

    Какова длина должна быть у легковой машины?

    Жесткая сцепка гарантирует безопасность и поддерживает комфорт при транспортировке на крупные дистанции. Жесткая сцепка может употребляться для легкового и грузового транспортного средства.

    Длина жесткого способа транспортировки ограничена 4 метрами.

    Минимальный размер, наоборот, не установлен, но признано для безопасности считать, что не может быть меньше половины от ширины габаритов тягачного автомобиля.

    Такие ограничения необходимы для обеспечения беспроблемного маневрирования автомобилей на креплении, чтобы они не касались друг друга.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий