Что такое сход развал и зачем он нужен

Содержание

Что такое сход-развал, и каким он должен быть

Схождение и развал – это два самых важных параметра подвески любого автомобиля. Оба они влияют на управляемость, износ шин и устойчивость машины на дороге.

Развал – это угол, который можно представить между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Развал может быть положительным, когда верхняя часть колес выходит наружу или отрицательным, когда верхняя часть колес уходит внутрь автомобиля.

Схождением называют такой параметр, который отвечает за угол между плоскостью вращения и направлением движения автомобиля. Схождением измеряется в градусах, миллиметрах и минутах.

Оба эти параметра можно настраивать, как на передних, так и на задних колесах. Но чаще всего настраивают именно передние колеса.

Существует и третий параметр, который не так популярен среди автомобилистов, но тоже влияет на управляемость машины. Это угол кастера. Он отвечает за возвращение руля в исходное положение после выхода из поворота.

Угол кастера измеряется в виде угла, который можно увидеть между проекцией оси поворота колеса и вертикалью. Угол кастера больше популярен среди автомобилей немецких марок, но можно встретить и на таких авто, как Митсубиши Аутлендер. Кстати, именно угол кастера позволяет ездить на велосипеде без рук.

Регулировки сход-развала необходимо производить после каждого серьезного вмешательства в подвеску автомобиля. Сегодня разберем такие вопросы, как влияние развал-схождения на поведение автомобиля, а также узнаем, в каких случаях необходимо производить регулировку.

Сход-развал: что это такое, зачем нужен и в каких случаях делать? Стенды сход-развал

Каждому автовладельцу известно, что любые работы с ходовой частью автомобиля влекут за собой изменения верно установленных углов установки колес. Как следствие, меняется то, как ведет себя машина на дороге. Параметры сход-развала зависят и также от массы прочих факторов. Это давление в покрышках, уровень износа резины, люфты в подвеске и ходовой части авто. Чтобы обеспечить устойчивость и управляемость, передние колеса в автомобиле выставляют под определенными углами относительно кузова и подвески. Давайте узнаем, что это такое – сход-развал – и как его делать.

Что такое сход-развал или зачем регулировать углы установки колес

Одним из важных нюансов работы подвески авто являются углы установки колес. Последствия неверно настроенного развал-схождения — это: плохое сцепление автомобиля с дорожным полотном, повышенное напряжение водителя в процессе езды, возможные ДТП, короткий ресурс резины. Рассмотрим, что подразумевается под углами установки колес, на что они влияют, когда их требуется регулировать и как.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Российские дороги — суровое испытание даже для самых крепких автомобилей. Провалы в размытом асфальте, колдобины, открытые люки и прочие сюрпризы — все это сильно нагружает «ходовку» и приводит к частой замене деталей, павших в неравном бою с ямами. Другое следствие разбитых дорог — периодический «уход» углов установки колёс за рамки заводских допусков. Процедура их регулировки в народе известна как «сход-развал» или «развал-схождение». Разберемся, для чего она нужна и как правильно ее проводить.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Что такое развал-схождение колес автомобиля и для чего он нужен

Любой автолюбитель, независимо от опыта эксплуатации, приходит к решению приехать на станцию технического обслуживания, чтобы отрегулировать сход-развал. Однако многие не совсем осознают, для чего следует проводить подобную процедуру, с какой регулярностью, и что может случиться, если не выполнить ее по регламенту.

Регулировка углов расположения колес — достаточно важная и необходимая процедура, которая рекомендуется к проведению на всех типах и марках транспортных средств после сильных ударов на ямах, аварий и других повреждений. Кроме этого, каждым производителем устанавливается регламент, в котором указывается, после какого количества пройденных километров нужно обратиться в сервис. Связано это с тем, что неправильная регулировка колес ведет к повышенному износу деталей подвески, дисков и шин.

Схема

Характеристика

Итак, что это такое? Это параметр схождения и развала управляемых колес автомобиля относительно его кузова и дорожного полотна.

Схождение – это угол, который образуется между плоскостью колеса машины и осью рулевой тяги или симметрии. Положительный угол достигается, когда передние колеса сведены друг к другу по направлению движения. Также есть и отрицательное схождение. Здесь колеса направлены в разные друг от друга стороны.

сход развал что это такое

Развал представляет собой угол, образующийся между плоскостью колеса авто и дорогой. Если верхняя часть колена наклоняется в сторону кузова, тогда настроен отрицательный развал. Если в сторону от кузова, тогда он положительный.

Когда на автомобиле данный параметр отрегулирован со значительными отклонениями, то автомобиль может уходить от прямолинейной траектории. Также может наблюдаться износ протектора с одной стороны. Правый и левый углы развала по их величине должны быть максимально близкими. Разница между двумя углами не должна быть более 30 минут.

Вот что это такое – сход-развал. Но есть еще один угол, который влияет на управляемость и устойчивость. Это кастор. Он образуется между осью, в которой колесо поворачивается, и вертикалью сбоку. Когда водитель полностью выкручивает руль, то диск должен наклониться в сторону поворота.

Кастор очень важен. Если будет разница в углах левого и правого колеса, то это приведет к тому, что машина будет уходить с прямолинейной траектории.

Что такое развал-схождение

Шасси транспортного средства соединены с кузовом через подвеску, призванную смягчать удары от неровной дороги. Для не жесткой фиксации ступицы со стойкой используются шаровые опоры, ШРУС и рычаги. В переднюю часть подвески интегрированы рулевые тяги, обеспечивающие управление машиной.

Рассмотрим их подробнее.

Развал

Развал колес автомобиля — это положение боковой плоскости шины к оси по вертикали. Можно перефразировать проще — по правильно отрегулированному развалу видно, что колесо стоит на дороге ровно, т. е. строго перпендикулярно земле. Такой угол называется нулевым и закладывается производителем с завода. Допускаются незначительные отклонения до 0º30 мин.

Схождение

Схождение колес — это второй параметр, сказывающийся на маневренности авто и ресурсе покрышек. Под ним подразумевается положение шины кпереду ТС, если смотреть на авто сверху. Оптимально, чтобы покрышки находились строго параллельно друг к другу.

Кастор

В понятие развал-схождения колес заложен еще и кастор. Под ним подразумевается угол оси поворота колеса, измеряемый от вертикальной линии. Чаще всего он положительный (намеренно наклонен в сторону водителя), чтобы после проезда поворота руль выравнивался самостоятельно. В большинстве серийных автомобилей этот параметр заложен с завода и его регулировка не предусмотрена. Но на отдельных моделях машин можно задать любое положение для повышения маневренности.

ЧТО ТАКОЕ СХОД-РАЗВАЛ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ

Развал-схождение (распространены также такие названия сервисной операции как сход-развал и регулировка углов установки колес или же сокращённо РУУК) – это процедура, направленная на регулировку колёс относительно кузова. Если сход-развал не выполнен или сделан неграмотно, это чревато для транспортного средства и его владельца рядом проблем:

  • Нарушается курсовая устойчивость.
  • Машину начинает «заносить».
  • Теряется маневренность.
  • Транспортное средство начинает «съедать» увеличенное количество топлива. Особенно это ощутимо на коммерческом транспорте: грузовиках, тягачах, автобусах.
  • Шины приобретают желание быстро «лететь». Если со сходом-развалом всё из рук вон плохо, то даже, если пройдено всего пятьсот километров дороги, новая покрышка будет стерта полностью.

Результат развал-схождения – обеспечение транспортному средству правильного положения колёс при разных углах поворота и на различных скоростях.

Прямое влияние оказывается на уровень безопасности движения. Если с развал-сходом всё в порядке при плотном трафике водитель в самый неожиданный момент обеспечит оперативное изменение траектории движения. При повороте не возникнет скольжения, а после прохождения поворота транспортное средство легко вернёт своё первоначальное положение.

Развал-схождение — что это такое, на что влияет, описание процедуры

Чтобы было комфортно водить машину, она должна быть достаточно удобна в управлении, а также безопасна как для водителя, так и для пешеходов.

Сход-развал — что это такое, зачем его делать? Представленный показатель является нормативом установки колес транспортного средства. Проверить, отрегулировать их и сделать балансировку можно самостоятельно, согласно инструкции, или обратившись на специализированную станцию технического обслуживания. В первом случае будет хромать точность выполнения, во втором — придется отдать кругленькую сумму за работу мастеру.

Значение такого показателя, как развал-схождение, может быть положительным, то есть когда верхний край колеса направлен в наружную сторону, и, наоборот, отрицательным, в таком случае колесо направлено во внутреннюю сторону. Обозначаются показатели соответствующими знаками «плюс» или «минус».

В основном диагностику следует выполнять после того, как автомобиль начинает проявлять странное и непредсказуемое поведение на дороге, например, вихляет, клонится от траектории езды при ровном положении руля. Также будет заметен быстрый износ шин.

Диагностик

Во время проведения процедуры регулировке поддаются:

  • развал;
  • схождение;
  • кастор.

Первоочередная цель развала передних колес — понизить передачу на рулевое управление неровностей дорожного полотна, которые не замечаются благодаря упругости шин.

Также развал помогает повышению сцепления шин с дорожным покрытием, что придает автомобилю лучшие поворачиваемость и устойчивость, что сказывается на комфортности в управлении и меньшей усталости водителя при езде на дальние дистанции.

Касательно второго показателя — схождения, то, согласно правилам, служит он для качественного определения, как и на сколько между собой могут сходиться колеса по отношению к покрытию дороги.

Кастор, если говорить простым языком, это некий угол, который получается между незримо проведенной вертикальной полоской и осью, служащей для поворота колеса в плоскости, проходящей вдоль машины. Функцией этого угла будет «автоматическое» выравнивание ведущих колес под действием скорости машины.

Проще говоря, когда происходит поворот, автомобиль выворачивает из него самостоятельно, то есть отпущенное ведущее колесо обладает свободным ходом, из-за чего само может вернуться на свое место. Это и есть результат правильного кастора.

Зачем следить за правильными углами установки колес?

Даже при идеальных условиях эксплуатации, происходит износ элементов подвески и шин. Правильная настройка параметра сход-развал позволяет снижать последствия взаимодействия покрышек с поверхностью дороги. Учитывая сезонные изменения и качество покрытия дорожного полотна, неправильная регулировка приводит к нестабильному поведению автомобиля при прямом движении, поворотах, а также к стиранию шин.

Градусы колес

Выставление положения называется сход-развал. Процедура позволяет задать правильные углы относительно осей машины. Так как значения разные для каждой марки, производится регулировка при помощи специального оборудования. Задача мастера – выставить углы близкие по значению к заводским параметрам.

Неправильные регулировки сход-развала

Неправильные регулировки этих двух параметров обязательно несут в себе неприятные последствия. Рассмотрим каждый случай по отдельности.

В случае с отрицательным развалом может наблюдаться повышенный износ внутренней части покрышек, так как основная масса автомобиля будет приходиться именно на эту часть. При положительном развале, наоборот, наружная часть покрышек. Все это – ускоренный износ резины, а значит, ранняя замена, что экономически нецелесообразно.

При регулировке развала должен достигаться такой баланс, при котором углы постановки колес будут ровными, когда за рулем находится водитель.

Схождение накладывает неприятный отпечаток на рулевое управление. Меняя постановку колес относительно руля, можно менять траекторию автомобиля, не прибегая к помощи того самого рулевого колеса. То есть, если автомобиль должен двигаться прямолинейно, при отпускании рук с руля, то он будет уходить с заданной траектории.

Впрочем, неважно, как было настроено схождение, отрицательное оно или положительное, если оно настроено неправильно, то автомобиль слушаться руля будет очень плохо.

Частый признак неправильного схождения колес – это визг шин на поворотах, даже когда скорость незначительна.

Развал-схождение: геометрические показатели

Развал-схождение относится к регулируемым параметрам.

Главные геометрические показатели – это:

  • угол схождения,
  • угол развала,
  • угол наклона колеса,
  • расстановка колёс и осей.

Когда и для чего нужно делать развал-схождение

Для автолюбителей, которые проводят много времени за рулем, ответ на этот вопрос очевиден. Тот, кто хоть раз ездил на машине с неотрегулированным параметром, однозначно сможет понять, для чего выполнять процедуру. При управлении транспортным средством владелец должен быть расслаблен и спокоен. Должна присутствовать уверенность, что, если не секунду отпустить руль, машина не вылетит на обочину или встречную полосу. Производители для того и придумали эти углы, чтобы при езде чувствовать себя спокойно и уверенно за рулем.

стенд

Водители с опытом точно знают, что после каждой ремонтной работы, связанной с заменой комплектующих ходовой части транспортного средства, нужно проверять углы. Это может быть замена элементов в рулевом управлении, например, тяги, наконечников или шаровой опоры. Также следует регулировать углы в том случае, если происходила замена рычагов, сайлентблоков, пружин или стоек.

В случае с тюнингом авто, когда устанавливались диски больших размеров с применением специальных проставок, также следует отправиться на регулировку.

Преимущества настроенного параметра

Если транспортное средство имеет верно настроенный развал-схождение колес, то у него присутствуют правильная курсовая устойчивость и минимальные отклонения от прямого движения по дороге. Машина легко управляется, на ней несложно маневрировать, при езде водитель не устает. Правильно выставленный сход-развал снижает вероятность заносов. Также автомобиль обладает хорошим накатом, экономит бензин, а резина будет служить очень долго.

Как понять, что регулировка углов установки колес (передних или задних) неправильная?

Неправильный сход-развал дает о себе знать следующими признаками:

  • Колеса «визжат» при прохождении поворотов даже на небольшой скорости.
  • Чтобы автомобиль двигался прямо, руль нужно немного отклонить влево или вправо.
  • Если Вы отпустите руль, то машина начнет двигаться вправо или влево.
  • Резина очень быстро изнашивается.
  • Руль плохо возвращается в первоначальное положение после прохождения поворота.

Угол схождения

Средние значения углов схождения:

  • для переднеприводных: 0±10′.
  • для заднеприводных: +15’±10′.

Сумма углов для левого и правого колеса образует полное схождение.

Если схождение левого и правого колеса равны, это половинчатое схождение.

Допуск в отклонениях схождения на каждое колесо на автосервисах составляет ±5′.

Как часто следует выполнять + последствия

Обычно специалисты утверждают, что делать сход-развал нужно с интервалом 15 тыс. км на отечественных машинах и до 40 тыс. км на иномарках. При необходимости развал-схождение нужно проверять каждый год, лучше весной, когда приходит время «переобуть» резину.

Нарушения

Поводом для незапланированной проверки и регулировки углов колес может быть:

  • ремонт ходовой части;
  • изменение дорожного просвета машины;
  • если на автомобиль было установлено тяжелое оборудование весом от 100 кг;
  • автомобиль стало уводить в сторону;
  • замечен быстрый износ покрышек;
  • при выходе из поворотов руль не возвращается на место.

Результатом правильно выполненного развал-схождения будет:

  • высокая устойчивость на прямой и в поворотах;
  • легкое управление автомобилем;
  • снижение риска заносов;
  • меньший износ покрышек;
  • повышенная экономичность.

Следует обязательно обращаться в те сервисные центры, которые имеют в своем распоряжении компьютерный стенд для регулировки развал-схождения. На нем профессионал сможет обнаружить незаметные при стандартной проверке зазоры.

Подготовка машины к регулировке УУК

Перед регулировкой углов установки колёс стоит проверить состояние ходовой части автомобиля:

  • убедиться в отсутствии люфтов ступичных подшипников;
  • осмотреть рулевые наконечники, тяги, рычаги подвески, колесные диски на предмет механических повреждений и деформаций;
  • оценить состояние сайлентблоков и пружин подвески;
  • проверить свободный ход рулевого колеса.

Выше упоминалась особенность регулировки развала у грузовых автомобилей: на них выставляют положительный развал, который за счет последующей загрузки кузова приводится к оптимальному нулевому положению. Для легковых автомобилей вопрос груза в багажнике тоже актуален: набитая битком машина может ощутимо просесть, что обернется некорректной регулировкой УУК. Поэтому перед заездом на стенд автомобиль необходимо избавить от лишней поклажи.

Перед регулировкой также следует проверить давление в шинах и при необходимости привести его в норму. Читайте в отдельной статье, как сделать это правильно.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

На что влияет сход-развал?

Правильно отрегулированный угол колес обеспечивает Вашему автомобилю устойчивость на любом покрытии и образцовую управляемость. Также минимизируется износ шин, снижается вероятность заноса и повышается топливная экономичность.

Последствия неправильного развала-схождения

Неопытные автолюбители нередко решают справиться с проблемой самостоятельно. Специалисты крайне не рекомендуют так делать, поскольку от Ваших действий зависит безопасность всех участников дорожного движения.

Если на сухом полотне авто остается более-менее управляемым, то на мокром или обледенелом покрытии его сильно «заносит» вправо и влево. Чтобы удержать машину, приходится постоянно корректировать направление движения рулевым колесом. Такое непредсказуемое поведение существенно повышает вероятность ДТП. Кстати, неправильная настройка углов колес довольно часто становится причиной выезда транспортного средства на встречную полосу и серьезных аварий.

Как понять, что у авто неправильная регулировка

При движении прямо происходит отклонение руля в сторону. Это основной показатель неправильного выставления углов колес на автомобиле. Отклонение может возникать вследствие таких причин:

  • высокий свободный ход переднего колеса (зазор в рулевом управлении);
  • машина также может иметь смещение задней оси, если развал-схождение был проведен только для передней оси;
  • достаточно большая разница в развале пассивных колес. Это когда одно колесо имеет положительное значение угла, другое — отрицательное;
  • большая разница в давлении ведущих и пассивных колес;
  • есть невидимый брак в ходовой части транспортного средства и его не нашли перед процедурой;
  • проблемы с шинами.

Увод в сторону транспортного средства при торможении

Еще один распространенный показатель неисправности. Это происходит при нарушении углов развал-схождения и продольного наклона, если они имеют различные знаки. В таком случае при нажатии на тормоз руль может поворачивать в сторону наименьшего угла продольного наклона стойки колеса. Кроме этого, при езде по прямой транспортное средство не ведет за счет сбитого параметра колес.

При наборе скорости автомобиль ведет вправо

Автомобиль с передним приводом зачастую может вести вправо при установленных проставках на передних пружинах, причем увод будет в сторону самого длинного привода. В таком случае неисправность чувствуется при наборе скорости, а при прямой равномерной езде — отсутствует.

Примечательно, что на отечественных моделях производителя ВАЗ ведение автомобиля вправо заложено изначально и считается нормой.

Изменить увод можно только через продольный наклон кастора. Проще говоря, справа нужно вытащить несколько шайб или установить столько же слева.

Некорректная установка углов развал-схождения ведет к снижению уровня безопасности передвижения автомобиля. Особенно это касается эксплуатации машины в зимнее время на заснеженных дорогах, когда неправильный угол наклона колеса может легко отправить ее в занос. Кроме этого, регулярное проведение процедуры снижает расход топлива и износ основных деталей и узлов ходовой части, а также дисков и шин. Поэтому не стоит пренебрегать этим видом ремонта.

Оборудование для регулировки УУК. Компьютерные стенды Hunter

Самостоятельно сделать сход-развал возможно (при наличии знаний и измерительных инструментов), но точность такой процедуры все же уступает работе, выполненной на профессиональном оборудовании.

Основным инструментом для регулировки УУК в современном автосервисе является стенд — комплекс, состоящий из компьютерной «базы» и навесных приборов, прикрепляемых к колёсам автомобиля.

По принципу работы стенды делятся на несколько типов:

  1. Оптические. Пионеры среди своих собратьев, оптические стенды применялись еще несколько десятилетий назад. В основе их работы — использование специальных трубок с направленными световыми лучами, которые проецируются на измерительную плоскость. Положение световой точки позволяет определить угол наклона колес. Такие стенды обладают низкой точностью измерений и сегодня почти не используются.
  2. Лазерные. Потомки оптического стенда, эти аппарат используют уже не световой, а лазерный луч, который направляется на измерительную плоскость и возвращается обратно. При нулевых углах установки колёс луч должен вернуться в ту же точку, из которой вышел. На данный момент лазерные стенды постепенно сдают позиции: несмотря на доступную цену, сложность использования и большая погрешность измерений заставляют автосервисы отказываться от данного оборудования.
  3. Компьютерные: наиболее популярные стенды на текущий момент. В зависимости от технологии отличаются ценой, стоимостью и сложностью обслуживания, скоростью и точностью измерения. В качестве передающих датчиков могут использовать корды (кордовые стенды) или инфракрасные излучатели (ИК-стенды), однако самым точным и универсальным стендом, способным измерять все возможные углы колёс и геометрию кузова, является 3D-стенд. Отличие данного типа в том, что он строит трехмерную проекцию автомобиля с помощью камер и специальных фотоэлементов. Единственным минусом 3D-стенда является его высокая стоимость, которая, однако, перекрывается многофункциональностью, простотой использования, высокой точностью и скоростью измерений.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

В автосервисах «Гиперавто» регулировка УУК выполняется на одном из самых современных 3D-стендов Hunter HawkEye Elite американской компании Hunter Engineering. На сегодня HawkEye Elite является самой продвинутой разработкой компании, занятой в автомобильной промышленности с 1930 года. Официальное программное обеспечение WinAlign, база по автомобилям всех рынков (включая внутренний японский), регулярная поверка и калибровка приборов и технологичность оборудования — все это позволяет максимально быстро проверить углы установки колёс и отрегулировать их с высочайшей точностью.

Нужно ли делать сход развал после замены стоек стабилизатора?

Стойки стабилизатора необходимы для соединения стабилизатора с рычагами автомобиля. Сам стабилизатор нужен лишь для уменьшения кренов в поворотах.

Сама по себе стойка – это просто втулки, причем подвижные, и их перемещение зависит от перемещений подвески, поэтому никакого влияния на положение колес они не оказывают. Сход-развал делать в этом случае точно не нужно.

Когда следует проверить?

Опытные автовладельцы точно знают, что после любых манипуляций, связанных с заменой деталей в подвеске и ходовой части авто, нужно как минимум проверить углы. Для начинающих рекомендуется проверять и посещать стенд сход-развала после следующих операций:

  • Это замена элементов рулевого управления. К ним относят тяги, наконечники, шаровые опоры, маятниковый рычаг, рейку или редуктор. Также рекомендуется выставлять углы после замены рычагов, сайлентблоков, пружин, амортизатора и стоек.

сход развал после замены шаровых

Проверить данный параметр стоит, если автомобиль изменил свое поведение. Так, часто признаками неверных углов является увод машины в сторону или изменение положения руля при движении прямо. Если машина плохо держит дорогу, появилась запоздалая реакция на поворот руля, тянет в сторону при торможении, то все это сигналы к тому, что необходимо срочно посетить СТО.

Нужно ли делать сход-развал после замены покрышек с летних на зимние и наоборот? Специалисты утверждают, что это не обязательно. Но это нужно, если шины изнашиваются очень быстро.

развал это

В целом, настройка углов необходима после вмешательства в рулевую систему и подвеску. Во всех других случаях посещать стенд сход-развала не обязательно.

Как проводится процедура

Перед регулировкой УУК необходимо выровнять давление в шинах и разгрузить багажник и салон авто, чтобы подвеска была в исходном состоянии. На СТО используется разное оборудования для проверки и выравнивания развала и схождения, что влияет на точность данных. Стенды бывают:

  1. Оптические — для определения угла используются световые трубки, генерирующие лучи света. Они проецируют изображение на плоскость с метками. Это самые первые стенды, которые обладали низкой точностью и постепенно почти вышли из эксплуатации.
  2. Лазерные — имеют схожий принцип работы, но вместо светового луча используется лазер. Его отличие в том, что луч способен не только выходить, но и возвращаться. Если он входит в ту же точку, из которой вышел, это означает нулевое схождение. Цена лазерных стендов довольно доступная, но точность все же низкая.
  3. Компьютерные — самый популярный тип стендов, поскольку более точный. Для считывания данных с колеса используются ИК-датчики или корды. В последних поколениях задействованы камеры и фотоэлементы.

Блоки обработки данных с компьютером, экраном и цифровыми камерами позволяют наиболее точно определить схождение или развал колесного диска по отношению к кузову. Благодаря считыванию оптикой на компьютере строится 3D модель и видны любые отклонения от нормативов, которые обозначаются на экране как визуально — рисунком, так и в цифрах. Крепить к колесам нужно только небольшие мишени. Сбор информации происходит сразу с четырех шасси — заезжать последовательно передом или задом на машине не нужно. Но стоит такое оборудование дороже других, хотя быстро окупается за счет высокой скорости обработки данных и востребованности со стороны клиентов.

Процедура проводится в такой последовательности:

  1. Автомобиль загоняется на стенд и оставляется с ровным положением колес.
  2. К покрышкам фиксируются мишени. Установка происходит непосредственно на шины, поэтому краска на дисках не повреждается.
  3. Включаются одновременно четыре камеры на стойке, собирающие всю информацию.
  4. Настраиваются мишени, для чего машина немного прокатывается.
  5. Блок управления сообщает о развале и схождении на левой и правой стороне автомобиля, а также определяет угол тяги движения.

Нормальные значения отображаются зеленым цветом, а красные — указывают, что нужно регулировать. Вся процедура проверки занимает не более 10 минут. Если в фактических данных есть отклонения от нормы, то каждое колесо поочередно ослабляется (крепления рычагов подвески) и регулируется до выхода значений в зеленый диапазон. Для отчетности можно сразу распечатать результаты проверки на принтере.

Оборудование

Все необходимые регулировки можно выполнять в гараже с помощью подручных средств, если нужно быстро сделать сход-развал после замены шаровых. Для точной регулировки в гараже понадобится отвес, транспортир и линейка. Но лучше воспользоваться услугами СТО. Там более точное и современное оборудование для схода-развала.

Раньше у гаражных мастеров пользовалась популярностью специальная линейка для регулировки схождения. Она и сейчас кое-где применяется – это удобно и не требует особых навыков. Линейка эта пользовалась популярностью еще и потому, что ее можно было изготовить из всего, что есть под руками.

Практика:

  • Выйдя с конвейера, большинство транспортных средств имеют нулевой развал.
  • Чуть для меньшего количества транспортных средств характерен отрицательный развал. Это в основном – гоночные машины. Отрицательное значение угла получает максимальный контакт колес с дорогой. Для гонщиков это приоритет №1. Правда, износ шин – колоссальный. Из-за этого это не вариант для «рядовых» автомобилей. Непрактично. Но в соревнованиях, когда важна, в первую очередь, скорость, нужный эффект легко получить. Для дрифта идеальней не придумать.
  • Положительный развал уходит в прошлое. В 21-м веке автомобили с такими геометрическими параметрами не выпускаются, хотя в 80-е годы 20-го века с такими параметрами с конвееров сходил даже коммерческий транспорт. Яркий пример – знаменитые грузовики Tatra 815 с хребтовой рамой. Но в восторге от них часто были не автопарки, а…опять-таки шиномонтажники. Износ резины у них был предельно неравномерным, и для мастеров всегда находились заказы.

Можно ли сделать самостоятельно

Узнать, верны ли углы колес развала и схождения машины можно и без сложного оборудования, но результат будет лишь приблизительным, а процесс долгим. Такие меры оправданы только при наличии свободного времени, да и то, только чтобы убедиться в необходимости посещения СТО для полноценной регулировки.

В домашних условиях, чтобы проверить развал и узнать правильность схождения, установите руль в ровное положение. Затем выполните следующее:

  1. На внешней стороне шины сделайте мелом узкие вертикальные метки в самой крайней части вверху и внизу. Давление в покрышках должно быть везде одинаковым.
  2. Строго по центральной оси этих меток приложите отвес. Это может быть обычная нитка с грузиком на конце. Точка опоры — это крыло машины.
  3. Дождитесь остановки колебания отвеса и измерьте рулеткой расстояние от нитки до метки.
  4. Действие выполняется на всех четырех шасси, а данные записываются, чтобы не забыть и ничего не перепутать. Так вы определите развал.
  5. Затем сдвиньте машину на 40-90 см (зависит от диаметра дисков на машине), чтобы метки повернулись на 90º. Теперь они расположены на одной горизонтальной линии.
  6. Произведите снова замеры, приложив отвес к одним и тем же точкам кузова со всех сторон. Так вы определите схождение.

Отклонение данных до 3 мм теоретически допустимо, хотя и не желательно. Свыше 3 мм развал или схождение настроены неверно (в зависимости от того, где были отклонения — по горизонтали или по вертикали). Для более точной проверки своими руками используют деревянные рейки, привязываемые к колесным дискам машины.

Это особенно эффективно для автомобилей с задней полузависимой подвеской, которая всегда сохраняет ровное положение колес. От задней рейки с саморезом натягивают нить так, чтобы она отступала от планки на 2 см. На рейке спереди необходимо предусмотреть тоже саморез и закрепить нить строго на расстоянии 2 см от нее. Это позволит наглядно увидеть схождение. Для более точного результата используйте деревянный брусок толщиной 2 см. Проведя им вдоль планки получится заменить отклонения в схождении, поскольку нить будет либо плотно прилегать к нему, либо отходить от него.

Оптический стенд

Но постоянно придумываются все новые и новые системы, позволяющие облегчить человеческий труд. Со временем линейка сменилась оптическим оборудованием. Несмотря на активную рекламу 3D-компьютерных стендов, агрегаты типа СКО-1 используются на некоторых станциях. Кстати, данный прибор выпускается и сегодня, хотя разработан он был в середине прошлого столетия.

Затем появился новый прибор – оптический СКО-1М. В базовой комплектации система позволяет замерять углы с колесами диаметром от 18’.

Лазерное оборудование

Затем стали появляться лазерные стенды – их и можно встретить в большинстве СТО, предоставляющих услугу сход-развал. Что это такое? Эти агрегаты значительно точнее, в отличие от оптических решений. Удобство в том, что данные в режиме реального времени выводятся на монитор. В памяти компьютера, который управляет системой, уже есть данные о необходимых углах установки колес для большинства автомобилей. Это профессиональное оборудование для сход-развала.

Нужен ли сход-развал после замены рычагов?

Вот мы подошли к последнему элементу подвески автомобиля, и это рычаг. Рычаг является основной часть подвески наравне со стойками и поворотным кулаком. Рычаг задает развал автомобильных колес.

От того, как рычаг будет выпирать, зависит то, в какую сторону будет выгибаться нижняя часть колес. После замены рычагов, настройка развал схождения является обязательной, но только в автомобилях, в которых данная процедура предусмотрена. К примеру, авто марки Рено не имеют в настройках подвески регулировку развала колес. У них регулируется только схождение. Впрочем, у них и шаровая отдельно от рычага никогда не меняется.

Регулировка развала в данном случае выполняется путем подкладывания специальных шайб между рычагом и подрамником автомобиля. Они разной толщины и влияют на выпирание рычага от кузова.

Вообще, если вы не знаете свой автомобиль настолько хорошо, то вместо регулировки можно выполнить проверку развал-схождения, которая стоит не очень-то и дорого. В любом случае, не прогадаете. А уже на основании полученных результатов можно принимать решение о том, делать развал самому или доверить профессионалу.

Компьютерные комплексы

Затем технологии пошли еще дальше, и доставка информации от колес авто к монитору стала беспроводной, в отличие от лазерных установок. Кабели доставляли в процессе работы массу неудобств. В случае с беспроводным оборудованием на каждое колесо устанавливается специальный прибор, который и показывает углы. При таких замерах каждое из колес вывешивается и прокручивается вместе с датчиками. Это делается, чтобы компенсировать биения. На эти процедуры нужно затратить небольшое время.

3D-стенды

Это поколение устройств значительно изменило привычную работу автосервисов. На колеса авто устанавливают специальные насадки. Информация с них после прокатывания машины вперед и назад считывается камерами. Далее результаты сравниваются с номинальными значениями.

Затем показатели выводятся на монитор компьютера с подсказками по тому, как выполнять ту или иную регулировку. Технология позволила увеличить не только скорость работы, но и качество настройки.

сход развал это

Вначале, после появления, эти стенды были очень дорогими. Купить их могли далеко не все. Еще совсем недавно цена такого комплекса достигала 20 тысяч долларов. Сегодня стоимость стенда упала на треть. Но все равно такая услуга – не из дешевых.

Замена сайлентблоков: нужен ли сход развал?

У ряда автомобилистов возникает вопрос: а нужен ли РУУК при замене сайлентблоков.

Давайте разбираться: если замене подлежат сайлентблоки реек (рулевой, задней), передней оси, параметры сход-развала всегда отклоняются от нормы. И корректировать их нужно обязательно.

Порой возникает такая ситуация, что РУУК автомобилист выполняет регулярно, а с заменой сайлентблоков медлит. Это недопустимо. РУУК в том случае «адаптивен» не под норму, а под деформации, которые неизбежны из-за состарившихся сайлентблоков.

Что в итоге? Выброшенные деньги на ветер. Ведь сайлентблоки всё-равно придётся менять, а развал-сход делать повторно.

Нужно ли делать развал-схождение при замене шаровых опор?

РУУК – очень полезная для “здоровья” транспортного средства и обеспечения уровня безопасности процедура при замене шаровых опор.

При замене шаровых опор старые разбираются, образуется люфт и естественным путём изменяются геометрические параметры. Их нужно корректировать.

Преимущества 3D-стендов для автовладельца

Преимущества есть. Это высокое качество измерений, а значит, более точная настройка. Также в этом оборудовании есть новейшие базы от всех производителей автомобиля. Кроме того, услуга наглядная: на экране в режиме реального времени автовладелец может видеть, как меняются углы при регулировке мастером. Затем, по окончании процедуры, выдается распечатка с параметрами до и после настройки. Если руль установлен ровно, то все сделано правильно.

Нужно ли делать развал схождение после замены амортизаторов?

А вот после замены амортизаторов РУУК – необязательная процедура, хотя автовладельцы как-раз часто воспринимают замену амортизаторов в качестве прямого стимула отправиться сделать сход-развал.

Дело в том, что хоть эти автозапчасти не оказывают прямого влияния на рулевое управление. У них нет «власти» над рулевыми тягами.

Человеческий фактор

Важно помнить, что главенствующая роль в процессе настройки заключается не в стенде, а мастере, который оказывает услугу.

Зачастую автовладелец не знает точно, кто будет регулировать – опытный специалист или начинающий мастер, толком не знающий, что это такое – сход развал. А ведь таких людей, обслуживающих стенд, много. Именно на компьютерных стендах часто работают люди, далекие от знаний теории об углах. Если почитать форумы, то видно, что некоторые автомобилисты ездят регулировать углы на стенд не один раз.

Что касается лазерных, то на них работают чаще всего люди, имеющие большой опыт. Чаще такие люди работают сами на себя. Они не могут приобрести дорогой современный компьютерный стенд, но сумеют на старой технике сделать регулировку точнее.

сход развал после замены

Да и большую часть времени в процессе занимает не сама настройка, а отворачивание закисшего крепежа.

Где сделать сход-развал, каждый волен выбирать самостоятельно, но ситуация на этом рынке сегодня именно такая. Поэтому лучше отдать предпочтение лазерному оборудованию.

Как регулируется развал схождение?

Если работы выполняются традиционным способом, то рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  • Поднимите автомобиль на домкрате.
  • Проверьте геометрию подвески.
  • В случае проблем с подвеской – замените «нездоровые» детали, то есть осмотрите подвеску на предмет износа и трещин. Если никаких патологий не обнаружили идем дальше, если обнаружили, замените износившийся элемент, иначе наши усилия пройдут зря.
  • Для ослабления развала вращайте эксцентрик и ослабьте контргайку (приём актуален для большинства современных транспортных средств).
  • Измерьте результат развала.
  • Для настройки схождения ослабьте тягу контргайки.
  • Измените длину контргайки путем её вращения
  • Затяните крепления.
  • Опустите авто.

Работы всегда рекомендуется начинать с настройки развала, а не со схождения. Потому что при коррекции схождения на развал вы не повлияете, а если поступите наоборот, то в случае ошибок, допущенных на начальном этапе, все настройки «полетят».

Во время работ обязательно контролируйте давление в шинах. Важна его полная стабильность.

Если же используются 3D-стенды, то важно понимать, тут механизм следующий:

  • сначала определяется пространственная ориентация осей вращения колес автомобиля (и несмотря на наличие хорошей техники шиномонтажнику важно чётко понимать суть геометрических параметров),
  • далее в процесс включаются непосредственно 3D-стенды, огромное достоинство – возможность достичь синхронной компенсации.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое развал-схождение. Безусловно, грамотно настроенные углы колес – это нужно и важно. Без этого невозможно получить комфортное вождение, нарушается безопасность и другие параметры. Главное – правильно подобрать СТО, где работают опытные специалисты, а не начинающий оператор. Что касается периодичности прохождения процедуры, рекомендуется данную операцию делать при каждом ТО-2.

Чем SENSYS Engineering полезен в освоении технологий РУУК?

SENSYS Engineering предлагает своим слушателям базовый электронный тренинг и система проверки знаний “Шины, диски и шиномонтаж”. Это 16 интерактивных модулей и система тестов, которые «заточены» на освоение таких вопросов, связанных с устройством колёс автомобилей, дисков и шин транспортных средств, маркировкой, системой контроля давления в них.

В доступном и при этом информативном (концентрированная подача) виде рассматривается вопрос обслуживания и эксплуатация шин и дисков колес транспортных средств.

Общее (ориентировочное) время изучения материала: 10 часов. При этом так как продукт электронный, слушатели могут изучать материал в наиболее удобном для себя ритме.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий