Где живут пилоты формулы 1

Содержание

«Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта

Кто бы что ни говорил, а «Формула-1» – это самое популярное в мире спортивное мероприятие после Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. За тем, как 20 машинок ездят по кругу, следят 600–800 млн человек, что делает пилотов звездами высочайшего уровня. В Англии самые успешные гонщики и инженеры становятся кавалерами ордена Британской империи (и к ним обращаются «сэр»), в Латинской Америке в честь своих чемпионов называют улицы и открывают памятники, а про культ Ferrari в Италии говорить не приходится – пилоты команды приравниваются к небожителям.

«Формула-1»: 9 легенд современности

Пожалуй, в представлении не нуждается – мало чья фамилия становится именем нарицательным. Самый успешный, самый титулованный и еще много-много «самый» в истории чемпионата. Установил колоссальное количество рекордов более десять лет назад, и многие из них пока даже близко не под угрозой. Например, чтобы Льюису Хэмилтону опередить его по количеству побед, ему нужно выиграть еще 21 гонку.

Учитывая, что в чемпионате ровно 21 Гран-при, нынешнему чемпиону понадобится еще несколько лет. Равно как и догнать по количеству чемпионских титулов: у Шумахера их семь, и достичь такого результата не удавалось больше никому. Причем пять из них были завоеваны подряд – в период с 2000-го по 2004 год включительно. И это достижение тоже никто в ближайшее время точно не побьет.

Свое прозвище, как можно догадаться, получил в честь аса Первой мировой войны, что логично: они оба немцы и оба выступали в красном цвете. И оба штамповали рекорд за рекордом.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Многим кажется, что быть пилотом F1 — это быть спортсменом в сфере автогонок. Мы решили развеять данный миф и рассказать вам о том, как на самом деле живут и тренируются гонщики — через что они проходят перед заветным пьедесталом.

  • 27.05.2020
  • /
  • Автоспорт , Автоспорт
  • /
  • Юлия Кожевникова

Не все знают, что F1 имеет неофициальное название «Королевские гонки», так как по праву считается высшим пилотажем среди гонок на болидах. Тогда логично, гонщиков, участвующих в F1, называть королями. Но для того, чтобы тебя считали голубых кровей в автогонках, мало родиться в семье гонщика (хотя такие примеры тоже есть) — нужно быть фактически космонавтом, супергероем или «железным человеком». Потому что гонщик должен быть натренированным технически, физически, психологически и ментально.

Южная мощь Сочи, матрешка и «Формула-1»: что творилось на российском этапе главных гонок планеты

В минувшие выходные в Сочи уже в шестой раз прошел Гран-при России «Формулы-1». И стал одним из самых успешных в истории, несмотря на слухи о скором переезде гонки из курортной столицы страны в столицу северную. Корреспонденты «Ленты.ру» побывали на гонках и поделились своими впечатлениями от увиденного.

Гонщики Формулы-1, которым пришлось пилотировать в невероятно тяжёлых условиях: Сенна, Пике, Перес и другие

Лев Дорогов

Серхио Переса смело можно назвать главным героем минувшей гонки в Остине. Пережив с утра сильное расстройство желудка, мексиканец был вынужден сесть за руль болида, находясь в не самом лучшем физическом состоянии. Плюс ко всему в машине Переса отказала система подачи питьевой жидкости, из-за чего мексиканский пилот на протяжении всей гонки был вынужден оставаться без воды. И все эти проблемы свались на голову Чеко в условиях 30-градусной жары! В конечном итоге, продемонстрировав невероятную силу воли, Пересу удалось благополучно финишировать на третьем месте. В честь невероятного перформанса Чеко вспомним других героев, которым пришлось пилотировать на грани собственных возможностей.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»

«Формула-1» — глобальный международный спорт. У главного гоночного первенства мира есть свои армии фанатов едва ли не в каждой стране. Разумеется, популярность этого вида спорта выше там, куда чемпионат приезжает уже долгие годы. За свою более чем полувековую историю «Ф-1» посещала десятки разных государств, а гоночный календарь последних лет состоял из 19–20 стран. Однако в этом разнообразии можно выделить несколько, чьи болельщики наиболее уникально проявляют любовь к «Королевским гонкам».

Пилоты Формулы-1 на советских и российских машинах: Сенна, Райкконен, Монтойя, Баттон, Петров

Дмитрий Захарченко

В Формуле-1 за всю историю существовали лишь две команды, представлявшие России, но обе на самом деле были «прописаны» в Англии, и серьёзных успехов в чемпионате ни «Мидланд», ни «Маруся» не добились. Однако звезды Формулы-1 всё-таки сидели за рулём отечественных машин. Некоторым понравилось, а пара пилотов даже взяла на них титулы.

2. Льюис Хэмилтон

Несмотря на сложный характер, британец навсегда вписал себя в историю автоспорта: кроме него лишь двоим удавалось стать пятикратными чемпионами мира: Михаэлю Шумахеру и аргентинцу Хуану Мануэлю Фанхио, который выступал в 1950-е годы. При этом Хэмилтон – едва ли не самый светский пилот в истории «Формулы-1». Между заездами его постоянно видят то на модных показах, то на презентациях фильмов, то в самых крутых клубах мира. И этим он здорово отличается от почти всех гонщиков чемпионата – они чаще всего ведут закрытый образ жизни и тщательно скрывают всю информацию о себе.

Болиды

Для начала обратите внимание на то, как именно сидит гонщик в болиде — само его положение не назовешь удобным и безопасным, позиция гонщика F1 в машине считается самой неудобной из возможных. Что касается конструкции болида — это кузов (цельная капсула) с несущим шасси, который по уровню оснащения и вложения инженерного таланта сопоставим с ракетой у космонавта. При этом у болидов отсутствует АБС и усилитель руля, что не облегчает задачу гонщику. К тому же, пилоты имеют ограничения под размеры своего болида — конструкцию, конечно, изначально строят точно под каждого спортсмена, подстраиваясь под его длину ног и рук, рост, но затем уже нельзя набрать пару килограммов или просто чуть сильнее раскачаться в объёмах, так как будет невозможно влезть в собственный болид.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Не все знают, но сидя в кокпите, гонщик испытывает невероятно огромную нагрузку на плечевой пояс и шею, не забывайте, что шлем весит около килограмма. И во время гонки приходится прикладывать много усилий для поворота головы или руля. При этом голова гонщика считается самой не закреплённой частью тела спортсмена в болиде — на поворотах шея сильно напряжена, треки с обилием поворотов считаются еще и поэтому сложными и опасными для пилотов. И не забываем, что педаль тормоза на бешеных скоростях становится предельно жесткой — сила нажатия достигает 100 кг. Вдобавок ко всему, в кокпите мучительно жарко, особенно невыносимо там становится, если гонка проходит в жарком и влажном климате.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Нежданный конкурент

Еще в начале 2000-х на территории России не было ни одной стационарной гоночной трассы. В чемпионате страны гонялись по улицам Москвы, аэродромам Подмосковья и Тульской области и парку в Тольятти. Сейчас в стране более десятка автодромов от Смоленской области до Красноярска и от Москвы до Грозного. Вот только для топовых международных чемпионатов подходили лишь подмосковный Moscow Raceway да «Сочи Автодром», причем лицензия самого высокого уровня, которая позволяет принимать этапы «Формулы-1», есть только у трассы на берегу Черного моря.

Однако в следующем году в 50 километрах от Санкт-Петербурга откроется автодром «Игора Драйв», расположенный на горнолыжном курорте Игора в Ленинградской области. Летом следующего года на ней пройдет этап Российской серии кольцевых гонок (РСКГ), а впоследствии руководство трассы хотело бы провести на ней и международные соревнования. Летом ходили слухи о чемпионате мира по ралли-кроссу и немецкой серии DTM, но на неделе перед Гран-при России британское издание Daily Mail опубликовало информацию о переезде в Санкт-Петербург и «Формулы-1».

Причем гонка на «Игора Драйв» должна не дополнить сочинский этап в статусе, например, Гран-при Европы, а заменить его в качестве Гран-при России. По информации британцев, переговоры о переносе с компанией Liberty Media — промоутером «королевы автоспорта» — находятся на «продвинутой стадии». Более того, перенос якобы одобрил сам Владимир Путин. Если информация британских журналистов правдива, то Гран-при России переедет в Санкт-Петербург уже в 2021 году.

Льюис Хэмилтон приветствует трибуны перед стартом квалификации «Формулы-1»

Фото: Дина Васильева

Представители «Сочи Автодрома» оперативно опровергли эти слухи, подтвердив, что у них есть контракт на проведение Гран-при России до 2025 года. Но слухи о «Формуле-1» никогда не возникают на ровном месте. Так что на «Формуле-1» ВТБ Гран-при России, как в 2019 году официально называлась гонка, чувствовалась легкая грусть. Гонки на стационарном автодроме, может, будут и интереснее, чем на трассе, проложенной по Олимпийскому парку, но такого моря и солнца, как в Сочи, Санкт-Петербург точно предложить на сможет.

Итальянские «тиффози»

Италию смело можно отнести к тем государствам, которые за прошедшие десятилетия сохранили наиболее глубокие связи с культурой автоспорта. Во многих отношениях это особенная страна для «Формулы-1». Трасса «Монца» — единственная, которая принимает «Королевские гонки» с самого первого сезона в 1950 году. А сама Италия — одна из первых стран Европы, где начали проводиться автомобильные гонки в классе Гран-при, которые затем постепенно трансформировались в нынешнюю «Ф-1». Наконец, именно Италия дала «Формуле» ее символ и самую знаменитую гоночную команду в мире — Scuderia Ferrari.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»

Итальянский Гран-при невозможно спутать ни с каким другим. И во многом благодаря болельщикам. Ни на одном другом этапе нельзя увидеть такого количества красных файеров, которые превращают гоночную трассу в настоящее «поле боя», огромных флагов Ferrari размером с трибуны и бесконечного потока итальянских фанатов, создающих особую атмосферу и делающих Гран-при Италии одним из самых посещаемых этапов в календаре. Поклонников «Ф-1» и Scuderia Ferrari называют «тиффози». И хотя этот термин применим к любым спортивным болельщикам, закрепился он именно за «формульными» итальянцами. Примечательно, что «тиффози» могут не болеть за итальянцев в других командах, но всегда будут поддерживать пилота Ferrari, какой бы национальности он ни был.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»

Айртон Сенна (ВАЗ-2101, 1986 год)

Не самый примечательный факт биографии трёхкратного чемпиона мира, и всё же — в 1986 году легендарный бразилец проехал по «Хунгарорингу» на «Жигулях». Дело в том, что у Сенны была привычка: он изучал трассы, проезжая на них круги на гражданских машинах. А в 1986 году Гран-при Венгрии был не просто первой гонкой на «Хунгароринге», но и в целом — в Восточном Блоке.

Сенна за рулём ВАЗ-2101 на «Хунгароринге»

Сенна за рулём ВАЗ-2101 на «Хунгароринге»

Приехав в Венгрию, Сенна попросил у промоутеров машину — что-нибудь популярное у местных. И в итоге получил легендарную в СССР «Копейку». На ней Айртон, правда, проехал лишь один круг, но его успел сфотографировать некий Жольт Митрович. Заезды, вероятно, помогли бразильцу: в квалификации его «Лотус» оказался на 0,3 секунды быстрее «Уильямса» Пике и на полсекунды опередил всех остальных. Гонка же завершилась эпичным сражением двух бразильцев, верх в котором взял Нельсон.

Сколько гонок в чемпионате?

Каждый год по-разному, но в последние несколько лет гонщики выходят на старт 21 раз. Заезды проводятся как на стационарных автодромах (Италия, Испания, Германия, США, Бахрейн), так и по городским улицам (Монако, Сингапур, Баку). Есть также промежуточные автодромы – это те, часть которых является стационарной, а часть – парком или частью города. Такими являются трассы в Австралии и в Канаде: круглый год они готовы наполовину и каждый раз к гонке приходится закрывать сегмент парка, чтобы построить там временную часть трассы. Таким же планировали сделать и трек в Сочи, но в итоге он остался цельным и неделимым.

3. Себастьян Феттель

Главный соперник и антагонист Хэмилтона: четыре титула, неоднократная борьба колесо в колесо и крайняя неуступчивость на трассе по отношению друг к другу. Отличается излишней вспыльчивостью (что так нехарактерно для немцев) и крайней скрытностью в вопросах личной жизни – о том, что он стал дважды папой, журналистам удалось случайно узнать лишь спустя какое-то время.

Феттель – самый успешный представитель молодежной программы Red Bull. Производитель напитков помогал ему в карьере буквально с подросткового периода и сделал одним из самых титулованных гонщиков, после чего он ушел в команду своего кумира Михаэля Шумахера – Ferrari. Красным Бароном пока не стал, но все равно является одним из легендарнейших пилотов.

Физическая подготовка

Теперь вы понимаете, что сесть просто так в болид и поехать — не выйдет. По уровню специальной подготовки гонщики могут сравниться с космонавтами, которых готовят к сложным миссиям в космосе. Причем, космонавты испытывают перегрузки до 3-4g, а пилоты болидов во время гонки до 5g, а в моменты аварий эти цифры у гонщиков и вовсе могут быть пугающими – 180g. Так, например, в 2003 году пилот Кенни Брак установил на сегодняшний день рекорд, когда выжил после перегрузки в 214g. Поэтому-то гонщиков так тщательно и серьезно готовят, ведь выжить после таких перегрузок во время тренировок, гонок и аварий мало, кто способен.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Конечно, у гонщиков есть свои тренеры-физиотерапевты, которые, учитывая индивидуальные особенности спортсмена, местность, где будет проходить будущая гонка и другие детали, разрабатывают комплексную программу подготовки. Для гонщиков F1, в отличие от многих других спортсменов, важна работа над всеми группами мышц, поэтому дополнительно они еще любят заниматься скалолазанием, триатлоном, горными лыжами и другими видами спорта. Для пилотов F1 важно, чтобы было развитие силы, чтобы мышцы выдавали свой максимум, но при этом не увеличивались в массе и объёме. Но, к сожалению, даже при работе в союзе с тренерами, проблем не избежать — гонщики страдают из-за высоких нагрузок на спину, у кого-то проблемы с бедрами и с тазовыми костями из-за асимметрии (гонщики давят сильнее на педаль тормоза левой ногой, чем правой, когда добавляют газ), из-за положения в кокпите страдает и осанка. Над всем этим тоже приходится работать и держать баланс.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Особенно сложно, конечно, спортсменам держать форму сейчас, во время карантина, но пилоты F1 так просто не сдаются и продолжают тренировки в домашних условиях. Так, Роман Русинов делится, что каждое утро делает комплекс упражнений, а вечером проезжает на велотренажере в среднем 34 километра.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Также гонщики отводят отдельное внимание развитию концентрации, быстроте реакции и координации. Что касается тренировок шеи, то многие думают, что гонщики качают ее без остановки, но это не совсем так. В зимний сезон без гонок спортсмены уделяют ей внимание и дают нагрузки, но в летний сезон уже после первых тестов она быстро приходит в тонус и они практически не выполняют на неё упражнения.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Российские каникулы

В календаре «Формулы-1» Сочи находится в своеобразной полупозиции. С одной стороны, это Европа. Разница во времени — всего час или два, климат плюс-минус такой же, минимум и культурных различий. Это не Бахрейн, Китай или Бразилия. С другой стороны, для «Формулы-1» Сочи — это все же заморская экзотика. Оборудование сюда доставляют кораблями и самолетами, а не грузовиками, прямых рейсов из большинства европейских столиц нет, поэтому пилоты используют частные самолеты, которые порой арендуют в складчину. И наконец, на улицах Сочи их банально не узнают. Добавьте к этому море, солнце и горы — и получите идеальную возможность передохнуть, не отвлекаясь от работы.

Гонщики живут в отелях, расположенных прямо в Олимпийском парке, и позволяют себе немного расслабиться. Пилот Mercedes-AMG Валттери Боттас и восходящая звезда Ferrari Шарль Леклер спокойно бегали вдоль моря по набережной, а монегаск еще и в парке развлечений «Сочи парк» побывал. Пилоты Williams Джордж Расселл и Роберт Кубица, а также россиянин Даниил Квят отправились на матч КХЛ между «Сочи» и московским «Динамо».

Японское безумство

Япония — мир настоящего фанатского безумства в «Формуле-1». Гонки с открытыми колесами стали популярными в этой стране еще в 1960-х, когда в серию с собственной командой пришла Honda. На стыке 1980-х и 1990-х годов Honda вместе с McLaren превратилась в непобедимого титана «Ф-1», и любовь японцев к чемпионату начала граничить с одержимостью. В наше время градус фанатизма ничуть не снизился.

123

Гран-при Японии — единственный этап, на котором уже за несколько дней до главного старта на автодроме полные трибуны. Традиционная автограф-сессия с болельщиками превращается в настоящее представление — каждый поклонник автоспорта пытается всеми возможными способами привлечь внимание команд: фанаты делают шляпы в форме болидов «Ф-1», раскрашивают лица, переодеваются в инопланетных персонажей, расписывают гигантские плакаты, кричат, смеются и рыдают от счастья даже при виде знакомого лица механика Mercedes.

«Формула» любви: где живут самые отчаянные фанаты «Королевских гонок»

В Японии есть фанаты не только Льюиса Хэмилтона или Даниэля Риккардо, но и настоящие поклонники Тото Вольффа (глава команды Mercedes) или Гюнтера Штайнера (глава команды Haas), гоночных инженеров, персональных менеджеров и даже фитнес-тренеров пилотов. На Гран-при Японии вполне можно встретить болельщика с плакатом Pirelli, которая всего лишь поставляет командам гоночные шины.

Жаки Икс («Лада Самара», 1987-1990 годы)

Многократный победитель «24 часов Ле-Мана», звезда «Брэбэма» и «Феррари» в Формуле-1, Жаки Икс также известен своей победой на ралли «Дакар» в 1983-м. В следующие двадцать лет он ещё более десятка раз выйдет на старт этого марафона, но так и не сможет победить. Однако трижды это происходило на прототипах, построенных на базе советских автомобилей «Лада Самара».

Экипаж Жаки Икса на ралли «Дакар» — 1990

Экипаж Жаки Икса на ралли «Дакар» — 1990

Фото: Yves Forestier/Getty Images

Интересно, что изначально автомобиль, который пилотировал Икс, готовился литовскими инженерами по правилам Группы B, а когда её запретили, проект переориентировали на ралли-рейды. Прототип, подготовленный командой Пока — французского экспортёра советских автомобилей, был очень быстр, а предыдущая машина команды — на базе «Нивы» — и вовсе приезжала на подиум. Правда, на «Дакаре» выше седьмого места в генеральной классификации Икс с этими автомобилями подняться не смог.

Сколько в «Формуле-1» команд и пилотов?

Если брать последние годы, то речь идет о десяти командах, и каждая из них выставляет по две машины. То есть на старт выходит 20 лучших гонщиков со всего мира. Плюс у каждой команды есть резервные пилоты, готовые в случае необходимости заменить своих партнеров и выйти на старт вместо них. Но чаще они работают на базе команды на гоночном симуляторе и помогают инженерам с доводкой действующих машин.

4. Фернандо Алонсо

Хоть последний титул двукратного чемпиона мира датируется 2006 годом, а «Формулу-1» гонщик покинул только сейчас, он все равно остался одним из самых быстрых и сильных пилотов в истории. Человек поистине феноменального таланта, он отличается маниакальным голодом относительно гонок. Алонсо – один из немногих, кто выступал в двух чемпионатах одновременно: «Формуле-1» и чемпионате гонок на выносливость FIA WEC. В рамках второго он, кстати, выиграл легендарную гонку «24 часа Ле-Мана». И при всем этом он еще умудряется анонимно выступать в локальных чемпионатах! Про него говорят, что он может ездить быстро на чем угодно.

Впрочем, характер у него так себе: где бы он ни выступал, в этом месте всегда происходили скандалы и возникали жуткие подковерные игры. Например, в McLaren он повздорил с молодым Хэмилтоном настолько, что объявил собственной команде войну и рассказал организаторам, что они украли чертежи Ferrari, а в Renault он и его друг и менеджер Флавио Бриаторе умудрились подтасовать результаты гонки. Бриаторе был на пять лет изгнан из «Формулы-1». Фернандо же вышел сухим из воды и даже не лишился победы. Под конец карьеры успокоился и стал просто ездить в свое удовольствие, выжимая из машины 120 % возможностей.

Питание

Конечно, вес гонщика — это важный фактор. Но главное здесь всё же его комплексная физическая готовность. При этом лучше, если гонщик от природы будет небольшого роста, потому что высоким сильнее других приходится следить за своим весом и зачастую на протяжении всего сезона они испытывают непрерывный голод. И это при постоянном воздействии влажности, высокой температуры, угарного газа и жженой резины — вечной перегрузки организма во время подготовки и самой гонки. Считается, что идеальный гонщик — это худощавый от природы парень, не очень высокий, со средним процентом жира в организме — 4-10%. И конечно, без правильного питания в автоспорте не обойтись, одним из первых гонщиков в свое время, заметивший прямую связь питания с победным результатом был Айртон Сенна. А в наши дни диетологи подбирают для пилотов особый рацион, который поможет укрепить мышцы и выносливость, а еду, замедляющую обмен веществ (жирную и тяжелую пищу) исключают совсем. Чаще всего на завтрак у гонщика будет каша и яйца, на обед может быть немного углеводов (макароны и овощи), на ужин протеин — рыба или мясо.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

Сергей Сироткин, российский автогонщик, питается правильно и считает, что лучше съесть полезные продукты и получить от них удовольствие

Многие гонщики сейчас пробуют для себя вегетарианство, например, Льюис Хэмилтон и Роман Русинов, и отмечают, что такая диета помогает им побеждать.

Также пилоты F1 употребляют много жидкости, особенно если гонка проходит в жарком климате. Специалисты следят за уровнем потери воды у пилотов и готовят график пополнения жидкости в организме. В день важной гонки спортсмены могут выпивать до 5 литров воды, которая практически вся выйдет с потом, но такое количество жидкости всё же поможет избежать полного обезвоживания.

Нашествие

Когда Владимир Путин подписал в 2010 году договор о проведении Гран-при России, «Формула-1» в нашей стране все еще была диковинкой. Первый россиянин в истории чемпионата Виталий Петров только дебютировал в Renault, в молодежных «формулах» было не так много гонщиков из России, а национальный чемпионат лежал в руинах. К 2019 году ситуация стала, мягко говоря, оптимистичнее. У россиян уже в сумме четыре призовых подиума в «Формуле-1», практически в любой серии в Европе есть сильные пилоты из нашей страны, а РСКГ сильна, как никогда.

Роберт Шварцман провел весь сезон в «Формуле-3» в доминирующем стиле, обе гонки в Сочи закончил на пьедестале и стал чемпионом перед родными трибунами

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Поэтому в Сочи высадился целый десант россиян, чем и воспользовались организаторы гонки — многочисленные рекламные плакаты призывали поболеть за своих: Даниила Квята в «Формуле-1», Никиту Мазепина в «Формуле-2» и Роберта Шварцмана в «Формуле-3». Однако на деле наших на старте сочинских гонок стало еще больше: к пелотону «Формулы-2» присоединились Артем Маркелов и Матевос Исакян. Армянин, пусть и родившийся в Москве, за рулем гоночной машины в Сочи!

Радовать родные трибуны наши парни начали уже в пятницу — Шварцман выиграл в квалификации и стал еще ближе к титулу. Удивительно, но на трибунах не было совсем уж пусто — в субботу несколько тысяч хард-корных болельщиков пришли на трассу уже в десять утра, чтобы увидеть, как Роберт станет чемпионом, и Шварцман не подвел: до последнего боролся за победу в гонке, но и итогового второго места хватило для титула.

Петербуржец давал интервью после финиша на русском, трибуны скандировали «Россия! Россия!», а на все это с трогательной улыбкой смотрел руководитель Ferrari в «Формуле-1» Маттиа Бинотто.

Роберт является слушателем гоночной академии итальянской команды, живет в Маранелло и считается многими потенциальным кандидатом на место в красной машине через три-четыре года. В воскресенье Шварцман вновь приехал на подиум, а поболеть за него, кажется, пришло еще больше народу.

Хуан-Пабло Монтойя (ВАЗ-2108, 1993 год)

Колумбийский ветеран не просто катался за рулём российских машин, но и гонялся на них: в 1993 году 18-летний Хуан-Пабло стал чемпионом страны по кузовным гонкам, при этом выступал на «Ладе Самара». В десяти гонках Монтойя одержал семь побед и семь раз выигрывал поул. По некоторым данным, один экземпляр ВАЗ-2108 колумбиец получил в награду за титул.

В сезоне-1994 Монтойя уже гонялся в монокубке на автомобилях «Сааб», а в 1995-м перешёл в «формулы» — именно в них колумбийца ждут его главные победы, включая «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако Формулы-1.

Психологическая подготовка

Как и у всех спортсменов, работа с психологом у гонщиков F1 играет ключевую роль. Ведь, как признаются пилоты, главный соперник для нас — это мы сами. И именно психологи в свое время посоветовали гонщикам тренироваться в гоночном костюме и шлеме, не только на треке, но и на велотренажерах, например. Таким образом, у спортсмена образуется крепкая психологическая связь между его выступлениями и тренировками. Гонщиков также учат техникам дыхания, которые в итоге помогают им сохранять спокойствие, ясность ума и возможность трезво оценить ситуацию во время гонки.

«А ты точно гонщик?»: о том, какие колоссальные нагрузки переносят пилоты «Формула-1»

И не забывайте про огромное давление на гонщиков со стороны команды, фанатов, прессы — особенно, если вы, например, пилот Ferrari. С таким стрессом надо тоже уметь справляться, и эта борьба всегда отнимает очень много сил. Так, некоторые пилоты признавались, что выходя из состава Ferrari немного выдыхали, потому что тут же лишались огромного стресса в своей жизни.

Кими Райкконен (ВАЗ-2101, 1997 год)

«Копейка» была первым автомобилем в жизни Кими Райкконена — в этом финн сам признался ещё в конце 2000-х, когда выступал за «Феррари». «Не то чтобы блестящая машина, но надёжная и внутри тепло. Она до сих пор целая, так что в этом смысле — очень хорошая первая машина», — сказал он тогда.

Позже Кими ещё не раз вспоминал автомобиль, а в апреле прошлого года ещё раз похвалил его. «Это была идеальная первая машина! Достаточно мощная, чтобы дрифтить, с достаточным числом проблем, чтобы в них разобраться», — сказал он.

Хайнц-Харальд Френтцен, Гран-при Франции — 1999

Несмотря на то что Френтцен был частью чемпионского «Уильямса», свой самый успешный сезон он провёл в составе команды Эдди Джордана. В 1999-м немецкий пилот с завидной регулярностью боролся за самые высокие места, сумел одержать две победы и даже сохранял шансы на титул за три гонки до конца чемпионата. Однако в том сезоне у Френтцена были и не самые приятные моменты: гонка в Канаде завершилась для немца серьёзной аварией, в результате которой он сломал ногу, но… узнал об этом не сразу.

Френтцен определённо испытывал болевые ощущения в ноге, но как ни в чём не бывало отправился на следующий этап во Францию. «В коленной чашечке у меня были десятки маленьких трещин, а кость одной из ног была посередине разделена на две части. Это было невероятно больно — мне даже под одеялом было больно держать ногу, но в гонке меня это не остановило. Да и болело в основном, когда нажимал на газ, а в дождь так уж сильно на него жать и не надо», – поделился воспоминаниями Френтцен.

Так, сам того не зная, весь этап на «Маньи-Куре» Хайнц-Харальд пилотировал свой «Джордан» со сломанной ногой, причём не просто пилотировал, а ещё и одержал победу! Благодаря сэкономленному топливу в режиме машины безопасности Френтцену удалось избежать дополнительного визита в боксы, что в итоге позволило немцу отпраздновать триумф.

Голландское поклонение

Когда в «Формулу-1» пришел Макс Ферстаппен, самую популярную гоночную серию мира буквально захлестнула волна нидерландских фанатов. Ранее болельщики из Страны тюльпанов ничем особенным не выделялись на фоне поклонников «Ф-1» других европейских стран, однако появление голландского вундеркинда изменило ситуацию. В Нидерландах массово начали следить за «Королевскими гонками» и, в частности, за успехами пилота Red Bull, который в буквальном смысле стал объектом поклонения.

123

До нынешнего сезона в календаре «Формулы-1» не было голландского этапа (ранее Нидерланды принимали этапы «Ф-1», но последний состоялся в далеком 1985 году). Чтобы поболеть за своего кумира, десятки тысяч фанатов в последние годы скупали билеты на ближайшие к ним Гран-при Бельгии в Спа и Гран-при Австрии в Шпильберге. Любопытно, что на многих трассах «Ф-1» существуют именные трибуны. Например, на немецком Гран-при есть «фанатка» Mercedes, на Гран-при России в этом году появится трибуна Red Bull. Места на них занимают, как правило, фанаты команд, в честь которых они названы. Но не в случае с поклонниками Макса Ферстаппена, которые без разбора скупают билеты в Бельгии и Австрии на любые места.

123

Столь мощный фанатский фактор не прошел мимо руководства «Королевских гонок», и к 2020 году чемпионат договорился о возвращении в календарь этапов голландской трассы «Зандфорт», где должен был пройти первый за почти 35 лет Гран-при Нидерландов. К разочарованию местных болельщиков, из-за пандемии COVID-19 гонку отменили. Однако, ожидается, что она всё же состоится там в 2021 году.

123

Погнали

Наш гоночный день начался с заезда гонщиков «Формулы-2», который выдался куда более нервным и непредсказуемым, нежели предполагалось. Здесь ставки многих были сделаны на сына Михаэля Шумахера Мика. Но ко всеобщему разочарованию Мик сошел с дистанции из-за технических проблем. Не повезло и россиянину Никите Мазепину, который на первом же круге попал в аварию вместе с Нобухару Мацуситой и Джеком Эйткеном. Россиянина и японца пришлось транспортировать в больницу на вертолете. Гонку прервали красным флагом на 45 минут: барьеры безопасности были сильно повреждены.

В такие моменты невольно вспоминаешь, что автоспорт опасен. Смертельно опасен — за месяц до гонок в Сочи во время Гран-при Бельгии в гонке «Формулы-2» погиб молодой француз Антуан Юбер. К счастью, Никиту отпустили из госпиталя практически сразу, а вот японцу предстояло провести в госпитале ночь под присмотром российских врачей.

Выдохнув после эмоционального заезда юниоров, поклонники приготовились увидеть то, ради чего многие из них преодолели тысячи километров. Фавориты Гран-при России Льюис Хэмилтон стартовал вторым, Валттери Боттас — четвертым. С первого же места в бой должен был уйти Шарль Леклер. Поначалу ситуация складывадась не в пользу ребят в серебристых комбинезонах — на старте британец пропустил вперед еще и вторую Ferrari Себастьяна Феттеля. Однако к середине гонки команда Mercedes-AMG все равно вышла на первые позиции. Сначала в Ferrari разгорелся внутренний конфликт, а затем машина Феттеля испустила дух в самый выгодный для «серебряных стрел» момент.

Виталий Петров (2001)

Разумеется, не обошлось без российских машин в карьере Виталия Петрова — первого россиянина в Формуле-1. Собственно, с российских машин его карьера и началась — в 2001-м он выиграл Кубок Лада, затем стал чемпионом «Лады Революшен» и Формулы-1600 (в составе «АртЛайн»), и лишь затем отправился в европейские гонки.

Михаил Алёшин, Стоффель Вандорн, Виталий Петров и Борис Ротенберг на подиуме «24 часов Ле-Мана» — 2019 (на третьей ступени пьедестала)

Михаил Алёшин, Стоффель Вандорн, Виталий Петров и Борис Ротенберг на подиуме «24 часов Ле-Мана» — 2019 (на третьей ступени пьедестала)

Фото: James Moy/Getty Images

К слову, Петров выступал на российских машинах и совсем недавно, когда в 2019 году занял третье место в «24 часах Ле-Мана» за рулём российского прототипа BR1 команды SMP Racing. На этой машине выступали и другие экс-пилоты Формулы-1: Стоффель Вандорн (он в 2019-м был в экипаже с Петровым и Алёшиным), Брендон Хартли и Дженсон Баттон. Справедливости ради напомним, что прототипы строились совместно с «Далларой» и производство находилось в Италии.

Нельсон Пике, Гран-при Сизарс-Пэлас — 1981

Перед финальной гонкой сезона-1981 на титул претендовали сразу три пилота. И если у Жака Лаффита шансы стать чемпионом были, скорее, математическими, то вот между Карлосом Ройтеманном и Нельсоном Пике шла настоящая война: в личном зачёте двух латиноамериканцев разделял всего лишь один балл.

Градус чемпионского сражения был обозначен с самого начала гоночного уик-энда в Лас-Вегасе. Уже во время тренировки Карлос Ройтеманн налетел на своего главного соперника Нельсона Пике. Из этой аварии главным пострадавшим вышел бразилец – пилот «Брэбема» заработал серьёзный ушиб спины. Пике даже пришлось обраться за помощью к массажисту, дабы хоть чуть-чуть восстановиться перед финальным сражением. Однако он всё равно испытывал дискомфорт в спине на протяжении всей гонки.

«После 30-го круга я задумался, смогу ли дойти до конца. Когда было объявлено, что до финиша осталось 33 круга, я чуть не умер. Моя спина и правое плечо были в агонии», – признался позже Пике.

В конечном итоге судьбу чемпионата решили возникшие у Ройтеманна проблемы с коробкой передач. После такого подарка судьбы бразилец решил не рисковать и практически без борьбы отдал соперникам две позиции, опустившись на пятую строчку. Заработанных двух очков Пике хватило для того, чтобы оформить свой первый чемпионский титул. После финиша Пике был настолько обессилен, что на церемонию награждения его пришлось буквально нести на руках. После такой проведённой гонки Нельсон точно заслужил подобных почестей.

Дженсон Баттон (ВАЗ-2103, 2013 год)

Первое знакомство британского чемпиона с российскими машинами произошло ещё в 2013-м, когда он принял участие в съёмках рекламного ролика для одного из спонсоров «Макларена». Роль Дженсона заключалась в том, чтобы проехать несколько кварталов в пригороде Будапешта за рулём «Тройки».

«Я люблю старые машины, но боюсь, что самое страшное — впереди», — нервничал британец перед съёмками. Чутьё не подвело: «Я очень сочувствую владельцам этих автомобилей, мы недостаточно заботимся о них. Не знаю, нормально ли это, но у меня постоянно всё мигало на приборной панели, — сказал он. — Но вообще было весело. Ручник работает, а это в старой машине — главное».

Риккардо и Ферстаппен («Нива», 2018 год)

Тремя годами спустя российские автомобили опробовали Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен — в дни Гран-при Азербайджана они отправились покорять бездорожье близ Баку на «Нивах».

Поездка получилась короткой, но Риккардо автомобили полюбились. «Она очень приятная! — сказал австралиец. — Она клёвая, я хотел бы взять штук десять таких и устроить гонки в Австралии. Можете отправить в Перт десять таких? Пожалуйста!»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий