Как снимают современные фильмы

Содержание

Как снять свой первый фильм за 8 шагов

Ни картины, ни музыка не способны воплотить в себе букет эмоций, которые оставят после себя долгоиграющее послевкусие. «Черный квадрат» не может заставить человека поменять свою жизнь, «Three little birds» лишь подчеркивает уже устоявшееся настроение, а «Анна Каренина» вырвалась из нагромождения букв лишь благодаря актерам. Только кино дарит нам возможность взглянуть на мир под иным углом зрения. Только кино способно за два часа подарить нам искреннее желание покорить Эверест, помочь решить проблемы в семье и увидеть жизнь людей на другом краю света. Только кино умеет сплотить сотни самых разных личностей из абсолютно непохожих сфер. Кино… и режиссер.

Как ты уже понял, наш текст посвящен истинным фанатам кинематографа, для которых фраза «магия кино» — больше, чем красивые слова. Здесь не место тем, кто решил стать богатым режиссером, и для кого сдача фильма к четвергу и последующая прибыль важнее, чем сюжет и процесс съемки (синдром «Сарика» пора записывать в медицинские учебники). Не место здесь и тем, кто любит фильмы, но постольку поскольку, и наивно полагает, что в их производстве нет ничего сложного. Ну да, при взгляде на российские сериалы может сложиться подобное впечатление, но мы говорим об искусстве кино. Не нужно присваивать это гордое название всему, что снято на цифру и претендует на какой-никакой сюжет. Так или иначе, если ты готов к году стресса, творческих мучений… нет, к сотням разнообразных, магических и свежих идей и не похожих друг на друга дней, то мы постараемся помочь тебе сделать их самым лучшим временем в твоей жизни.

Как снимать кино? Процесс создания кинофильма. Съемочная группа

Кинопроизводством принято называть процесс создания фильма от начала формирования самого замысла, вплоть до показа готовой кинокартины аудитории. Он представляет собой особую сложность, поскольку во всех случаях требует вовлечения большого количество людей, являющихся профессионалами в тех или иных сферах деятельности. И вот об этом, о том, как снимать кино, а также о многих других нюансах, затрагивающих данный процесс, хотелось бы поговорить.

как снимать кино

Главные этапы, правила, особенности, хитрости съёмки фильмов или сериалов

3aa547d0862ac2f1850d24ed77f459e9.jpg

Съемки фильма являются захватывающим и интересным творческим процессом. Готовую кинокартину, которую зрители видят на экране, создают десятки или даже сотни профессионалов, используя самую современную технику и цифровые технологии. Как и в любых других сферах, тут тоже имеется масса тонкостей и секретов. Чтобы немного открыть занавес тайны, предлагаем рассмотреть, как снимают кино и из каких этапов состоит данный процесс.

Как делать деньги на кино

Самые богатые люди в кинобизнесе — не режиссеры и не продюсеры, а владельцы кинотеатров. Почему так, на чём на самом деле зарабатывают киностудии и как сделать, чтобы фильм смотрела вся страна — в нашей статье.

Александр Бахирев

Хочу снимать документальное кино: с чего начать?

Документальное кино учит внимательности: приглядываться к окружающему миру и находить в нем реальных героев и их истории. Зачастую они оказываются интереснее, чем выдуманные. Нужно внимательно смотреть вокруг себя, останавливаться, замечать детали. Часто в художественных фильмах мы видим комментарий: «Основано на реальных событиях». Жизнь иногда дарит нам истории, которые просто невозможно выдумать .

Документалист — это человек, который умеет наблюдать и видеть то, что не видят другие

Прежде чем приступить к любым съемкам, задайте себе вопросы. Какую историю вы собираетесь рассказать зрителям? Как и с помощью каких художественных средств необходимо это сделать? Уже в последний момент стоит думать о техническом обеспечении. Не могу сказать, что техника абсолютно неважна, это неправда, но точно не первостепенна.

Иногда в авторском документальном кино у режиссера не то чтобы нет возможности арендовать какую-то дорогостоящую технику — это просто не соответствует замыслу и может мешать общению с героем. Ему сложнее раскрепоститься, если между героем и автором есть еще целая съемочная группа . Все зависит от поставленной художественной задачи.

Иногда истории находят вас сами. Некоторые начинающие авторы думают, что героем обязательно должна быть известная личность, только так будет интересно. Но лучше на это не ориентироваться. Бывает, что некоторые темы волнуют самого автора и он ищет средства, чтобы их раскрыть . Порой документальное кино используется в журналистской деятельности и в ходе его ведется расследование.

Документалисту нужно искать такие темы и героев, о которых невозможно не рассказать

Кадр из фильма «Африка подскажет»

Кадр из фильма «Африка подскажет»

Когда мы снимали «Африка подскажет», ездили в Гану, у нас был фантастический сюжет. Девушка из России узнает, что ее родная тетя станет вождем региона в Гане, и летит на инаугурацию, чтобы стать принцессой и впервые встретить своих родственников. Такие истории подбрасывает жизнь, и их нельзя упустить .

В телевизионном документальном фильме, безусловно, должен быть сценарий, но он невозможен в случае авторского кино. Документалист не может предсказать, какой конфликт возникнет, когда случится кульминация, что будет с героем завтра. По сути, документальная история создает себя сама. Вы можете попытаться распланировать локации, предположить, что будут какие-то разговоры, эпизоды, но все непредсказуемо. Вы фактически начинаете жить жизнью героя.

Нельзя сравнивать, например, фильмы учеников Марины Разбежкиной (которые стремятся к «невмешательству») с фильмами режиссера и журналиста Мумина Шакирова . Если вспомнить его картину «Холокост — клей для обоев?» , внимательный зритель поймет, что автор вмешивается в происходящее, помещая героев в те или иные обстоятельства. Это не хорошо и не плохо.

Любой хороший автор находится в непрерывном поиске историй. Найдите такую, о которой вы не можете молчать. И тогда снимайте кино .

Краткая история кинематографа: от братьев Люмьер до Netflix

Охватить всю историю кинематографа – до мельчайших подробностей и нюансов – крайне трудно. И нет, мы и пытаться не будем. Но попробуем пройтись галопом по созданию и развитию одной из крупнейших современных индустрий.

Шаг 1: Идея и сценарий

В России уже есть довольно полезные курсы, которые знакомят с азами мастерства режиссуры. Но нельзя познакомиться с искусством, не увидев хотя бы полусотни шедевров. «Я не ходил в киношколу. Я ходил в кино», — частенько напоминает Квентин Тарантино в своих интервью. Все эти мысли о том, что современные фильмы лишь берут опыт предыдущих, не совсем правильны. Они отличаются, и в этом уже их превосходство, развитие. Тебе же нужно понять, что идея для сюжета может быть уникальной, только если ты знаешь, что этого больше нигде не было. Так что смотри, вникай, записывай.

Сценарному мастерству посвящены целые книги, и уместить это знание в пару абзацев, конечно, невозможно, но мы постараемся.

Даже сценарий с минимальным количеством диалогов может потребовать кучу времени, которое ты потратишь на понимание и выстраивание визуальной части. Чтобы облегчить эту задачу, можешь делать зарисовки сцен в специальной тетрадке или альбоме.

Альфред Хичкок не зря говорил, что для великого фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий. Умный учится на ошибках, поэтому просто вспомним, на чем спотыкаются начинающие сценаристы. Во-первых, фразы, которые никак не характеризуют персонажа. Диалог может быть гениальнейшим, но если дворник высказывает свое мнение словами академика — зритель сразу поймет, что что-то не так. Во-вторых, одни слова мало что значат. Прописывай буквально каждое действие героя, каждый жест. Фантастический фильм «Пекло» понравился многим именно тем, что местные диалоги строились не только на словах, но и на «говорящем» молчании и еле уловимых движениях. В-третьих, хорошее творчество – спланированное творчество. Ни один хороший сценарий не рождался хаотично, поэтому заранее спланируй, как твоя история начнется, что будет происходить по ходу, и чем всё закончится. Хотя в идеале не стоит мыслить такой трехэтапной структурой.

Основные этапы кинопроизводства

b2b86db7c178ea9aa449aa62424ac11e.jpg

С момента написания сценария до выпуска фильма в прокат может уходить довольно много времени (иногда 15-20 месяцев). Это обусловлено большим количеством работ, которые разделены на три основных этапа кинопроизводства:

  • Подготовка. Перед съёмками проводится пре-продакшн, который включает в себя написание сценария, подбор актёров, пошив костюмов, планирование расписания съёмок, создание декораций, решение других организационных моментов.
  • Производство. Продакшн (съёмки) кинофильма является самым дорогостоящим и длительным этапом.
  • Пост-продакшн. Этот этап предусматривает осуществление монтажа, создание спецэффектов, редактуру, озвучку и другие виды обработки отснятых материалов.

Важно знать! Длительность и масштабы указанных этапов определяются типом кинопроекта. Так, короткометражку может снять небольшая группа специалистов в течение нескольких дней, а на полнометражный фильм зачастую уходят месяцы с привлечением десятков и даже сотен профессионалов.

Техника

Без хорошей и качественной аппаратуры съемки фильма не представляются возможными. Все помнят, насколько хороша «картинка» в таких кинолентах, как «Трансформеры», «Пираты Карибского моря», «Мститель» и т. д. Эти фильмы, как и подавляющее большинство голливудских, снимались на камеры RED. И их себе может позволить только профессиональная киностудия. Потому что EPIC-M RED DRAGON, например, стоит более 3 265 000 рублей. Но зато какой у этой камеры динамический диапазон и детализация!

Также необходимо звукозаписывающее оборудование. Для получения качественной фонограммы используется синхронная съёмка. Звук записывается вместе с изображением, но на другую технику. Чтобы он был качественным и «чистым», используются микрофоны на петличках, которые крепятся так, чтобы их не было видно в кадре. Но не все используют этот метод. В большом количестве случаев звук перезаписывается в студии, но это занимает немало времени, так как необходимо добиться идеальной синхронности с изображением.

Однако отснять видео- и аудиоматериал – это только полдела. Ответственным этапом является процесс монтажа, который также требует наличия профессиональной техники. Для этого нужны мощные компьютеры и серьёзные программы, с помощью которых получится сделать достойные спецэффекты. Вот, например, Avid Media Composer. Это – программа для осуществления нелинейного монтажа. Именно в ней создавались такие фильмы, как «Начало», «Хроники Нарнии», «Чёрный лебедь», «Железный Человек», «Тёмный рыцарь» и т. д.

От менеджера в компании до гран-при и озвучки в Амедиатеке

Интересоваться кино, озвучкой и организаторской работой я начал еще в студенческие годы — учился на факультете звукорежиссуры в Санкт-Петербурге, но бросил учебу, чтобы пойти работать.

Следующие несколько лет провел в компании-франчайзи 1C: начал на должности менеджера по проектам, а уходил директором филиала. Я получил опыт и понял, что мог бы управлять своей кинокомпанией. Нашел партнера — он учился в том же университете, только на другом факультете.

В 2015 году мы сделали первую серьезную работу: написали сценарий для полнометражного фильма и продали его известному режиссеру из Азербайджана.

Затем стали снимать короткометражки, коммерческие ролики, писать сценарии, заниматься озвучкой зарубежных фильмов и сериалов для «Амедиатеки», 2х2, «Кинопоиска». Например, мы озвучили сериалы «Бэтвумен» и «Предприятие Божий дар».

В 2017 году сняли фильм «Это наш дом», а годом позже получили за него гран-при на российско-китайском фестивале «Амурская осень».

Два тренинга для начинающих документалистов:

Сделайте раскадровку вручную

Это дает понимание того, как рассказана история: с чего начинается и как развивается. Вы начинаете внимательно смотреть кино и понимаете, как оно смонтировано. Возьмите хотя бы 10–15 минут любого документального фильма и нарисуйте его схематично по кадрам . Распишите планы, крупности, ракурсы, обращайте внимание на то, как записаны синхроны героев, когда использованы общие планы и крупные, как движется камера. Этот тренинг особенно важен для тех, кто никогда не снимал и не понимает принципов монтажа.

Снимите историю одним кадром

Для этого вам достаточно телефона и внимания к окружающему миру. Постойте на улице, в метро, кафе, музее (где угодно) и попробуйте найти историю. Она обязательно появится, если уметь наблюдать: ребенок, который хочет на карусель, бабушка, продающая цветы, врач скорой помощи, выбегающий из машины. Монтаж тут может быть только внутрикадровым. Даже за 20 секунд можно рассказать историю .

Для начинающих документалистов, безусловно, важна насмотренность, поэтому лучше смотреть как можно больше картин. Попробуйте анализировать смыслы, содержание, форму и структуру повествования .

Шаг 2: Сбор средств и планирование

Мы намеренно исключим вариант с внезапным наследством, которое и сподвигло тебя снять фильм. Сейчас всё делается очень просто благодаря краудфандингу – добровольному сбору средств. Тебе, как новичку, в этом смысле будет одновременно и трудно, и легко. Легко, потому что тебя никто не знает, и ты не успел снять кучу отвратительных фильмов — Уве Болл три раза пытался собрать таким образом средства на новый проект, но потом плюнул и послал всех. Сложно, потому что тебя никто не знает — кто ты такой, и стоит ли тебе доверять сотни тысяч рублей.

Дабы после окончания подсчетов у тебя еще остался запал, внесем толику обнадеживающих примеров. Фильм ужасов «Паранормальное явление» был снят в стиле «псевдодокументалки» и не претендовал на высокое художество, но при бюджете в 10 тысяч долларов собрал 200 миллионов. А первый «Безумный Макс» — культовый боевик, собравший в 1979 году 100 миллионов, был снят за 400 тысяч. Конечно, не стоит забывать, что они были глотком свежего воздуха в застоявшемся жанре, но, может, и твой сценарий станет чем-то революционным. Да и вообще, первый твой проект будет стопроцентно независимым, а тут иное отношение к бюджету. Мастер independent movie Джон Кассаветис говорил: «Чтобы снять фильм, нужно испытывать искреннее пренебрежение к деньгам». Рекомендуем прислушаться к его мнению.

Сценарий

Рассказывая о том, как снимать кино, нельзя не отметить вниманием этот момент. Написание сценария – первая стадия. За исключением обсуждения задумки, конечно же. Сценарий фильма является его литературной основой. В нём определяется тема, сюжет, проблематика и характеры главных героев.

80 страниц сценария равны 2 600 метрам отснятой киноплёнки. И примерно 4-5 тысячам слов диалога. А 120 страниц сценария равны четырём километрам киноплёнки. В процессе его создания может участвовать также режиссёр и продюсер. Они нередко становятся соавторами сценариста. И, кстати, им может стать не каждый. Сценарий фильма имеет свою специфику. Описательные части должны быть максимально короткими, а вот диалоги прописывают чётко и детально. Также важно провести работу по соотношению звукового и изобразительного ряда. Для каждой сцены выделяются отдельные страницы – это помогает определить последовательность в развитии киносюжета.

А когда основа написана, сценарий отдаётся на производственное редактирование. Которое нужно для того, чтобы определить длину фильма, количество декораций, объектов съёмки, актёров, а также нужду в организации экспедиций. Это нужно по понятным причинам. А ещё для того, чтобы рассчитать финансовые затраты, которых требуют съемки фильма.

 съемочная группа

Первое слово

Оставалось «всего ничего»: сделать фильмы цветными, добавить звук и увеличить хронометраж. Когда изобретали синематограф, уже существовала технология записи звука – фонограф. Правда, синхронизировать два устройства было трудно. Некоторое время делали вообще так: актеры присутствовали в зале во время показа фильма и озвучивали сами себя в реальном времени. Такое своего рода «иммерсивное» кино прошлого столетия.

Но все изменилось в 1927 году с выходом музыкального фильма «Певец джаза». Он был создан по технологии «Вайтафон», которая не подразумевала объединения изображения и звука на одном носителе. Реплики и песни записывали на грампластинку и включали параллельно с визуальным рядом.

«Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» – вот первые слова звукового кино.

Content

Что касается советского кино, то в 1934 году, пройдя несколько этапов, оно полностью перешло в звуковую эру. Хотя технологии в разных странах менялись и совершенствовались вплоть до 1980-х и появления двухдорожечной стереофонической оптической фонограммы, которую разработала лаборатория Dolby.

Состав съёмочной группы

694308cd027ffe9d5d452068d606daa6.jpg

Съёмочная группа состоит из широкого перечня специалистов, которые разделены на несколько подгрупп:

  • Продюсеры. Основной задачей продюсерской группы является контроль кинопроизводства в целом, поэтому в случае провала или успеха данные специалисты берут основную ответственность на себя. Продюсеры присутствуют на съёмках весь период, отвечая за организацию, продвижение и раскручивание киноленты, привлечение финансовых вливаний.
  • Режиссёры. Главной функцией режиссёров является профессиональная интерпретация написанного текста. Сценарий разбивается на множество отдельных фрагментов, которые снимаются и в дальнейшем объединяются в единое творение. По важности режиссёра можно сравнить с дирижёром оркестра, который руководит всем процессом, являясь главным ответственным лицом.
  • Актёрский состав. В эту группу входят актёры, исполняющие главные и второстепенные роли, а также массовка и дублёры. Главной задачей этих специалистов является передача чувств, эмоций, слов и действий согласно сценарию и видению режиссёра.
  • Операторы-постановщики. Данные специалисты отвечают за визуальное представление будущих кинофильмом, подбор и монтаж освещения, обустройство экспозиций и композиций, организацию спецэффектов. Всё это необходимо для определения идейно-художественной направленности киноленты и создания изобразительной трактовки сценария.
  • Монтажёры. Основной функцией этих специалистов является соединение отдельных отснятых видеофайлов в единый материал, а также обработка и создание спецэффектов с помощью компьютерных программ.
  • Художники. В эту группу входят концептуалисты, постановщики, художники по декорациям. Их главной задачей является раскадровка, создание эскизов и образов героев киноленты, рисование декораций, разработка дизайна костюмов. Также художники подбирают материалы для костюмов и декораций.
  • Исполнительные продюсеры, финансовые директора. Эти специалисты отвечают за обеспечение финансирования фильма, в т. ч. составление сметы, учёт расходов, и пр.
  • Специалисты по кастингу. Эти люди нужны для подбора актёрского состава путём организации и проведения проб. В этом процессе они тесно работают с режиссёрами.

Документальные фильмы, которые рекомендует Анна Колчина:

Виктор Косаковский. «Беловы»

Виктор Косаковский «Беловы»

Виктор Косаковский «Беловы»

Рассказ о жизни крестьянской семьи в российской глубинке. Пожилые брат и сестра живут в одном доме и исповедует противоположные ценности. Фильм удостоен первой премии «Золотой сестерций» на XXV Международном фестивале документальных фильмов в Ньоне (Швейцария).

Виталий Манский. «В лучах солнца»

Виталий Манский «В лучах солнца»

Виталий Манский «В лучах солнца»

Документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Зин Ми в Пхеньяне, столице КНДР. Режиссер в интервью «Медузе» рассказывал о процессе съемок: «Часть съемок „В лучах солнца“ мы проводили скрытно и делали все, чтобы отснятый материал не увидели наши сопровождающие, а часть, наоборот, снимали открыто и давали на проверку».

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожд.

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Сериал рассказывает о 20 героях, которые родились в 1983 году в Советском Союзе. Их приглашали на съемки, чтобы проследить их жизнь на фоне социальных и политических перемен в стране. Режиссер показал, как эти события повлияли на судьбы людей.

Эрик Гандини «Видеократия»

Эрик Гандини «Видеократия»

Эрик Гандини «Видеократия»

Итальянец, живущий в Швеции, рассказывает о том, во что превратилось итальянское телевидение в эпоху Берлускони — одного из самых ярких и влиятельных политиков в истории Италии. В течение 30 лет Сильвио Берлускони контролировал коммерческое телевидение.

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Фильм Бэнкси про уличных художников и самого Бэнкси. Номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».

26 октября в 20:00 состоится открытый показ короткометражных фильмов The Uncertain Kingdom («Изменчивое королевство») в рамках фестиваля Different Ever After, организованного Посольством Великобритании в Москве. Different Ever After — это история о переменах, которые коснулись жизни каждого, и история о людях, которые не побоялись смело посмотреть им прямо в лицо. Программа фестиваля объединяет лучшие современные британские практики в области науки, инновации, устойчивого развития, искусства и культуры, которые уже ведут к важным изменениям в обществе. Стать частью фестиваля и зарегистрироваться на открытый показ вы можете по ссылке.

Одни фильмы снимают для души, другие — ради денег

Мы смотрим то, что нам позволяют смотреть. Зрители не могут выбирать афишу кинотеатров и идут на то, что предлагают кинопрокатчики. А еще во всё это вмешивается государство: есть шикарные фильмы, которые стоит посмотреть, но их запрещают . Так было с фильмом «14+», который запретили по инициативе депутата Виталия Милонова.

Бывает, что фильм неплохой, но нет денег на продвижение, нет связей и договоренностей с кинотеатрами. Такой фильм может лежать в столе очень долго или распространяться в узких кругах. Например, за 10 000—12 000 рублей можно снять кинотеатр на два часа, пригласить друзей и знакомых, показать фильм. Но стать известным это вряд ли поможет.

Считается, что есть фильмы массовые, а есть фестивальные — более глубокие, для ограниченной аудитории. На самом деле на фестивалях побеждают фильмы, которые вызывают меньше споров . Чтобы фильм победил, все члены жюри должны сойтись во мнении насчет сюжетной линии, характеров героев, скрытых деталей. Если фильм многогранен и вызывает споры, он вряд ли выиграет.

По опыту, режиссерам и продюсерам сложно находить компромисс между тем, что хочется снимать, и тем, что с большей вероятностью принесет коммерческий успех. Большинство делают так: часть работ снимают только с коммерческой целью, часть — для души.

Режиссёр

Это – глава, руководитель съёмочной группы. Именно он отвечает за сценическую и художественную составляющие фильма.

Первая задача режиссёра заключается в определении главной мысли киноленты. Два важных вопроса, на которые он обязан дать ответ – что он хочет сказать зрителям, и что они должны понять?

Затем режиссёр определяет общий художественный стиль киноленты. Впрочем, обычно это даже в отдельный этап не выносится. У хорошего режиссёра он и так выработан. Самый яркий пример современности – Квентин Тарантино. В своих фильмах он часто обращается к забытым, непопулярным жанрам. «Убить Билла», например, является настоящим самурайским кино. «Доказательство смерти» – это натуральный эксплотейшн 70-х. В «Джанго» прослеживаются особенности вестерна. Ещё в фильмах Квентина нередок чёрный красивый юмор и оправданная жестокость. Фирменная съёмка снизу, беседа героя перед зеркалом, женские стопы крупным планом, эпизоды в туалете… Изюминок у Квентина немало. Во многом они определяют стиль фильма. И у хорошего режиссёра, как и у него, все эти особенности приходятся как нельзя кстати, поскольку они применены в соответствии с жанром и тематикой.

Но стоит вернуться к обязанностям режиссёра. Помимо перечисленного, он должен реализовать сценарий, воплотить его в жизнь, и на протяжении всех съёмок руководить процессом и актёрами. В общем, в его обязанности входит буквально всё – начиная от руководства работой кинооператоров и заканчивая монтажом.

 съемки фильма

Съемки фильма начинаются

Если киностудия берется за фильм, самое главное — рассчитать бюджет. Это делают в самом начале работы, сразу после подготовки сценария. Если говорить в общем, статьи расходов такие:

80% бюджета уходят на зарплаты членам съемочной группы и на техническое оборудование;

20% — на переезды по местам съемок, аренду этих мест, текущие расходы.

Снять кино можно и с нулевым бюджетом. Написать сценарий, снять на камеру телефона, попросить друзей стать актерами и помочь с местами съемок, а затем выложить в интернет.

Если это что-то более профессиональное, средний бюджет будет от 5 млн рублей до бесконечности. Снять короткометражный фильм будет стоить меньше: начинать можно с 300 000—500 000 рублей, хорошим считается бюджет от миллиона и выше.

Отдельно закладывают бюджет на маркетинг — обычно он равняется затратам на производство . Потому что можно снять интересный фильм, но если о нем никто не знает, он так и останется в тени. В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета.

Можно выбрать интересную острую тему, потратиться на продвижение, но в итоге фильм мало кого заинтересует.

В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета

Так было с «Тайной печати дракона» — потратили 50 млн долларов на производство и маркетинг, но фильм провалился. А «Неадекватных людей» сняли за 3 млн рублей, при этом сборы достигли 20 млн рублей.

Причин этого много: влияют актерский состав, общая обстановка в стране, политическая ситуация, информационный шум, даты премьеры. Самые выгодные, конечно, новогодние праздники.

Основы монтажа и спецэффектов

Кино – это магия, не правда ли? Вероятно, так решил и фокусник Жорж Мельес. Он был успешен, владел собственным театром и руководил другим театром. Кроме того, Мельес придумывал разнообразные фокусы.

Не сумев купить синематограф у братьев Люмьер прямо после первого коммерческого показа в 1895 году, Мельес приобрел аниматограф. Это устройство было создано Бертом Эйкрзом и Уильямом Полом и представляло собой подобие проектора. Переработав этот аппарат, фокусник стал снимать и показывать свои фильмы уже в 1896 году.

Как это нередко случается, развитию помогла ошибка или случайность – называть это событие можно как угодно. Важно то, что оно стало значимым шагом для кинематографа. Однажды Мельес снимал на парижской улице, и его камеру заклинило. Починить устройство удалось, но полученные кадры весьма удивили фокусника: люди будто поменялись телами друг с другом и с лошадьми.

Дело в том, что после починки камеры она продолжила снимать, но после полной прокрутки пленки два кадра склеились. Тогда Жорж Мельес начал нарочно творить подобные чудеса. Двойная экспозиция – прием, который заключается в том, что на один кадр делают два снимка. В итоге изображения накладываются друг на друга причудливым образом. Этот трюк используют до сих пор, фотографируя на пленку. Своего рода спецэффект – или монтаж.

Другой прием – разделенный экран. Закрываете половину кадра, снимаете фильм, затем отматываете пленку обратно, закрываете другую часть – и снимаете еще раз. При показе половины «соединялись» и демонстрировались рядом, словно это единый кадр. Такая техника позволяла актерам играть напротив самих себя. Кстати, этот «фокус» актуален и в наше время. Правда, теперь такой эффект достигается с помощью программ для монтажа – объединяют по половине от двух кадров, снятых в одном и том же месте с одного и того же ракурса.

Шаг 4: Поиск локаций и реквизита

Питеру Джексону несказанно повезло родиться в Новой Зеландии, которая впоследствии помогла ему снять лучший фэнтези-фильм за всю историю человечества. И кто знает, может быть, тебе повезло родиться, например, в Камышине, где есть не менее замечательные виды и вообще всё, что нужно для съемок новой фантастической саги. В Камышине… М-да, так или иначе, это не самая сложная часть подготовки.

Вообще, в эпоху зеленого экрана многое невозможное становится вполне реальным, но чтобы полностью снять весь фильм на нем, необходима целая команда матерых спецов — напоминаем просто, чтобы ты не слишком надеялся на такую помощь. Да и достаточно вспомнить «Хоббита», который променял натуральность «Властелина колец» на визуальные эффекты и сильно растерял доверие фанатов к третьей части. Обсуждай все идеи с оператором, и в конце концов вы найдете подходящие места для съемок.

Кстати, локации для этого желательно выбирать поближе друг к другу — так ты сэкономишь на перевозе команды и техники. Вот персонажам комедии «Клевый парень» вообще приходилось импровизировать с выбором мест — главный герой, звезда Голливуда, не знал, что снимается в фильме, и что за ним постоянно гоняется невидимая съемочная группа. Что же касается реквизита, то тут вообще нет ничего сложного. Одежду актеры могут и свою принести, автомобили тоже при желании можно найти (при условии, что их не придется разбивать). Можно просто арендовать необходимые вещи на специальном сервисе.

Процесс

Что ж, из кого «состоит» съемочная группа – ясно, но что насчёт самого процесса? Это отдельная тема.

Обычно первым на площадке появляется звукорежиссёр. Ему необходимо установить микрофоны, проверить уровень шумов, а также убедиться, что звукозаписывающее оборудование и тени от них не попадают в кадр.

Затем появляются осветители. Им нужно установить камеры и включить оборудование. После приходят операторы, и проверяют готовность своей техники. Когда на площадке появится режиссёр – всё должно быть готово. И съёмочная группа с актёрами в том числе.

После команды «Мотор!», отдаваемой режиссёром, в кадре появляется его помощник с хлопушкой-нумератором, на которой пишут номер сцены и её дубля. Это делается не просто так. А для того, чтобы режиссёр потом быстрее выбрал наиболее удавшийся вариант.

Когда даётся хлопок? После того как включённая камера набирает нужную скорость, а звукооператор запускает запись звука и убеждается в том, что изображение с ним синхронизировано. Как только помощник дал хлопок и покинул кадр, оператор повторно проверяет – не попадает ли что «лишнее» в кадр. Если нет, то он подаёт соответствующий сигнал режиссёру. И тот даёт вторую команду: «Камера!» После этого актёры играют сцену, что занимает несколько секунд/минут. После команды режиссёра «Снято!» процесс прекращается.

сценарий фильма

Кинотеатры и дистрибьюторы забирают до 80% прибыли

Чтобы фильм не остался в тени, его нужно продвинуть в прокате — сделать так, чтобы его увидели как можно больше людей. Сначала фильм попадает на экраны кинотеатров, для этого нужно:

обращаться в кинотеатры еще на стадии производства, показывать отрывки будущего фильма и предлагать взять в прокат;

обращаться в компании, которые занимаются дистрибуцией. Они сами договорятся с кинотеатрами, еще организуют продвижение фильма: сделают афиши, договорятся о трансляции трейлеров перед другими фильмами, дадут рекламу.

Обращаться лучше и к кинотеатрам, и к дистрибьюторским компаниям одновременно. А дальше выбирать по условиям договора из тех, с кем удастся договориться.

Затем фильмы выходят в онлайн-прокат, здесь договариваются уже в владельцам сервисов вроде «Амедиатеки», «Кинопоиска», «Окко». А где-то через полгода-год со дня премьеры фильм появляется в сетке телевещания — для этого договариваются уже с телеканалами.

Выйти на нужных людей можно с помощью кинорынков — так называют встречи причастных людей, которые проходят обычно на кинофестивалях, например «Окне в Европу» или Каннском кинофестивале. Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию.

Ко встречам на кинорынке лучше готовиться: заранее позвонить нужному человеку и договориться о беседе. О том, что он будет в том или ином месте можно узнать на сайте фестиваля: список гостей и партнеров всегда публикуют. С собой на такую встречу можно взять ноутбук с фильмом и сразу показать отрывок.

Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию

Теперь о деньгах. Кажется, что попасть на экраны кинотеатра — мечта, но кинотеатр заберет себе 50% всей прибыли. Дистрибьюторские компании забирают еще 20—30% прибыли, получается в сумме 70—80%. Это деньги за то, что фильм увидят люди.

Остальную прибыль отдадут кинокомпании: обмануть не получится, так как существует специальный государственный сервис, который учитывает продажу каждого билета. Можно в любой момент посмотреть, сколько билетов продали.

Когда режиссеры фильма говорят, что сборы в два раза превысили бюджет — это значит, что фильм не стал успешным в прокате, но и не провалился совсем. Чтобы только окупить затраты, надо продать билетов на сумму в пять раз больше , чем ушло на производство и маркетинг. Если сборы меньше, фильм убыточен.

Шаг 5: Покупка техники

Конечно, у твоих наемных специалистов уже должна присутствовать какая-никакая техника, но без дополнительного снаряжения точно не обойтись. После посещения локаций, когда вы поняли, что именно нужно для съемок, отправляйтесь в магазин. В принципе, самые важные вещи, отличающие хороший фильм от любительского — годная камера со стабилизатором, годное освещение и годные микрофоны. Всё остальное зависит от самих людей.

И не забудь приобрести несколько жестких дисков, поскольку весь будущий материал вряд ли уместится на твоем компьютере, даже если ты удалишь всю коллекцию порно. Конечно, всё зависит от количества дублей и качества цифры, но для начала лучше перестраховаться, иначе этап монтажа наложится на этап съемок, и вместо творческого процесса ты получишь тяжелые думы на тему того, как бы сократить эту сцену, чтобы она поместилась на диск.

За кадром

Рассказывая о том, как снимать кино, нельзя не отметить вниманием и тех людей, без которых ни один фильм не получится. Речь идёт, естественно, об актёрах. Их набору предшествует кастинг, но это несколько другая тема. Что же происходит на съёмочной площадке?

Актёры появляются на ней задолго до старта процесса. Им необходимо переодеться для роли и загримироваться. Соответственно, стилисты приходят в павильон ещё раньше.

Также им нужно настроиться на съёмки. Некоторым «акулам» актёрского бизнеса это не нужно, но остальным требуется какое-то время, чтобы войти в роль. К слову, что касательно текстов? Их учат не все. Это фильм, а не театр, где нужно выучить всю пьесу целиком. Кино снимают по минутам, а чаще всего – по секундам. К тому же на площадке всегда есть помощники с текстом в руках.

Какие спецэффекты могут быть?

f165e4eaf9e6ded4f16e0b91d1cba319.jpg

Современные фильмы богаты на спецэффекты. Если речь идёт об огромных динозаврах, инопланетянах, космических кораблях и других не особо реальных объектах, то они создаются с помощью компьютерных технологий. Но многие моменты до сих пор создаются по старинке, задействуя подручные предметы.

Для создания странных звуков в кадре используют различные ухищрения. Так, при укусе сочных хрустящих овощей (капусты, огурцов, арбуза) создаются звуки, будто зомби поедает плоть человека. При разламывании сельдерея создаётся впечатление о переломе костей и т. д. Для особого и выразительного звучания шагов человека на съёмочных площадках делают участки со специальным покрытием.

Сегодня в кадре зрители часто видят кровь. Естественно, в реальности никто из актёров не страдает для «красивого кадра». При съёмке кино используют специальную субстанцию technicolor blood, которая очень похожа на настоящую кровь человека. Если нужно отобразить на экране, что кровь хлыщет из открытой раны, то к этому месту просто подводится тонкая трубочка, а под одеждой актёров располагают специальный мешочек, на который они нажимают в нужный момент.

Многих людей интересует, как снимают кино с постельными сценами. Для показа деликатных частей тела нередко привлекают дублёров, при этом используются специальные накладки, которые прикрывают самые интимные зоны. Как правило, актёры узнают о постельных сценах заранее и обсуждают все детали с режиссёром.

Важно знать! Во время съёмок постельных сцен присутствует минимум людей, что позволяет актёрам раскрепоститься.

Инвесторы вкладывают в известных режиссеров

Деньги и ресурсы на фильмы ищут по-разному. Это могут быть:

  • личные сбережения;
  • банковские кредиты;
  • деньги инвесторов и государственное финансирование;
  • бартер;
  • скидки на услуги.

Киностудии часто пользуются бартером: различные организации бесплатно предоставляют места для съемок, питание, атрибутику. Для организаций это имиджевая история: они получают билеты на закрытые показы, упоминание в титрах, могут использовать это в рекламе.

Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной.

Еще компании делают скидки на собственные услуги: например, требуется в аренду яхта, оплата посуточно — чтобы не терять клиента-киностудию, фирма может дать бесплатно еще и катер.

Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной

С инвестициями сложнее: обычно вкладывают деньги в киностудии и режиссеров, которые уже известны своими работами. Поэтому чаще киностудии снимают фильмы на личные сбережения и займы, но для них это возможность заявить о себе перед профессиональным сообществом и зрителями.

А пока слава еще не пришла, можно зарабатывать на сопутствующих услугах: озвучивать иностранные фильмы, снимать видео и рекламу, писать сценарии, делать анимацию и вообще любой видеоконтент.

Фонд кино и Министерство культуры опубликовали рейтинг российских фильмов, которые получают государственную поддержку. Если раньше ведомства обозначали только общую сумму госфинансирования, то сейчас можно посмотреть, сколько денег получила та или иная студия на определенные фильмы.

Заменяющие

Есть и такие члены съёмочной группы. Заменяющие стоят «вместо» актёров в кадре перед тем, как камера начнёт работать. Это необходимо для того, чтобы техники проверили дистанцию, звук, изображение, световой баланс. И его роль важна. Поскольку установка света – это весьма долгий и изнуряющий процесс. И чтобы не беспокоить актёра, нанимают заменяющих. Они, по заданию режиссёра, проходят намеченными путями, говорят текст.

Роль кажется неважной? Отнюдь, профессиональный заменяющий значительно ускоряет процесс создания кинофильма. Кстати, нередко их используют в качестве дублёров тела. Если они похожи на актёров, конечно. Если планируется съёмка со спины или на дальнем расстоянии, то роль играет заменяющий.

как снять хорошее кино

Что такое хромакей, зачем он нужен?

f165e4eaf9e6ded4f16e0b91d1cba319.jpg

Для создания компьютерных спецэффектов во время съёмок обязательно используется хромакей. Это специальные полотна, которые заменяются на определённый фон или объекты. Например, актёр может просто стоять перед хромакеем в трусах, а после компьютерной обработки в кадре зритель увидит его на белоснежном морском пляже. В качестве цвета полотен выбран зелёный или синий, ведь они реже всех встречаются в тонах кожи людей, что облегчает их обрезку.

Визуализация

Этот момент нельзя не отметить вниманием, рассказывая о том, как снимать кино принято в Голливуде. Итак, на площадке всегда присутствует оператор-постановщик. Он отвечает за то, насколько «красивой» получается картинка. Именно он придаёт каждому кадру визуальный стиль и атмосферу, используя свои знания, касающиеся методов освещений, типов камер, ракурсов, объективов, фото-эмульсий и т. д.

Также в состав съёмочный группы должен входить художник-концептуалист. На его плечах лежит задача сделать раскадровку. Это – серия эскизов, используемая для иллюстрирования сценария. Концептуалист создаёт на бумаге для режиссёра планы сцен, которые описаны в литературной основе, включающие декорации и реквизиты. Иначе говоря, это – набросок того, как всё должно быть во время съёмки. Режиссер, сценарист, главный оператор, декорационно-художественное подразделение – все они работают с концептуалистом в тандеме.

Также на площадке присутствует художник-постановщик, руководящий оформлением съёмочной площадки. На его плечах лежат задачи по подготовке фона, костюма и декораций. Худ.руководитель работает под его надзором – он контролирует работу групп художников и декораторов. Но это ещё не весь состав. Художник по декорациям (нередко являющийся архитектором по образованию) составляет планы и приложения по материалам, необходимые для строительства того, что понадобится для съёмок. Возводятся лишь те объекты и элементы, которые могут попасть в объектив (имеются в виду размеры). Далее все планы согласовываются с режиссером, и передаются плотникам, которые и строят декорации.

Ещё есть декоратор сцены и его ассистент. Они оформляют интерьер помещения, находят нужные предметы для создания атмосферы, и расставляют их так, чтобы всё выглядело натурально. Даже если планируется создать убежище анахорета.

как снимают спецэффекты в кино

Какую технику используют для съёмки фильмов?

534cfa0d3d25beeee132ca84b5586498.jpg

Для максимально точной и реалистичной передачи переживаний и эмоций героев кинолент крайне важно использовать профессиональные цифровые камеры, которые можно арендовать в компании ТВТОК. Современные камеры имеют высокие характеристики разрешения и зума, что позволяет создавать эффект присутствия. При продакшне кино используют как статичные, так и специализированные экшн-камеры, которые позволяют качественно снимать движущиеся объекты.

Важно знать! Также существуют камеры водонепроницаемого исполнения, использующиеся для съёмки под ливнем или вообще под водой.

Администраторская работа

Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.

Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.

Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.

У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.

Шаг 8: Маркетинг

Кино – искусство, принадлежащее народу, а значит, увидеть твой фильм должно как можно больше людей. Сейчас самое подходящее время для получения дополнительного бюджета, поскольку тебе уже есть, что показать (матерые киношники применяют этот трюк еще на стадии съемок). Так ты сможешь покрыть непредвиденные расходы и, возможно, заручиться будущей поддержкой влиятельной студии.

Если ты собираешься показывать фильм на международных кинофестивалях, готовься раскошелиться на перевод фильма и создание англоязычной копии. Еще тебе предстоит оформление прокатного удостоверения, которое даст дорогу твоему фильму в кинотеатры. Поскольку ты уже заранее учел этот пункт, то найдешь деньги и на создание постеров и трейлера. К слову, трейлером заниматься тоже должны отдельные люди: история знает много печальных примеров, когда рекламные ролики монтировали те же люди, что создавали сам фильм, а итог оставлял желать лучшего. Все дело в разном видении — маркетологам лучше знать, чем может понравиться фильм потенциальному зрителю. Именно благодаря этим двум минутам решится судьба твоего «ребенка», так что не набедокурь.

Как озвучивают кино?

bc313ee05c8db7213966c41e5e0c832b.jpg

На этапе пост-продакшна фильмов в дело вступают саунд-дизайнеры, которые полностью отвечают за озвучку киноленты. Звуковые дорожки фильмов делаются в следующей последовательности:

  • Изначально звуки записываются в процессе съёмок. Для этого используются большие микрофоны, обитые специальным поглощающим звуки материалом, которые располагаются максимально близко к героям.
  • После съёмок выполняется озвучка, которая предполагает повторное озвучивание актёрами неудачных дублей.
  • На следующем этапе создаётся звуковые фоны: шелест листвы, плескание волн, шум автомобиля и пр. Благодаря этому обеспечивается эффект присутствия.

Другие специалисты

Выше была перечислена далеко не вся съемочная техника и профессионалы, задействованные в процессе создания кино. На площадке может работать не одна сотня людей. Ассистент оператора, установщик реквизита, координатор-оформитель, дизайнер по костюмам, портной, директор по кастингу, менеджер по выбору натуры, технический консультант, техник по спецэффектам, художник по специальному гриму, постановщик трюков… эти и многие другие люди входят в состав съёмочной группы. И каждый из них по-своему важен.

Ещё есть режиссёр массовок, дублёры, каскадёры, парикмахеры, инженеры звукозаписи, операторы микрофонов, кабельщики, механики, дольщики, помощники по наведению фокуса, фотографы, осветители, колористы, дизайнеры графики. Последние лучше всех остальных знают, как снимают спецэффекты в кино. Именно они занимаются наложением изображений с последующие компиляцией и корректировкой изображения.

режиссер сценарист

Продвижение и прокат фильмов

906aa9a9970484c0ee45c7521b17ab02.jpg

За продвижение фильмов или сериалов отвечают линейные продюсеры. Эти специалисты ищут денежные средства и организовывают рекламные кампании, чтобы о киноленте узнало как можно больше людей. Телевидение, интернет, печатные издания – все эти и другие средства массовой информации используются для анонсирования отснятого фильма. Зачастую продюсеры определяют примерную дату, когда состоится премьера киноленты, и с указанного дня картину начинают показывать на больших экранах кинотеатров.

Продвижение

Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство. Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы.

Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.

Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Интересные факты о кинопроизводстве

d5a13614234d1330b481e3c92ce75b93.jpg

На площадке используется множество хитростей, львиную долю которых знают только участники съёмочного процесса. Наиболее известное ухищрение – использование хромакея. Но есть и многие другие интересные моменты. Так, в период съёмок члены актёрского состава не пьют алкоголь, не курят, не употребляют наркотические препараты. Если на экране актёр жуёт еду, то зачастую он её выплёвывает, ведь один эпизод может сниматься в несколько дублей.

На экране на заднем фоне часто можно увидеть людей, которые разговаривают между собой. В действительности зачастую они просто проговаривают про себя определённые наборы цифр, ведь при их произношении губы двигаются так, будто человек на самом деле ведёт диалог с собеседником.

Создание фильмов является более сложным и многогранным процессом, чем кажется на первый взгляд. Кинопроизводство требует нестандартных подходов и полной самоотдачи от всех участников съёмочного процесса – только так создаются настоящие шедевры кинематографа.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий