Как правильно настроить си би антенну

Содержание

Антенна Си-Би своими руками: чертежи, материалы, этапы работ

Прием и отправка радиосигналов требуют определенного технического инструментария. Если не замахиваться на что-то чрезвычайно сложное, то можно остановить свое внимание на антенне Си-Би. Своими руками сделать ее не сложно, одновременно она предоставляет неплохие возможности для работы.

Как правильно настроить си би антенну

Современные технологии позволяют нам оставаться всегда на связи, не зависимо от места пребывания, погоды, наличия или отсутствия сотовых сетей. Все это возможно благодаря радиосвязи – типу связи, которая в качестве носителя информации использует радиоволны разных частот. Сегодня большую часть рынка радиоприборов представляют рации и радиостанции, которые могут эксплуатироваться как средства связи для автолюбителей и военных, охранников и охотников, рыбаков и горнолыжников. Простое решение купить рацию иногда спасает в трудных ситуациях, когда нужно позвать на помощь или передать особо важную информацию. Но не всегда, получается, добиться отменного качества сигнала приема и передачи рации.

Во многом это связанно с тем, что выбранную рацию нужно настроить под нужную волну. То есть, изначально любая рация будь то любительская или профессиональная может работать не на полную мощность или работать с помехами. Современные цифровые рации лишены потребности в настройке, так как они имеют встроенную кнопку, которая позволяет в автоматическом режиме подстроить устройство под необходимую радиоволну. Остальные рации можно условно разделить на портативные (носимые) и автомобильные (стационарные). Настройка раций этих двух типов во многом похожа, хотя имеются свои особенности.

FAQ — рации. Как настроить рацию в автомобиле? Как настроить дальность рации


Установку средства связи в автомобиле принято начинать с монтажа антенны. Врезные антенны требуют хорошего контакта с металлом корпуса (кузова) автомобиля. Это необходимо для правильной диаграммы излучения. Место прилегания кронштейна дополнительно нужно защитить от коррозии любым консервантом. Подойдет и обычный Мовиль. По возможности штырь антенны следует располагать как можно ближе к центру крыши. Особенно это относится к антеннам с магнитным основанием.

Обратите внимание: Размещение на крышке багажника или заднем бампере приведет к неполноценной работе и искажению лепестков диаграммы направленности. Это значит, что максимальное усиление будет распределяться неправильно, и антенна будет эффективно работать только в определенных направлениях. Например, если антенна с магнитным основанием находится на задней части крыши автомобиля, то максимальная эффективность (как приема, так и передачи) ее будет направлена в сторону передней части авто.

рация установкамашина рациярация в автобагажники-на-крышу-авто

Классификация

Антенны для автомобильной рации можно разделить по типу установки:

  • на врезные;
  • магнитные.

Врезная антенна монтируется в кузов. Причём при установке на капот или крыло на 30–40% теряет свою эффективность. Устанавливать нужно как можно дальше от вертикальных металлических деталей, которые расположены параллельно основанию антенны.

Магнитные антенны не требуют врезки, и, как правило, их используют на легковых автомобилях. На больших грузовых машинах они могут отвалиться из-за вибрации. Такую антенну для рации можно легко ставить и снимать, переносить на другое авто.

Магнитная антенна для рации

Магнитная антенна для рации

А также антенны для автомобильной рации различаются по размерам:

  • Длинные со штырём порядка 2 метров, создают наиболее качественную и стабильную связь.
  • Средние от 90 до 170 см, имеют меньший коэффициент усиления и работают на меньшем расстоянии. Зато они удобней тем, что не задевают такие верхние препятствия, как мосты, ветки деревьев, линии электропередач.
  • Короткие 65–70 см, удобные и не столь заметные, но обеспечивающие малую дальность приёма.

Самыми эффективными являются длинные врезные. Но даже хорошей антенне нужна правильная установка и настройка.

Для чего нужна настройка си-би антенны и что такое КСВ

Если говорить простыми словами, то настройка си-би антенны нужна для того, чтобы она работала в резонансе на нужном канале (определенной частоте) и всю мощность радиостанции передать в эфир, или, по – другому, в открытое пространство без потерь, и при этом получить максимум усиления по приему.

Допустим, мы имеем рацию (MegaJet-300) с выходной мощностью в 4 ватта и идеально настроенной заводской антенной с КСВ 1 , которая установлена по центру крыши автомобиля – то и на выходе получаем те же 4 ватта, а это максимальная дальность связи, на которой Вы можете общаться с другими корреспондентами или пользователями си-би радиостанций.

Так что же такое КСВ от сложного к простому

Так что же такое КСВ? На этот вопрос уже есть развернутый научный ответ в Википедии – КСВ это

Схема настройки и согласования си-би антенны

А если просто, то КСВ – это степень согласования выходного сопротивления рации 50 Ом с входным сопротивлением фидера (кабеля) и антенны, которые так же должны быть равны 50 Ом. То есть сигнал от радиостанции проходит по кабелю через центральную жилу с минимальными потерями в антенну как в режиме приема, так и передачи (падающая волна), а ток (отраженная волна), который протекает по оплетке кабеля в обратную сторону от антенны, практически или равен нулю.

  • Если линия (фидер, кабель) и нагрузка (антенна) согласованы, то КСВ = 1
  • Если волновое сопротивление линии и нагрузки различаются, то КСВ > 1

Например: – у нас есть заводская антенна с настроенным кабелем 50 Ом четверть длины волны – примерно 4 метра, остается только настроить антенну, чтобы входное сопротивление стало так же 50 Ом на нужной частоте, а это достигается путем изменения длины штыря (удлиняя, подрезая или подкручиванием с помощью болта в случае с укороченными спиральными антеннами), при этом получаем КСВ близкое к значению 1.

При КСВ более 1 мы имеем неэффективно работающую антенну на прием и, соответственно, на передачу, происходят потери, которые выражаются в процентах.

Таблица потери мощности в % при КСВ > 1
КСВ 1,0 1,2 1,5 1,9 2,3 3,0 4,0 5,7 9,0
Мощность
потерь, %
0 1 4 9 16 25 36 49 64

Рация для дальнобойщиков

Скажем сразу: водители приобретают самые обычные рации, какого-то особого, дальнобойного, варианта нет. Для связи с коллегами люди используют модели нескольких производителей, отличающиеся мощностью.

Канал дальнобойщиков на рации

В прямой эфир могут попасть не только шоферы, но и спасатели МЧС, таксисты и курьеры. Портативные устройства настраивают на гражданский диапазон 27 130 МГц.

Он называется Си-Би (существуют варианты ПМР, св). Переговоры по рации бесплатны, для них не нужны роуминг, интернет и услуги мобильных операторов.

В местности, где нет вышек связи, рация – единственный способ сообщить и узнать нужную информацию. Это все, что нужно знать начинающему дальнобойщику при сомнении покупать рацию или нет.

Для чего используется

Волна дальнобойщиков на рации – это место для обсуждения «дорожных» событий. Именно там можно узнать информацию о новом посте ДПС, ремонте трассы, пробках, объездных путях. В некоторых случаях эфир помогает своевременно подать сигнал бедствия, сообщить об аварии в режиме реального времени и спасти жизнь.

Сетки частот

Гражданский диапазон 27 МГц делится на частоты. Их также называют каналами, в отдельной группе их 40. Эти четыре десятка каналов именуются частотной сеткой. У каждой сетки есть «имя» – А, Б, С, Д, Е.

По сложившейся традиции, канал или, как чаще говорят, частота дальнобойщиков на рации расположилась под номером 15. Отметим, что название сетки в моделях раций может отличаться. К примеру, в MejaJet MJ-300 и MJ-333 канал будет в сетке Д. У рации марки Alan 100+ радиоканал «спрятался» в сетку С.

Модели

Рация для дальнобойщиков представлена десятками производителей и моделей – Yaesu, Albrecht, Alnico… CB-радиостанции отличаются мощностью, количеством каналов, возможностью настраиваться на euro-лад (полезно для рейсов в Европу).

Выбор антенны

Купить рацию для полноценного общения недостаточно. Чтобы исключить «плавающие» волны и помехи, важно подобрать качественную антенну. Ее выбирают исходя из высоты грузовика. На высокие прицепы нежелательно ставить антенны высотой 1,5 метра. «Хвост» в этом случае будет цепляться за ветки и мосты.

Детальная информация видна на видео:

Бесперебойный эфир при грамотной настройке обеспечит самая простая УКВ-антенна. Но отправляясь на дальние расстояния, важно помнить: чем мощнее катушка, тем лучше связь.

Наиболее востребованы у дальнобойщиков следующие модели:

  1. Врезная 13-сантиметровая Optim CB-1200.
  2. 160-сантиметровая Optim CB-1000.
  3. «Спиралька» Optim CB-95.
  4. Магнитная MegaJet ML-145 MAG.
  5. Спиральная Optim CB-82 MAG (также на магните).

Важно правильно установить и настроить антенну, новичкам лучше проконсультироваться со специалистами из сервисного центра.

Как все начиналось?

Что собой представляет Си-Би? Это обозначение используется как сокращение от английского словосочетания «гражданский диапазон». Оно принято для обозначения доступной и безлицензионной радиосвязи на коротких волнах, занимающей диапазон 27 МГЦ. В зависимости от страны, правила его использования могут регулировать работу по минимуму или вообще отсутствовать. Средства радиосвязи могут быть носимыми, возимыми или стационарными. От профессиональных станций (да и большого количества любительских) они отличаются ценой и количеством доступных функций. В самых простых версиях этого диапазона можно только принимать и передавать звуковую информацию на относительно небольшие расстояния по пересеченной и лесистой местности. Можно поработать над устранением природных помех или же уделить внимание увеличению охватываемого расстояния. Но давайте пока не будем спешить.

Настройка портативных раций

как настроить портативную рацию

Портативные рации любительского диапазона (433-434 МГц) не требуют регистрации радиочастотным центром, поэтому их настройка довольно простой процесс. Перед покупкой нужно узнать поддерживает ли рация сменные антенны, на случай если Вам захотелось увеличить мощность рации. Также, важным моментом в работе портативных раций есть их настройка друг на друга. Для этого, на каждой рации нужно выставить один и тот же номер канала и субкод. Только в этом случае, выбранные рации будут слаженно работать друг с другом. Для передачи сообщения достаточно нажать и удерживать кнопку начала разговора. Отпустив кнопку, рация ждет приема от другого устройства. Важным элементом настройки переносной рации есть выбор позывного (опознавательного индивидуального сигнала). Это может быть любой буквенный или цифровой псевдоним, который будет уникальным для выбранной системы радиосвязи.

Дальнейшая настройка портативной рации включает в себя настройку антенны рации. Более детально настройку антенны рации мы будем рассматривать ниже для автомобильных радиостанций. Сейчас же просто заметим, что для точной настройки антенны понадобится антенный анализатор. Но во многих случаях, для настройки рации в первом приближении, достаточно прибора, который называется КСВ-метр. С помощью него нужно настроить антенну на минимальный коэффициент стоящей волны. Обычно, оптимальным считается значение КСВ равно 1,5 или меньше. Важно также понимать, что чем выше значение КСВ волны, тем больший процент потерь мощности при передаче сигнала. Но на практике добиться КСВ = 1 практически нереально. Если же коэффициент стоящей волны больше трех, то работа в таких условиях может вывести из строя каскад передатчика. Таким образом, не настроенная портативная рация может легко выйти из строя.

Контакты

8 (812) 410-0-409, 8-921-184-4500

Часы
Понедельник—пятница: 9:00-21:00
Суббота и воскресенье: 10:00-21:00

Установка

Важным фактором хорошего сигнала является правильная установка антенны:

  • Крепите в верхней части кузова на устойчивом основании.
  • Установка на бампере, дверях, зеркалах снижает эффективность.
  • Устанавливайте вертикально, если иное не сказано в инструкции. Если необходимо установить под углом, то сначала нужно смонтировать, а потом настроить. Именно в этом порядке, а не настроить, а потом наклонять.
  • Площадь поверхности, на которой производится установка, должна быть как можно большей и плоской.
  • Старайтесь не ставить на капоте и багажнике.
  • Саму антенну и соединительный кабель нужно располагать как можно дальше от источников помех, например, системы зажигания.

Канал дальнобойщиков на рации

Как мы разобрались, «беседка» дальнобоя находится в гражданской сети Си-Би. Важно, чтобы рация поддерживала эту частоту (некоторые модели работают в lpd 433 МГц, pmr). Канал общий для всех стран. Если вы окажетесь за пределами РФ, перенастраиваться не придется.

Как найти

Обычно рации уже настроены на нужную сетку, а поля tfv, rev настроены по умолчанию. Если же нет – придется настраиваться самим. Нужно открыть или скачать с сайта производителя инструкцию по эксплуатации. После найти сетку, соответствующую вашей модели (Д, С и т. д.), пролистать каналы до 15 и поймать модуляцию AM.

Модуляция

Есть несколько видов модуляций. Самые распространенные – AM и FM. На второй сидят радиоведущие, что звучат из автомобильных магнитол. Дальнобойщики же работают с модуляцией AM. Некоторые модели раций (Таис PM-41, PM-43) ловят только ФМ, поэтому для общения не подходят.

Перед покупкой станции обязательно уточните возможность подсоединения к необходимой модуляции. В противном случае поговорить с шоферами не получится.

Детальная информация видна на видео:

Правила общения

Радиоволна дальнобойщиков – это «мирок» со своими порядками, сленгом и устоями. Новички нередко боятся использовать радиосвязь, не знают, как общаться, теряются в обозначениях. Важно понимать, что разговаривать на отвлеченные темы здесь не принято, все строго и по факту.

Общение в онлайне эфира напоминает чат, в который постоянно добавляются новые «пользователи». Для адаптации в первые пару дней можно ездить с включенной рацией, сидеть и слушать эфир.

В российском сегменте вы сразу услышите слова, которым в автошколе не учат – «Буханка», «Лимон», «Стопари»… Использование сленга для шоферов – дело привычное. На ютубе можно найти видео со «словарем» дальнобоя. Выучив основные пару десятков слов, с пониманием проблем не будет. Выражаться можно и привычными, «русскими» словами.

Вам всегда подскажут, где подешевле купить соляру, есть ли на нужной трассе пост ДПС, наблюдаются ли пробки на участке. После этого вежливым тоном необходимо будет поблагодарить информатора. Связываться с шоферами «просто поболтать» в эфире сб не стоит. Как только вы попытаетесь флудить, сразу попадете в немилость.

Эфирный флуд

Флудом на канале считается вся информация, не относящаяся к дороге. Важно помнить, что частота нужна для работы. Личные вопросы в общей сетке обсуждать неприлично. Если вам с приятелем понадобилось поговорить, воспользуйтесь телефоном.

Как настроить канал дальнобойщиков на рации

Для беседы может применяться и рация, однако не 15 канал. Нередко в эфире можно услышать фразы «сверни ниже (выше) на несколько каналов». Это значит, что люди устанавливают «приват» – личный диалог.

На свободной частоте вы никому не помешаете, не услышите оскорблений в свой адрес и обидного направления, куда следует идти флудить.

Где же они применяют?

си би рации

Си-Би рации обладают довольно широким применением. Они являются достаточно надежными и доступными средствами связи, которые позволяют обеспечить взаимодействие магазина со складом, грузовым автотранспортом и так далее. Применяются Си-Би рации и на маломерном флоте – катерах и яхтах. При этом дальность работы на воде значительно растет за счет того, что отсутствуют серьезные препятствия.

Наибольшее применение Си-Би диапазон нашли как представители подвижной связи. В качестве примера можно привести устройства, установленные в автомобилях. С портативными устройствами немного сложнее. Дело в том, что Си-Би диапазон обладает длиной волны в 11 метров. И идеальная для него антенна должна быть размером около 2,7 м. На портативных устройствах их приходится укорачивать в 10-20 раз. Как результат – довольно большой вес, низкий коэффициент полезного действия при передаче данных компактной антенне и невысокая эффективность амплитудного шумоподавления. Но благодаря довольно значительной длине волн Си-Би антенна может работать даже при наличии существенных препятствий. Она хорошо подходит для пересеченной местности и лесов.

Размещение антенного кабеля

Прокладку антенного кабеля начинать следует с его укладки на крыше. Чтобы не портить лакокрасочное покрытие, лучше приобрести специальные самоклеющиеся площадки. Кабель будет лежать на них, не касаясь поверхности крыши. При этом он не должен быть сильно натянут.

Внутрь салона легкового автомобиля кабель целесообразно заводить через крышку багажника (или пятую дверь хэтчбека), а не через боковые двери. Внутри салона кабель следует протягивать под обшивками, при этом нежелательно крепить его к жгутам штатной электрической проводки. Лучше располагать его отдельно. Крепить кабель следует с помощью нейлоновых стяжек.

Важно: Нельзя допускать сильных изгибов, перекручиваний и деформации кабеля.

Длина кабеля, поставляемого с антенной, обычно составляет 3.5-5 метров, поэтому позаботьтесь о том, чтобы его хватило. Удлинять или обрезать кабель не рекомендуется – это может привести к нарушению его согласования с антенной и ухудшить ее технические характеристики.

Приборы для измерения коэффициента стоячей волны «КСВ» «SWR»

Прибор для измерения «КСВ»

Для настройки антенн – измерения «КСВ» «SWR», часто применяют стрелочные приборы заводского изготовления, на рынке достаточно много моделей с разной ценовой категорией от 900 руб. и выше, которые включают в себя кроме основной функции еще и дополнительную – измерение мощности рации.

Отличаются интерфейсом, кнопками управления, частотным диапазоном измерения – на фото выше модель RSM-600 имеет два диапазона измерения по частоте 1.8 – 160 MHz и 140 – 525 MHz плюс два диапазона по мощности 200 и 400W, большая градуированная шкала со значениями ксв от 1 до ∞ и шкала мощности с поддиапазонами 5, 20, 200 Ватт.

Наряду со стрелочными приборами для настройки антенн применяют и антенные анализаторы, функция у них одна, степень согласования оценивают по стандартной формуле и определяют коэффициент стоячей волны – как отношение максимального значения тока или напряжения к минимальному:

КСВ=Umax/Umin или КСВ=Imax/Imin

Антенный анализатор для настройки си-би антенн АА-330М

Антенные анализаторы – это, конечно, более продвинутые приборы, с информативными дисплеями отображающими не только ксв, частоту, но и значение активной и реактивной составляющей. Имеют функцию сканирования по диапазонам, интерфейс для подключения к компьютеру, выводят графики резонанса антенны по диапазону, что очень удобно для быстрой и качественной настройки.

Однако цены на антенные анализаторы гораздо выше чем на стрелочные измерители ксв, даже самая дешевая модель из Китая обойдется вам более 4000 рублей.

Полезная информация

Си-Би радиостанция позволяет связаться с полицией, скорой помощью, пожарной охраной и аварийными службами благодаря специальным диспетчерам. Следует отметить, что подобная возможность есть не всегда. Для этой цели выделен канал 9C. Но, увы, на практике это можно встретить разве что в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории лучше использовать канал 15С, посредством которого можно установить связь с водителями на трассах. Дополнительно на 19С можно набрести на радиолюбителей. Ко всем этим людям можно обратиться с призывом о помощи. Главное – хватило бы мощности послать и принять ответный сигнал. А теперь давайте будем рассматривать, как сделать антенну своими руками.

Установка рации в автомобиль своими руками: основные нюансы, настройка

Всем привет! В последнее время количество людей, путешествующих на авто, значительно увеличилось. И все чаще автомобилистов интересует установка рации в автомобиль.

Это актуально вовсе не только для дальнобойщиков, как принято считать. В основном ими пользуются те, кто в связи со своей деятельностью или просто для отдыха уезжает на большие расстояния, часто ездит и нуждается в стабильной связи.

Среди автомобилистов большую популярность завоевывают Си-Би рации. Современные модели радиостанций, работающие в диапазоне 27 МГц, предлагаются в различном исполнении, с разными характеристиками, габаритами и дополнительными возможностями. Есть модели и с выносной панелью.

Сегодня поговорим о том, как своими руками установить и настроить подобную аппаратуру. Основной акцент сделаем на легковых машинах. Хотя радиостанции часто можно встретить на грузовой и пассажирской колесной технике типа машин Газель, МАН, КАМАЗ и пр.

Теоретическая подготовка

катушка си би антенны

Итак, для нашей самоделки выдвигается ряд требований:

  1. Она должна хотя бы частично обеспечивать защиту от атмосферных и индустриальных помех.
  2. Необходимо позаботится о «земле» для нормального приема сигналов.
  3. Чтобы передавать данные на антенну, она должна быть настроена.

Если говорить о конструкции, то есть два основных варианта: горизонтальное и вертикальное исполнение. Каждый из них имеет свои особенности. Чтобы найти оптимальное решение, антенну часто размещают в положении 45 градусов. Вертикальное исполнение считается более сложным, но и лучшим. Для него требуется более высокое сопротивление, нежели для горизонтального. К тому же последний вариант более зависим от расстояния до земли – чем он дальше, тем выше сопротивление. Чтобы удовлетворить различные требования к конструкции, будет рассмотрено несколько возможных вариантов исполнения. При желании, сильно не усложняя все, их можно усовершенствовать. Итак, как сделать антенну своими руками?

Размещение и подключение радиостанции


Размещать устройство следует с учетом того, что оно не будет препятствовать доступу к органам управления, ограничивать обзорность и отвлекать водителя. При этом должна обеспечиваться легкость управления устройством. В случае если найти подходящее место для установки затруднительно, то предпочтение следует отдать аппаратам с выносной передней панелью. Разместить небольших размеров панель всегда легче, а вот блок можно закрепить в любом удобном месте. Единственное требование – нельзя ставить его в местах, где он будет нагреваться от различных источников.

Все радиостанции предназначены для питания напряжением 12-13.8 В. Провода питания желательно вести от аккумулятора. Причем как положительный, так и отрицательный. Это избавит от возникновения нежелательных помех, которыми диапазон 27 МГц и так забит, особенно в условиях города. Питающий кабель, входящий в комплект, уже содержит фильтр помех и предохранители. Если возникла необходимость удлинить провода, наиболее предпочтительно использовать пайку и изоляцию термоусадочной трубкой. Не лишним будет спрятать их в пластиковую гофру.

Прокладка кабеля питания производится аккуратно, без скручиваний и деформаций с использованием нейлоновых стяжек для фиксации.

Обратите внимание: Не стоит питать радиостанцию от штатного прикуривателя, а особенно от плафонов освещения, т.к. их проводка может не выдержать ток, потребляемый передатчиком. К этому нельзя относиться легкомысленно, так как случаев возгорания автомобилей немало.

Неплохо также установить в салоне дополнительный выключатель питания. Это несложно реализовать с помощью реле и кнопки, либо приобрести готовый выключатель. Последний должен быть рассчитан на ток не менее 20 А. Поместить такой выключатель можно где угодно, но помните – он обязательно должен быть закреплен, а не болтаться на проводах.

Настройка радио в автомобиле

Портативные рации

Кроме автомобильных, существуют также и портативные переносные рации. Антенны у них тоже бывают разных видов. Можно экспериментировать с разными для усиления сигнала.

Антенны для портативной рации классифицируются следующим образом:

  • Спиральные широкополосные — небольшой длины, низкоэффективные.
  • Дипольные искусственно удлинённые — средней эффективности, но работает в хорошем качестве на узком диапазоне частот.
  • Дипольные однодиапазонные — наиболее эффективные из представленных, но имеют большую длину и работают лишь в одном диапазоне.

Для своей модели рации вы можете выбрать подходящую для смены антенну. Настраивать и проверять их показатели можно подобным же образом. Но в случае портативных раций имеют значения характеристики в целом для качественной связи на удалённых расстояниях.

Таковы принципы выбора, установки и настройки антенн для рации. Выбрать подходящие типы можно исходя из целей использования и на каком автомобиле будет производиться монтаж. Если вы знаете ещё хорошие модели антенн или секреты их установки и настройки, обязательно поделитесь своим мнением в комментариях.

Очень простой вариант

Будем делать из подручных материалов. Из покупного – только разъемы UNF и кабель RG-58. Полотно антенны будет равно длине волны. Подгоняя в резонанс, ее можно укорачивать и делать чуть длиннее. Если передатчик коаксиальный, то питание нужно симметрировать. Самый простой способ – использовать низкочастотный феррит (от 400 до 2000 НН). При создании антенны Си-Би своими руками в его роли может выступить трансформатор от блока питания компьютера. Следует отметить, что стандартные желтые кольца не подходят, поэтому на сердечник необходимо намотать два витка кабеля. И здесь становится актуальным один вопрос. А именно – какой кабель для антенны выбрать? Допустим, что нам необходимо оптимальное решение в системе координат цена/качество. В таком случае можно обратить внимание на обычный кусок провода ШВВП 2Х0,75. Он разделен на два проводника, которые спаяны вместе. Общая длина должна выходить на одиннадцать метров. При этом соблюдение равенства сторон – это не критически важный момент. В качестве изолятора можно использовать пластиковое кольцо – например, от детской погремушки.

Возможные причины плохого сигнала

Разобраться, почему магнитола не ловит радио, несложно. В первую очередь проблема объясняется неполадками в работе антенны. При наличии повреждений экранной оболочки кабеля сигнал будет низкокачественным с множеством помех. Если провод был деформирован или оборван, разъем расшатался, а вилка, которую вставляют в магнитолу, отошла, радио может вовсе перестать функционировать.

Не ловит антенна

При использовании активной антенны плохое качество приема сигнала будет связано с отсутствием подключения питания к усилителю. Еще проблема объясняется плохим контактом между приемными диполями и модулем усилителя, что происходит в результате окислительных процессов или деформаций.

Следующая причина, почему плохо ловит радио, — большая дистанция между ретранслятором или радиобашней и приемником или сильные помехи искусственного и естественного происхождения, которые препятствуют нормальному перемещению сигнала.

Порой автомобилисты замечают, что сигнал ухудшается после запуска стеклоочистителя, отопительной системы или омывателя.

Такой дефект объясняется искрением между щетками моторчиков.

Бюджетные модели магнитол китайского производства начинают сбоить и ловить помехи из-за наличия в салоне других электронных систем. Нередко это случается после запуска видеорегистратора.

Ну и одной из наиболее частых причин появления помех являются неполадки самого тюнера. Также по мере активной эксплуатации системы происходит повреждение динамиков. В результате этого они издают хрипы и потрескивания, которые мешают нормальной настройке магнитолы.

Настройка антенны

Настройка антенны является очень важной процедурой, и обходить ее стороной не стоит. От этого будет зависеть эффективность работы и качество радиосвязи. Лучше всего, если это сделает специалист, но при наличии минимального оборудования некоторые типы антенн можно настроить своими силами.

Настройка антенны заключается в приведении ее в резонанс с частотой работы. Частота, на которой работают водители, 27.135 МГц (канал №15).

Для настройки потребуются:

  • КСВ-метр – прибор для измерения коэффициента стоячей волны. Проще говоря, этот параметр указывает на качество согласования антенны и радиостанции.
  • отрезок кабеля с разъемами «UHF-male» с обоих концов (изготавливается самостоятельно) длиной не более 0.5 м. Далее будем называть его «переходник».

Измерение проводим по следующему алгоритму:

  1. подключаем разъем антенны в гнездо «ANT» КСВ-метра;
  2. подключаем переходник к антенному гнезду радиостанции, а вторым концом – к гнезду «TX» КСВ-метра;
  3. включаем радиостанцию и выставляем частоту 27.135 (или канал №15);
  4. нажимаем кнопку «PTT» на тангенте и смотрим показания стрелки КСВ-метра

ВАЖНО: НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ РАДИОСТАНЦИЮ НА ПЕРЕДАЧУ С ОТКЛЮЧЕННОЙ АНТЕННОЙ!

Нормальное значение лежит в пределах 1-2, чем ближе оно к единице, тем лучше. Если значение в норме, отсоединяем КСВ-метр, подключаем антенну к рации и пользуемся на здоровье.

Если значение выше 2, действия следующие:

  1. записываем полученное значение КСВ;
  2. выставляем частоту 27.405 (или канал №40)
  3. нажимаем «PTT» и смотрим показания прибора.

Если КСВ стал меньше, это говорит о том, что ваша антенна имеет резонанс на более высоких частотах и штырь надо сделать немного длиннее. Для этого ослабляем крепление штыря к основанию (обычно 2 винтика под шестигранник) и немного выдвигаем штырь. Нужно помнить, что в этом случае возможность регулировки невелика.

Если же КСВ стал больше, то это значит, что резонанс антенны лежит ниже частоты 27.135. В этом случает нужно укоротить штырь примерно на 1 см и замерить КСВ еще раз. Если он стал меньше того значения, которое было получено при первом измерении, то вы на верном пути. Так постепенным уменьшением длины штыря можно добиться отличных показаний.

Перед началом эксплуатации радиостанции внимательно изучите прилагаемую инструкцию.

(434 голос., средний: 4,53 из 5)

Похожие записи
Как и чем смазать петли дверей автомобилей
Договор купли-продажи автомобиля: как правильно заполнить и не допустить ошибок

Проектируем диполь

си би радиостанция

Прежде чем начинать что-то делать, необходимо рассчитать, что же нам необходимо. Следует понимать, что геометрическая длина диполя будет немногим меньше, нежели рассчитанная по формуле. Почему? Это связано с процессом возникновения емкостного тока на концах антенны, что эквивалентно увеличению ее длины. Точную длину диполя (которая учитывает коэффициент укорочения) можно рассчитать по формулам, которые не будут приводится здесь, поскольку для достижения этой цели можно привлечь технологические средства в виде моделирующих программ. В качестве таковой использовалась MMANA. Итак, получилось, что верхняя точка должна пребывать на высоте в три метра, центр – 2,5, а низ – 2 м. Длина плеч – 2,57 м, провод, выбранный для создания антенны, имеет диаметр в 2 миллиметра. Такая конструкция обладает сопротивлением примерно в 75 Ом. Это эквивалентно КСВ=1,5. Для питания антенны можно выбрать балансировочное устройство. Оно по сути является симметрирующим трансформатором. Почему именно так, а не, скажем, через коаксиальный кабель? Дело в том, что диполь – симметричная антенна. И питаться от кабеля она не сможет, потому что он является несимметричной линией.

Laimerus › Блог › Радиосвязь в авто: прихоть или необходимость?

Большая часть статей в отношении радиосвязи для автомобилей посвящены техническим аспектам этой аппаратуры. Но лиц непосвященных больше интересует, несколько полезным такое оборудование может оказаться в машине. Стоимость цифровых раций в условиях кризиса выросла, и важно понять, какие преимущества они способны обеспечить водителю.

Радиосвязью чаще пользуются дальнобойщики и таксисты, но и обычным водителям она пригодится. Главное – точно понимать, чего можно ожидать от этого устройства. Известно, что радиосвязь на автомобильном канале способна заменить навигатор, радар-детектор и даже телефон.

Разберемся с каждым из этих пунктов. Можно с помощью рации получить сведения о постах ДПС? Да, и лучшее тому подтверждение – магистральные трассы. Там на канале постоянно переговариваются дальнобойщики, и ситуация на дороге не будет таить в себе никаких неприятных сюрпризов.

Эффективная ли радиосвязь в отношении пробок? Ответ положительный. Тем, кто хочет передвигаться по городу и трассам без задержек, на сайте стоит ознакомиться с предлагаемым ассортиментом цифровых раций и услуг. В устройстве, если внимательно вслушиваться в переговоры, можно даже получить информацию о том, как быстро объехать пробку. Водители таких крупных городов, как Санкт-Петербург, уже давно оценили все преимущества автомобильной радиосвязи и активно используют ее в повседневной жизни.

С помощью рации очень просто узнать о качестве топлива на незнакомой заправочной станции. На трассах полно таких сомнительных организаций. В эфире всегда можно поинтересоваться у проезжающих водителей качеством реализуемого топлива. Вероятность получить ответ 50/50, но это лучше, чем вообще ничего. Тем, кто ездит на дизтопливе, на трассе можно и соляркой разжиться благодаря радиосвязи. Дальнобойщики – народ отзывчивый, и всегда готовый отлить 5-10 литров, если водитель не рассчитал объема бака. Достаточно просто озвучить проблему в эфире, и помощь подоспеет. С бензином сложнее, но тоже может повезти. В крайнем случае машину отбуксуксируют до ближайшей заправочной станции. Со смартфонов в кармане рассчитывать на это не приходится. Единственный выход – выходить из машины и голосовать.

Собираем антенну

автомобильная антенна своими руками

Итак, для создания нам понадобится:

  1. Сантехническая пластиковая муфта. Подойдет с диаметром в 50-55 сантиментов.
  2. Разъем SO-239.
  3. Сантехнические заглушки, соразмерные с подобранной ранее муфтой.
  4. Винт-кольцо в количестве трех штук.
  5. Три гайки и шесть шайб.

В муфте заглушку для крепления делаем в 6 миллиметров и для разъема на 16 мм. Затем можно подсоединить или собрать балун. Мы представим, что покупать не хочется. Поэтому берем ферритовое кольцо, у которого проницаемость 600, кусок провода с сечением в 0,5-1 мм. Провод складываем втрое и начинаем наматывать на кольцо. После того, как готова полноценная катушка Си-Би антенны, обмотка фиксируется с помощью изолирующей ленты или хомутов. Монтируем балун в заготовку, после чего припаиваем разъем. Конструкция почти готова. Осталось отмерить необходимое количество проводов для лучшей антенны, чтобы закрепить их на заготовке. Толщина здесь роли не играет. Как пример – можно взять три метра по 1,5 мм. Кстати, хотя программа и подсчитала, что оптимально – 2,57, лучше взять немного с запасом. Поэтому и три метра. Спаиваем все – и наша антенна готова.

«Баофенг»

Далее рассмотрим, как настроить рацию Baofeng. По умолчанию, рабочая частота аппарата составляет 2.5 кГц. Общие настройки идентичны для портативных радиостанций. Ниже приведены способы программирования устройства.

Настройка и отдельные специфические моменты

Поскольку диполь является симметричной антенной, то длина плеч должна быть одинаковой. При создании первых устройств желательно не отклоняться от указанных параметров. И лучше брать немного больше, чем указывают расчеты, ибо отрезать можно всегда, тогда как приварить значительно сложней. В результате можно получить довольно простую и универсальную антенну. Собрать ее можно за час. Довольно неплохо, учитывая удовлетворительный результат.

Специфика автомобильных антенн

антенна си би своими руками

Четвертьволновой передатчик можно отбросить сразу – он слишком большой. Наша Си-Би радиостанция в таком случае не удовлетворит своим размером. Но вот если машина имеет рамочную конструкцию, то можно воспользоваться ее преимуществами. Для того чтобы настроить антенну в резонанс с необходимой частотой, используется конденсатор. Но что делать с длиной? Одно из самых популярных решений – исполнение антенны в виде спирали. Другой, не уступающий в популярности способ, заключается в том, чтобы делать антенну в виде трапеции. В таком случае рекомендуется, чтобы длина антенны Си-Би была следующей: верхняя грань – 56,5 см, нижняя основа – 66,5 см, боковины – 22,5 см + 45 см для соединения. Как видите, внеся не очень существенные изменения в конструкцию, мы смогли получить то же самое, что было необходимо раньше. Вот только трапециевидная антенна спокойно помещается в автомобиль. В целом, здесь очень большое пространство для полета мысли.

Заключение

Вот и все, основной материал успешно рассмотрен. Своими руками чертежи антенны превратить в готовое устройство не сложно. Но если нет опыта, то с этим могут быть определенные проблемы. Как говорят, дорогу осилит идущий. Если с первого захода создать Си-Би антенну не получится, то разочаровываться не следует. Возможно, что-то было слабо припаяно или недостаточно качественно исполнено, забыли присоединить источник питания или что-то еще. К тому же, даже если все сделано правильно, нельзя исключать того, что определенный элемент перегорел или был произведен с браком.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий