Когда появились первые электрические машины

Содержание

Посмотрите, как выглядели первые электромобили. Есть даже молоковоз и луноход!

Рассказываем, каким был мир электротранспорта до Nissan Leaf и Tesla Roadster.

Когда появились первые электромобили — история эволюци

Вряд ли кто-то сейчас сомневается, что будущее автомобилей за электрокарами. Они не только более экологичные, но и превосходят автомобили с ДВС по характеристикам, при этом стоят значительно дешевле. Чаще всего, когда речь заходит об электромобилях, люди в первую очередь вспоминают сразу Tesla Илона Маска. Да и вообще принято считать, что машины с электрическими двигателями появились совсем недавно. На самом деле это не так — история электромобилей насчитывает без малого 200 лет. Они появились даже раньше, чем модели с двигателями внутреннего сгорания. Причем уже тогда они впечатляли своими характеристиками. К примеру, в конце XIX века был создан автомобиль La Jamais Contente, который развивал скорость свыше 100 км/ч. А первый гибрид, который сочетал себе бензиновый и электрический двигатель, появился в 1916 году.

Первые электрокары появились еще до создания автомобилей с двигателями внутреннего сгорания

Будущее транспорта: кто придумал электромобили и зачем они нужны?

Отечественную нефть невыгодно возить на отечественные нефтеперерабатывающие заводы: не возвращается НДС, как в случае с экспортом. Да и заводов на всю республику – три. Они находятся на длительной модернизации (фактически, полной перестройке). При этом постройка 4-го завода под вопросом – говорят, что трёх заводов достаточно и 4-й нужно строить только в 2025 году. А литр бензина уже сейчас стоит 150 тенге. Топлива не хватает, и оно становится всё дороже. На заправках огромные очереди, а пользователи социальных сетей уже называют бензиновый кризис причиной, чтобы пересесть на авто на электротяге.

«Нет бензина – пересаживаемся на электромобили», – пишет на своей странице пользователь Арман Кашкинбеков. К похожему мнению пришёл и казахстанский актёр Санжар Мади. «В связи со всей этой канетелью с бензином я всерьёз задумался обзавестись розеточным авто, он же электрокар», – опубликовал он у себя на странице в Facebook.

А главный редактор сайта Motor.kz Евгений Кубеков в своём посте уже подсчитал экономию при использовании электрокара: «Даже с самым высоким действующим тарифам на электроэнергию – 27,48 тенге за кВт*ч одна зарядка электромобиля (18-22 кВт) обойдётся вам в 600 тенге. А это более 100 километров беззвучного счастья. А что если заряжать при двухтарифном счётчике ночью? Дешевле только пешком».

Продвигает экологичные авто и давний «тесловод» Санжар Алтаев. На своей странице в Facebook Санжар отметил, что электрокар себя оправдывает. «Сейчас в 12 часов ночи мы увидели такую картину, что в стране дефицит бензина, что он подорожал. Сейчас все те люди, которые меня не понимали, теперь говорят, что за электромобилями будущее. В очереди стоят все. Начиная от таксистов и заканчивая дорогими люксовыми авто», – пишет Алтаев.

В июле этого года в агентстве Bloomberg подсчитали, что электромобили ежедневно делают ненужными 28 тыс. баррелей нефти. C 2011 года количество нефти, которую ежедневно делает невостребованной электротранспорт, увеличилось в 95 раз. Это по-прежнему немного – 0,03% дневного мирового потребления. Но тенденция указывает, что со временем мы откажемся от использования авто с ДВС.

Электромобили – один из важнейших технологических трендов. Главный идеолог развития этого вида автотранспорта – инженер и визионер Илон Маск. Многие называют электрокары спасителями городской экологии (а иногда и экономики), и всё больше компаний инвестируют в их развитие. Но мало кто знает, что электромобиль был изобретён в позапрошлом веке, а многие рыночные игроки намеренно вставляли ему палки в колёса. Давайте разберемся, насколько оправданно пересесть на электрокар прямо сегодня и что ждет эту индустрию в будущем.

Электромобиль: история, развитие будущее

Первый серийный и относительно доступный в финансовом плане электромобиль Тесла был представлен более 2 лет назад. Популярность электрокаров растёт во многих странах, однако до массовой эксплуатации ещё далеко, хотя объём продаж медленно, но верно увеличивается. Рано или поздно машины с электрическими двигателями вытеснят с рынка модели с двигателями внутреннего сгорания.

  • История создания
  • Принцип работы электромобиля
  • Продажи электрокаров в мире
  • Развитие инфраструкторы
  • Гибридные автомобили
  • Минисы электромобилей
  • Перспективы электротранспорта

Электромобили в городе

Сто лет назад электромобили едва не захватили мир — получится ли у них это сегодня?

Сегодня для многих машины Tesla — символ экологичного и прогрессивного завтрашнего дня, но на самом деле у электрокаров захватывающее прошлое (когда-то они на равных соперничали с топливными автомобилями) и туманное будущее. Почему бензин в столетней войне победил электричество и смогут ли электромобили наконец отыграться? Читайте об этом в нашем материале.

Продажи электромобилей бьют рекорды. За первое полугодие 2019-го в мире продано более 750 тысяч электрокаров — это почти вдвое больше, чем в прошлом году. Аналитики прогнозируют рынку транспорта настоящий «электробум» в ближайшие 5 лет, а почти каждая крупная компания успешно продает «зеленые» модели с электрическими или гибридными двигателями. Конечно, до привычных нам бензиновых машин электрокарам еще далеко, но признать, что они прочно заняли свое место на рынке, сегодня придется даже самым твердолобым скептикам. Но почему мир так долго ждал возвращения электромобиля, ведь сто лет назад он был сверхпопулярным видом транспорта?

Первый электромобиль в мире: что произошло за 100 лет?

первый электрически автомобиль на планете

Если сейчас набрать в поисковой строке фразу первые электромобили в мире, то браузер выдаст вам в ответ страницы с современными хэтчбеками и кроссоверами. Некоторые модели этих агрегатов наверняка еще не поступили и в продажу. Так кому же все-таки принадлежит “пальма первенства”?

В эпоху, когда построили первый электрический автомобиль, еще никто не знал о ДВС. Первым транспортным средством на электротяге считается тележка с электрическим двигателем. Появился этот агрегат еще в 1828 году, а официально “отметил” свой день рождение в 1841 году. Небольшая машина чем-то напоминала современный скейтборд, а ее создателем был Аньос Джедлик из Венгрии.

История электромобилей: от истоков зарождения в 19-м до взлета и падения в 20-м веке

История электромобилей: от истоков зарождения в 19-м до взлета и падения в 20-м веке

Наверное, многие удивятся, когда узнают, что история электромобиля берёт своё начало еще с 1830-х годов. Мало кто знает, что первый электромобиль появился почти на полвека раньше, чем первый обычный автомобиль. Мало того, поначалу, на заре автомобилестроения электромобили были даже более распространены, чем бензиновые транспортные средства. Впрочем, это не так уж и удивительно, поскольку устройство электродвигателя намного проще, чем любого вида двигателей внутреннего сгорания.

  • С чего началась история электромобилей?
  • Первые электромобили и первые рекорды
  • Электромобильные гиганты конца XIX – начала XX века
  • Почему электромобили были лучше бензиновых?
  • Завершение эры электромобилей в XX и воскрешение в XXI веке

Электромобили были самым популярным транспортным средством в начале 20 века

История электромобилей начала XX века

В 1910 году электрические автомобили были лучшими транспортными средствами на дороге. Что случилось? Почему они исчезли на целый век?

Мир постепенно охватывает «электромобилимания». Правительства по всему миру приходят к выводу о том, что замена автомобилей с классическим ДВС на гибридные или полностью электрические автомобили произойдет обязательно, вопрос только когда. Некоторые страны Европы и отдельные штаты США даже оговорили это произойдет. Посмотрим, сбудется ли электрификация автомобильного транспорта к 2050 году. Лидирующие мировые автопроизводители давно готовят техническую базу для удовлетворения запросов экологов, Toyota, Nissan и Ford уже выпускают гибридные модели, на подходе полностью электрические автомобили.

Производители исключительно электрических автомобилей все еще считаются “выскочками”. Тем не менее, проект Тесла Элона Маска является одним из наиболее быстро растущих автомобильных компаний в мире. Значит будущее за электрическими автомобилями. Но было ли у них прошлое?

Да было, и очень многообещающее. Развитие их началось тогда же, когда повились их первые собратья- двигатели внутреннего сгорания. А на рубеже 20-го века электромобили считались будущим автомобильного транспорта. Как выясняется, наши предки знали толк в экологически безопасном транспорте, и не только в экспериментальном смысле. Практичные, надежные и безопасные электрические средства передвижения к 1910 году тихо проезжались по мощёным улицам старых и не очень старых городов, по дорогам Лос-Анджелеса, до мостовых Сиднея.

Прапрадедушки, попади они в наше время, с удивлением узнали бы, что 100 лет спустя 2016 год лишь начинает догонять продвинутое начало XX века.

Morrison (1890)

Первым коммерческим электромобилей принято считать Morrison Electric, выпущенный в 1890. Новинка была построена на базе обычной пассажирской коляски. 24 элемента батареи размещались под передним сидением. Для полной зарядки электромобиля требовалось 10 часов.

Morrison Electric развивал скорость до 20 км/ч. На одной зарядке электромобиль мог проехать до 160 километров.

В 1893 году Morrison Electric выставлялся на Колумбийской всемирной выставке в Чикаго, а в 1895 году автомобиль принимал участие в первой автомобильной гонке тоже в Чикаго.

Первые автомобили с электрическими двигателями

Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания появился позже электромотора. Поэтому первые автомобили оснащались как раз электрическими двигателями. Кроме того, несмотря на то, что еще 100 лет назад мало кто задумывался об экологии, уже прекрасно осознавали, что электричество является более доступным, чистым и продуктивным видом топлива.

Изобретение первых автомобилей на электрической тяге приписывают разным инженерам. Один из них — Томас Дэвенпорт. Он является изобретателем электродвигателя постоянного тока. В 1834 г. его мотор был установлен в самоходную платформу. Правда, она могла двигаться только по электрифицированному треку.

Годом позже в 1835 г. профессор Сибрандус Стрэтинг из Университета Гронингена вместе со своим ассистентом Кристоферомм Беккером разработали электрический автомобиль, который приводился в движение от первичных гальванических элементов. Однако официально изобретение первого электромобиля с одноразовой батареей приписывают Томасу Дэвенпорту и Роберту Дэвидсону. Произошло это в далеком 1842 году.

Когда появились первые электромобили — история эволюци

Flocken Elektrowagen — первый электромобиль с перезаряжаемой батареей

Первый электрокар с перезаряжаемой батареей, получивший название Flocken Elektrowagen, появился только 46 лет спустя. Однако отправной точкой в истории становления электромобилей стал 1898 год, когда появился автомобиль Jeantaud Duc, который развивал скорость свыше 60 км/ч.

Примерно в то время идеей создания электромобилей загорелись американские изобретатели. Первым из них стал Уильям Моррисон, который создал шестиместный вагон с электроприводом, который мог проезжать 23 километра. Модель была представлена в 1893 году на выставке в Чикаго.

Когда появились первые электромобили — история эволюци

Jeantaud Duc — первый элетктромобиль, который развивал скорость свыше 60 км/ч

В 1895 году в Америке состоялся первый автопробег. Как вы поняли, его победителем стал электрокар. А уже спустя год в США появился первый автодилер, который занимался продажей исключительно электрических автомобилей.

Еще больше интересных фактов об автомобилестроении и электромобилях вы найдете на нашем Telegram-канале.

Как на самом деле жили дворяне?

Завтрак, занятия французским, пышный обед, верховая езда, а вечером бал — казалось бы, это типичный день дворянина. Но такую жизнь могли себе позволить далеко не все представители дворянского сообщества. Как же они жили на самом деле? Откуда брали деньги и на что тратили? Как женщины управляли финансами и почему они делали это лучше своих мужей?

Поговорили об этом с кандидатом исторических наук Еленой Корчминой.

Елена Корчмина – Кандидат исторических наук, научный сотрудник Университета Южной Дании.

Начало развития электромобилей на заре XX века

В начале 20-го века, городской транспорт (особенно в густонаселенных городских районах) по-прежнему состоял в основном из конных экипажей. Для многих, электрические самодвижущиеся экипажи были идеальной заменой вместо лошадей: они были тихими, их не нужно было кормить и даже тогда, они считались очень “чистой” заменой гужевому транспорту (от лошадей было не мало отходов на небольших улицах городов, в те времена это была распространенная дурно пахнущая проблема).

Даже недостатки электродвигателей сделали их идеально подходящими для путешествий в черте города: улицы и проезды в то время не были рассчитаны для автомобилей, передвигавшихся быстрее, 30 км/ч. Лошади и поезда были предпочтительнее для длительных поездок, так что ограниченный диапазон электрокаров не был великой проблемой.

Электрический грузовик для доставки пива в Детройте (1906)

В первом десятилетии 20-го века, в развозке почты в Париже и Лондоне нередко были задействованы грузовики работающие на электричестве. Нью-Йорк поддержал растущую индустрию электроавтомобилей среди такси (90 процентов автомобилей в таксомоторных парках были электрическими). В городских районах по всей Америке и Европе, службы доставки, начали заменять их конные телеги на электрокары, способные буксировать тысячи фунтов грузов за раз.

Так почему же займет еще 100 лет для всего мира перенять опыт прошлого и вновь начать переходить на электрические транспортные средства? Как выясняется, электрические автомобили из 1900-х годов страдали от тех же сложностей, которые по-прежнему препятствуют развитию отрасли в 2016 году.

С чего началась история электромобилей?

Электромобиль

Развитие автомобилей на электротяге началось с того, что Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, чем озадачил всех инженеров и изобретателей, которые принялись искать, как же можно его применить на практике.

Под понятием «электромобиль» мы имеем в виду такое транспортное средство, в котором крутящий момент на приводную ось создаёт электричество, получаемое традиционно от химического источника тока, а в современных разработках дополнительно – от солнечного излучения либо от рекуперации кинетической энергии во время торможения.

Венгр Аньос Джедлик в 1828 году приделал электродвигатель к тележке размером со скейтборд. В 1834 году российский изобретатель Б. Якоби создал первый в мире пригодный к практическому применению электродвигатель принципиально новой конструкции (с вращающимся якорем) – он создавал крутящий момент, который было проще преобразовывать в другие виды движения, чем возвратно-поступательное, которое создавали предшествующие электродвигатели.

Электродвигатель Б. Якоби

Первые пробы создания экипажей, приводимых в движение электромоторами, начались в 1859 году, после изобретения свинцового аккумулятора. Первые попытки создания транспорта на электричестве предпринял известный англичанин Томас Паркер, пытавшийся применить его для локомотивов лондонского метро и трамваев. Позднее он занялся изобретением автономного электрического транспортного средства, не требующего контактных проводов.

Электромобиль Томаса Паркера

Возрождение электромобилей

В любом рассказе о возрождении электромобилей часто упоминается компания Tesla Motors и ее идейный вдохновитель Илон Маск. Компания была основана в 2003 году, но настоящая история Tesla Motors начинается с приходом всемирно известного инженера Илона Маска и презентацией электромобиля Tesla Roadster.

Спустя год международный концерн General Motors представил Chevrolet Volt. Дальше последовали презентации электромобилей практически от всех мировых автоконцернов. Renault Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Subaru – все начали разрабатывать автомобили нового поколения для мира без выхлопов и смога.

Однако электромобили долгое время оставались дорогой и диковинной игрушкой. Всё изменилось в 2016 году, когда Tesla презентовала Model 3 стоимостью 35 тысяч долларов. За первую неделю машину зарезервировали 325 тысяч человек. Это первый автомобиль компании, который имеет все шансы стать массовым, а популярность электромобилей стала мировой. В этом помогли активное государственное субсидирование стран Европы, США и Китая, тренд за “зелёные” технологии многих компаний и забота человечества о будущем нашей планеты.

Электромобили первой половины XX столетия и теория заговора

До 1920 года электрокары по популярности не уступали автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Более того, в 1912 году два друга, некто Генри Форд и Томас Эдисон, загорелись идеей взорвать авторынок, заполнив его качественными и доступными электромобилями. На капоте должен был красоваться логотип Ford, а под ним находиться аккумулятор Edison.

По задумке друзей запас хода у этих автомобилей должен был составлять от 80 до 160 км, а стоимость всего 500−750$. Работа над автомобилями проходила в условиях полной секретности, однако слухи все же просочились в прессу. В итоге Форду пришлось дать интервью в Нью-Йорк Таймс, и признаться, что в союзе с Эдисоном готовит доступные электромобили с аккумуляторами нового поколения. Вскоре интервью дал и Эдисон, подтвердив слова Форда. Кроме того, он высказал уверенность в том, что вскоре электрокары будут доминировать над автомобилями с ДВС.

Когда появились первые электромобили — история эволюци

Первый электромобиль, созданный Генри Фордом и Томасом Эдисоном

Шло время, но обещанные электромобили все не появлялись. Лаборатория Эдисона в Уэст-Орандж со всей документацией, а также электростанции были уничтожены пожаром. Журналисты несколько дней дискутировали о странных обстоятельствах пожаров, но общественность этого не заметила, так как первые полосы газет занимали сводки с Первой Мировой. Сам же Генри Форд изобрел конвейер и стал выпускать с невиданной скоростью автомобили, оснащенные бензиновыми двигателями. По сути, они на тот момент и положили конец электрокарам.

Финал истории электромобилей Ford выглядит нелогичным и скомканным. Поэтому сторонники теории заговора предполагают, что Форд вынужден был отказаться от идеи создания доступных электромобилей под натиском нефтяных компаний. А пожар стал последним “китайским” предупреждением Форду и Эдисону. По другой версии проект провалил Эдисон, так как его батареи не могли сдвинуть с места автомобиль. А вкладывать деньги в конкурентов своего друга Форд отказался.

Когда появились первые электромобили — история эволюци

La Jamais Contente — электромобиль, который мог ездить со скоростью более 100 км/ч

Первые электрокары в России

На территории России первый электромобиль был придуман в 1898 году. Его создатель — русский инженер Ипполит Романов. Машина получила двухместный салон и максимальную скорость около 40 км/ч. Спустя год вышло второе поколение с четырехместным салоном. Еще позже появились омнибусы, которые были рассчитаны на 17 или 24 человека.

Электромобиль Романова

Изобретатель Романов продолжил исследовать электрический транспорт. Он решил снизить вес машины, чтобы ею было легче управлять. В итоге его электрокары получились вполовину легче зеленых авто из Франции.

Lohner-Porsche (1900)

Электромобиль Lohner-Porsche был разработан Фердинандом Порше. Автомобиль развивал скорость до 59,5 км/ч, что было рекордом того времени. В 1901 году Порше переделал электромобиль в гибрид.

В 2011 году инженеры Porsche Engineering с кузовным ателье Drescher воссоздали электромобиль. Полностью рабочую копию легендарного Lohner-Porsche можно увидеть в музее Porsche в Штутгарте.

Не Теслой единой или как мир вернулся к идее электромобилей

Об электромобилях вновь заговорили в 90-х годах, когда стала расти цена на нефть, а вместе с ней и влияние защитников экологии. Особенный толчок развитию электромобилей дал мировой финансово-экономический кризис, разгоревшийся в первом десятилетии XXI века. Обеспокоенность вопросами экологии и транспортного коллапса заставили ведущих автопроизводителей уделять внимание не только внедорожникам и мощным седанам, но и небольшим городским автомобилям с “гибридами” или даже полностью электрическими двигателями.

Когда появились первые электромобили — история эволюци

Mitsubishi i-MiEV — первый электромобиль, получивший популярность в XXI веке

Первым хитом стал Mitsubishi i-MiEV (он же Peugeot iOn, или Citroën C-Zero), вышедший на рынок в 2009 году. Автомобиль разошелся тиражом более 10000 штук. Затем не меньшего успеха добился пятидверный хэтчбек Nissan Leaf, который в 2013 году считался самым популярным электромобилем в мире.

Когда появились первые электромобили — история эволюци

Renault Zoe — самый популярный электромобиль в Европе в 2020 году

Каким будет наземный транспорт в ближайшем будущем? Какие технологии испытывают производители уже сейчас? Подробно об этом читайте на нашем Яндекс.Дзен-канале

Однако настоящий бум на электромобили случился после появления на рынке автомобилей Tesla. Во многом благодаря их передовым технологиям, в частности, нашумевшему автопилоту. Вслед за ними выпускать электромобили стали и многие другие ведущие автопроизводители. Правда, самыми популярными их назвать все еще нельзя. К примеру, в Европе по количеству продаж оказался Renault Zoe, а Tesla Model 3 на втором месте.

Двадцатый век наступает

В начале двадцатого века электромобили развивались ещё сильнее. Скорость и дальность поездок росла, некоторые модели получали рекуперативные тормоза. Но всё-таки бензиновые двигатели начали отвоёвывать пальму первенства, ведь в мире появилось много месторождений нефти, и бензин начал дешеветь.

Развитие сети автомобильных дорог дало возможность совершать дальние путешествия, на что электромобили были неспособны из-за малого запаса хода. Кроме того, их скорость была заметно ниже, чем у автомобилей, а вес – намного больше. Ну и, самое главное, конструкция автомобиля стала совершеннее и значительно дешевле в производстве. Применение электрического стартера и коробки передач значительно упростило эксплуатацию таких машин. Популярность электромобилей пошла на спад, и к 1920 году их доля составляла около 1%. К 1930 году их производство практически прекратилось.

Батарея заряжена: когда появились первые электромобили

До конца 1980-х годов об электромобилях никто не вспоминал, пока остро не встала проблема загрязнения окружающей среды и не замаячила перспектива истощения запасов нефти. Ряд компаний приступили к выпуску электрических транспортных средств, не предназначенных, однако, для личного использования. Немногочисленные электрические автобусы, развозные фургоны и грузовики использовались в различных городских службах. Следующий всплеск интереса к электромобилям, который мы наблюдаем и в настоящее время, произошел в 90-х годах прошлого века в связи с существенным ужесточением законодательства о загрязнении воздуха. Первым серийным электромобилем нашей современности стал GM EV1, выпускавшийся в США с 1996 по 2003 годы.

Батарея заряжена: когда появились первые электромобили

Продажи электромобилей в мире

То, что за электрокарами будущее, становится очевидным всем ведущим производителям, спешащим включиться в процесс разработки и изготовления, пока отрыв от конкурентов не стал слишком большим: на сегодняшний день на рынке есть как бюджетные модели (KIA Soul EV), так и марки, относящиеся к премиальному сегменту (Audi E-Tron).

Компания Tesla, несмотря на то, что она фактически выпустила первый электромобиль, пользующийся спросом, испытывает финансовые сложности, и этот факт подстегнул других автопроизводителей. В результате этого за последний год количество полноценных моделей, а не концептов, увеличилось в несколько раз. Среди новых игроков рынка есть как именитые компании с раскрученным именем наподобие BMW, так и многочисленные мало кому известные китайские разработчики.

Китайский электромобиль LeSEE

В развитии электрокаров в настоящее время прослеживаются следующие тенденции:

  1. Внедрение управления с помощью одной педали. Первопроходцем в этой области стала Nissan Motor Co., Ltd. с моделью Leaf. Идея прижилась, и все большее число компаний внедряют технологию, при которой торможение станет осуществляться за счёт рекуперационной системы.
  2. Повышение интеллекта электромобилей (появляются беспилотные электрокары, не нуждающиеся в действиях человека).
  3. Разработка каждой компанией собственной уникальной платформы, благодаря которой покупатель получает возможность стать обладателем по-настоящему чего-то нового и уникального.

Пациент скорее мертв, чем жив?

Конечно, электродвигатель никогда не уходил со сцены полностью. Попытки создать новые модели электромобилей предпринимались на протяжении всего ХХ века, но миром уже правила нефть — бензоколонку можно было найти буквально на каждом углу, а бензин стоил копейки. Вкладывать крупные суммы в создание новой инфраструктуры для давно похороненного транспорта никто не собирался. Электромобиль стал чем-то вроде клоуна, который порой выскакивал на подиумы автовыставок, кричал что-то про экономичность-бесшумность-экологию и показывал пару эффектных трюков. Благодарная публика умилялась, хлопала в ладоши и возвращалась в реальность, которой владели бензиновые и дизельные моторы.

СССР был одной из стран, где электромобили проектировались регулярно и достаточно широко использовались — правда, только на госслужбе. Уже в 1930-х годах советские инженеры создали экспериментальные модели электрокаров на базе автомобилей ГАЗ-А и ЗИС-5. В 1970-х заводы УАЗ и РАФ выпускали малыми партиями электромобили на шасси своих микроавтобусов и фургонов — эти машинки трудились развозчиками продуктов и других мелких грузов. Были среди них и передовые модели — например УАЗ-451МИ мог заряжаться от обычной энергосети и всего за час набирал 70% заряда. И это не считая широчайшего использования троллейбусов и построенных на их базе дизель-электрических гибридов, которые могли как питаться от троллейбусной сети, так и ездить на дизеле.

Отгремела Вторая мировая война, великие державы разобрались с зонами влияния, и принялись подозрительно зыркать друг на друга, ощетинившись частоколами ядерных ракет. К 1960-м годам у человечества наконец нашлось время оглядеться по сторонам и впервые серьезно озаботиться экологией. Выяснилось, что выбросы углекислоты, которые грызут озоновый слой и топят ледники, в немалой степени производятся автомобилями. Тут-то автоконцерны и вспомнили о существовании электромобилей. Правда, новые модели 1960–1970-х годов по техническим характеристикам мало чем отличались от своих «бабушек и дедушек» начала века, а купить такую машину и мириться со всеми ее особенностями были готовы только самые искренние «зеленые» активисты. В целом период с 1930-х до 1990-х можно назвать «темными веками» электромобиля. Но работы над усовершенствованием электродвигателей продолжались и послужили будущему расцвету электромобилей.

Вы сказали о чести. Что значило для дворян это понятие?

Это как раз то, над чем я сейчас бьюсь в своих исследованиях. Когда мы говорим о чести в экономическом аспекте, это подразумевает, что, например, карточные долги должны быть уплачены. Но когда мы смотрим на финансовые бумаги, то часто замечаем, что дворяне оплачивали долги своих родителей. Обязательно нужно было платить налоги.

Я относительно недавно нашла в одном архивном деле в Питере, в архиве РГИА, замечательный документ, в котором дворянин был обвинен в том, что он не платит налоги в должном объеме (это подоходный налог 1812 года). И он говорит: «Я никого никогда не обманывал, и я честно заявляю, что в этом году я заплатил, у меня эти деньги были, а в следующем году урожай был плох, я почти разорился». В таких случаях назначалась инспекция, комиссия выясняла, действительно ли это был неурожайный год, у дворянина не было доходов.

Мне кажется, что категория чести формировалась в ключе того, что дворянин был освобожден от военной службы, но он считал, что выполнение финансовых обязательств является вариантом чести, службой государю императору. А в личных финансовых отношениях выплата долга была важна для будущего. Если человек не выплачивает долги, то репутация страдает, как следствие, возникают проблемы с тем, как хорошо выдать замуж дочь, взять кредит в купеческой лавке и так далее. Возникало много отрицательных последствий при незакрытии долгов.

Сгубили электромобили не технологии, их погубил маркетинг

Нелепо, но, по мнению некоторых историков, одна из главных причин падения электромобилей имела мало общего с ограничениями по технологиям или даже стоимости, а, скорее маркетинг по половому признаку. На самом деле, битва между бензиновыми и электрическими производителями автомобилей в начале XX века шла не шуточная и на всех фронтах. Здесь можно явственно заметить различия в гендерных аспектах в автомобильной культуре. Как пишет Дебора Кларк в своей книге Женщины за рулем: Вымыслы и автомобильная культура в Америке двадцатого века:

Электрические самодвижущиеся четырехколесные аппараты начали продаваться почти исключительно как дамский аксессуар, для тех представительниц прекрасной половины человечества, кто пожелали “иллюзию свободы”. Чтобы передвигаться по городу, как им заблагорассудится, для тех дам, которые не могли справиться со сложностями управления автомобиля со всеми его рычагами, педалями и выхлопными газами с грохочущем двигателем.

Даже сегодня, производители борются с прошлым, стараясь порвать связь времен и ассоциаций. Клеймо «женский аксессуар» преследует гибридные и электрические автомобили. Основной барьер для Tesla, GM, Ford, Toyota заключается в том, чтобы доказать, что даже гибридные автомобили и электрокары могут предложить то же самое чувство мужественности, как их бензиновые коллеги.

Великая депрессия

Великая депрессия окончательно добила электрическую мечту Эдисона и Форда. После того, как фондовый рынок рухнул, с ним ушло желание развивать электрические технологии, инфраструктуру и соответственно средства на все это. Исчезло все. К концу Второй мировой войны, стало ясно, что нефтяная промышленность стала королем. На 70 лет нефть стала топливом прогресса, войн, предлогом для войн, главным элементом, отравляющим атмосферу, убивающим леса и загрязняющим океаны.

Готовьтесь, осталось совсем немного времени и мы своими глазами увидим начало новой, электрической эры, ведь, как известно, новое, это хорошо забытое старое…

Detroit Electric (1907)

Электромобиль Detroit Electric был хорошо встречен публикой. Первые годы после старта продаж производитель реализовывал по 1000 автомобилей в год. Всего же за 33 года существования бренда удалось продать 13 тысяч электромобилей.

Вместо педалей, руля и рычага коробки передач у Detroit Electric было две ручки. Одна из них отвечала за направление движения, а вторая за скорость. За отдельную плату на автомобиль можно было установить дополнительные источники питания, и дальность поездки увеличивалась с 65 до 130 километров.

Электромобили в Казахстане

Электромобили в Казахстане только-только набирают популярность. В первом полугодии 2017 года купили 19 подобных машин. В общем, в стране насчитывают около 200 электромобилей. Они представлены в основном премиальными моделями: Tesla Model X, Model S, BMW i3, JAC iEV5 и и JAC iEV6S.

В основном покупатели электрокаров в Казахстане – это физические лица из Алматы и Астаны. Государство активно поддерживает покупку электромобилей субсидиями – это беспошлинный импорт на территорию Казахстана и освобождение от транспортных налогов.

Одна из основных причин неторопливого развития электротранспорта в Казахстане – медленный рост инфраструктуры, но сеть заправочных станций для электрических двигателей постепенно увеличивается, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в стране реализуется пилотный проект, согласно которому до конца года появится 120 новых зарядных станций – по 50 в Астане и Алматы и еще 20 вдоль республиканской трассы между этими городами.

Казахстанский автопром при этом планирует производить электромобили. Уже определились с моделью для серийного производства – им стал JAC iEV7S, выпуск которого будет налажен в Костанае. По словам производителей, цена на этот автомобиль будет существенно ниже стоимости известных электрических аналогов, таких как Tesla или BMW

А перед кем преимущественно были долги? Какими они бывали?

У каждого была своя долговая история. Первый тип долгов — это те, которые надо было уплатить государству. В основном в России все банки были государственные, поэтому я бы отнесла их к категории государственных долгов. Соответственно, в случае невыплаты имение могло оказаться в опеке — это значит, что дворянин лишался права управления собственным имением и местное дворянство уже решало, сколько денег с доходов имения он получит, а сколько пойдет в счет долга. Такая же ситуация с налогами: если дворянин не выплачивал их, имение могло попасть в опеку и, соответственно, дворянин терял право управления.

Второй тип долгов — это частные долги. Они могли быть перед людьми того же статуса, что и он. Кроме того, ими часто являлись родственники, например сыновья, дочери, племянники, в этом случае дворянин писал, что он, например, должен своей жене «такую-то сумму». Эти долги уплачивались в последнюю очередь. Дворянское сословие было очень узким, поэтому определить степень близости сложно. Тем не менее все равно кто-то был относительно далек, в этом случае эти долги старались выплачивать быстрее.

Возникали долги перед людьми, которые ниже по статусу, чем дворяне, например перед купцами. Дворянин набирал продукты в лавке и потом уплачивал одним платежом. Это возникало потому, что дворяне получали доходы с имения только два раза в год в лучшем случае. Также они получали жалованье, которое выдавалось три раза в год, поэтому часто жили в кредит, но не потому, что они хотели быть в долгах, а потому, что физически не хватало налички. Вексельные расчеты появились чуть позже.

Долги нужно было выплачивать и собственным крестьянам, потому что в имении могло быть, условно говоря, «две кассы» — господские деньги и крестьянские. Если по какой-то причине у владельца заканчивались наличные, он брал деньги из кассы крестьянской и тут же записывал. Потом возвращал эти деньги.

Круг лиц, которым дворянин мог быть потенциально должен, бесконечен

Долги распределялись и по степени значимости: сначала выплачиваем государству; далее — дворянам, но не из ближнего круга; потом — купцам и так далее.

Фактически о долгах дворян можно было узнать только по случаю смерти. Поскольку часто он сам не знал, кто кому должен, в случае смерти дворянина появлялись объявления в газетах: «Такой-то дворянин умер, всем, у кого есть финансовые претензии, просьба обратиться в течение шести месяцев». Если денег после дворянина осталось достаточно, тогда выплачивали один к одному. Если же их было недостаточно, их пересчитывали. Например, уплачивали только 30 копеек на рубль. То есть проблема в том, что учет долгов был очень сложный и дворяне не знали, сколько они должны, до момента какого-то действительно серьезного события.

Почему электромобили были лучше бензиновых?

В 80-х годах 19 века начался бум электромобилестроения, вызванный созданием сравнительно лёгких, а главное, достаточно ёмких и подзаряжаемых аккумуляторов. Это время многие называют «золотым веком» электромобилей. В те времена двигатели внутреннего сгорания считались малоперспективными. Средние электромобили тех лет могли развивать скорость до 3 км/час, а одной подзарядки батареи хватало на целый день. К тому же электромоторы заводились практически без проблем, не требовали переключения передач и работали довольно тихо.

Полной противоположностью в то время был автомобиль. Его мотор грохотал, капризничал, выпускал огромные облака гари, которые к тому же имели отвратительный бензиновый запах. Запускались такие автомобили вручную, а для их управления требовалось переключать передачи, поэтому они не пользовались спросом у покупателей в то время.

Первое время электромобили прекрасно конкурировали с двигателями внутреннего сгорания:

  • Работали тише, были мощнее, не отравляли выхлопами воздух.
  • Их эксплуатация также обходилась дешевле.
  • Их было намного проще заводить, ведь бензиновые двигатели той поры заводились с помощью большой заводной рукоятки и приличных усилий.
  • Упрощалось и обслуживание электродвигателей: ни масла не нужно заменять, ни фильтров, ни свечей зажигания – а ведь это приходилось делать самим автомобилистам, поскольку сеть автосервисов тогда ещё не сформировалась.

Электрический омнибус Романова

Электродвигатели с первых же оборотов обеспечивали хорошую тягу, поэтому не требовали многоступенчатой, сложной трансмиссии. Примерно в то же время в Европе и Америке началась массовая электрификация, поэтому даже представители среднего класса могли не испытывать нужду с подзарядкой своих аккумуляторов. Уже в то время предлагалась бесплатная замена аккумуляторов.

Совместный проект Эдисона и Форда (1914)

Прототип, разработанный Томасом Эдисоном для Генри Форда, никогда не выходил в серию. В 1915 ходили слухи о том, что совместное детище вот-вот выйдет на рынок по цене 500 долларов. Однако из-за слабых батарей проект был свернут, а Форд вернулся к своим разработкам.

Гибридные автомобили

Кроме полностью электрических авто, спросом пользуются гибриды, то есть модели, у которых одновременно имеется и электромотор, и ДВС.

Гибриды бывают двух видов:

  1. без разъема для осуществления зарядки. К ним относится Toyota Prius первой генерации и некоторые другие первые гибридные машины. Зарядка аккумулятора в них происходит исключительно за счёт работы рекуперативной системы;
  2. с разъемом для зарядки батареи. Таких гибридов сейчас на рынке абсолютное большинство. Они способны подключаться к внешним источникам энергии, что значительно упрощает процесс восполнения заряда.

Несмотря на наличие электродвигателя, на одном электричестве гибриды в состоянии проехать не более 50 км. Если же в дело включается ДВС, запас хода возрастает до нескольких сотен километров.

Гибридный автомобиль

Прогнозы на будущее

Ряд стран уже уверенно переходит на электромобили. Лидер в этом направлении – Норвегия.

Два из пяти автомобилей, проданных в Осло в сентябре. – электрические. Электрокары составляют 7,5% от общего числа автомобилей норвежской столицы, а уже через три года их будет 15%. Восточный сосед Норвегии – Швеция также не отстаёт. В частности, сегодня на электрокарах передвигаются полицейские в крупных шведских городах. Уже через 13 лет Швеция планирует полностью отказаться от использования всех видов ископаемого топлива, в том числе и от бензина.

Но больший интерес представляет наш сосед – Китай. В августе этого года в Поднебесной продано 55 тысяч электрокаров – это на 68% больше, чем годом ранее. Причём основную массу составляют компактные и недорогие модели с привлекательным дизайном. Лидер продаж – BAIC EC-Series стоимостью 19 000 евро.

Правительство ввело жёсткие квоты на долю электромобилей в продукции автопрома: в 2019 году они должны составлять не менее 10 процентов, а в 2020 – не менее 12. Китайская автомобильная компания BYD прогнозирует, что уже к 2030 году Китай полностью перейдёт на электротранспорт.

Кто занимался этими выплатами?

За разрешение неблагополучной финансовой ситуации дворян иногда брался Гавриил Романович Державин. Он был очень хорош в разрешении конфликтов, связанных с долгами, и тем самым спас несколько дворянских фамилий. Решить вопрос с долгами мог приказчик дворянина, очень часто с долгами мужей разбирались их жены. Это была классическая ситуация. Важно подчеркнуть, что дворянки были финансово грамотны.

Новая эра, в которой не оказалось места электрокарам

Машин, которые работали на пару и с ДВС, становилось все больше, а изготовление электрических агрегатов постепенно сокращалось. Вот основные причины такого расклада дел:

  • цена на автомобили с электрическими моторами стала слишком высокой. Тем более, что многие богатые клиенты хотели добавить на машины дорогие эксклюзивные детали. До 1920 года доля электрокаров составляла меньше 1%.
  • автомобили на обычном топливе стали быстрее;
  • электрокары получались тяжелее и заводились только с ручника.

Однако основная причина была в том, что владельцы нефтяных скважин хотели реализовать побольше своей продукции. Поэтому электрокары и начали уходить с рынка.

В 1920-х годах первое место в машиностроении заняло предприятие американца Генри Форда, который поставил производство традиционных автомобилей на конвейер. Таким образом, машины с ДВС стали дешевле, а это было весомым аргументом против электрических агрегатов.

Постепенно крупные компании поглотили маленькие фирмы. Заводы переделали и стали на них производить машины с ДВС. Одна из самых известных американских фирм Detroit Electric, которая приступила к работе в 1907 году, прекратила трудиться в 1942 году. Автомобили на бензине заполонили весь мир.

Молоковоз Wales & Edwards (1951)

В середине 20 века было несколько моделей молоковозов на электрической тяге, компания Wales & Edwards была одной из первых. Автомобиль использовали для доставки молока на дом.

Выбиться в лидеры отрасли Wales & Edwards смогла благодаря плавному ходу своих молоковозов и хорошей управляемости в плохих дорожных условиях.

Почему возникала ситуация, в которой дворяне не знали о своих же долгах?

Представьте, что у вас несколько источников дохода, деньги вы получаете несколько раз в год, а жить вам нужно каждый день. Вы приблизительно представляете, каким будет доход имения, но никогда наверняка не знаете, потому что Россия — страна экстремального сельского хозяйства.

Также вы рассчитываете, что, например, за первую треть вы получите жалованье, а потом его по каким-то причинам не дают. Ситуация складывается следующая: непонятно, когда и в каком объеме поступят деньги. Для того чтобы наладить финансовый учет, нужно понимать, сколько у тебя долгов. У тебя должны быть соответствующие финансовые инструменты, хоть какие-то книги, в которые нужно записывать долги и сроки их возвращения.

Но это технически сложная процедура. Большинство дворян не могли этим заниматься, потому что не получали нужных для этого знаний. То есть основная причина — отсутствие финансовой грамотности.

Перерождение

Долгие годы забвения постепенно сходили на нет. И хотя первый серийный электромобиль еще в 1907 году выпустила компания Detroit Electric, в 1960-е снова вышел первый электрокар нового поколения. С того времени отрасль экологичного транспорта снова возродилась.

Основные причины возвращения электрических агрегатов:

  • состояние планеты Земля. Из-за ухудшения экологии люди стали больше болеть различными заболеваниями;
  • резкое поднятие цен на нефтепродукты;
  • автомобили на электротяге совершенствуются и получают больше динамики, увеличенную скорость и солидный запас хода. Именно в США стали пророчить большое будущее для электротранспорта. В итоге американцы стали лидерами мирового масштаба. Сегодня компания Tesla является одной из самых перспективных фирм в области электрического автомобилестроения.

Vectress (1959)

Электромобиль Vectress – это маркетинговый ход. Он был разработан для продвижения батареи Джорджа Липпинкоттона. Автомобиль мог проехать 241 км или 8 часов без подзарядки. Кроме того, он имел встроенное зарядное устройство.

Vectress не смог конкурировать с бензиновыми агрегатами из-за высокой стоимости. В 1959 году за электромобиль просили 2000 долларов (около 20000 долларов по нынешнему курсу). Проект так и остался на стадии прототипа.

Вы сказали, что женщины были финансово грамотными. Они могли потратить деньги без согласования, например, с мужем?

Да. Российские дворянки обладали беспрецедентной степенью финансовой свободы. Они были полноценными собственниками своего имущества. Поэтому они могли тратить так, как считали нужным, брали кредиты на свое имя. Важно подчеркнуть: я говорю о времени начиная со второй половины XVIII века и где-то до 30-х годов XIX века. Потом ситуация немножко меняется.

Если женщина не выполняла денежные обязательства, у нее точно могли отнять имение. Поэтому в финансовом отношении это было достаточно равноправное общество.

Стоит учитывать и то, что мужчины часто отвлекались на военную, гражданскую службу. У них просто не хватало времени на ведение хозяйства, и этим занимались женщины. Я смотрела бумаги Воронцовых, мужа и жены. Женщина тратила немножко больше на благотворительность, подарки семье по сравнению с мужем. Важно понимать, что в какой-то момент происходит разделение личных бюджетов и бюджетов дома. Например, покупка продуктов, оплата труда слуг — это домовые деньги. Были еще собственные деньги и те, что мы можем назвать представительскими расходами: их тратили на балы, одежду, убранство дома.

Ford Comuta (1967)

В 1967 году британское подразделение Ford разработало двухместный электромобиль Comuta. Автомобиль разгонялся до 32 км/ч и имел запас хода в 64 километра.

Электромобиль был достаточно проработан, чтобы выходить в серию. Тем не менее, Comuta так и осталась прототипом. Всего было выпущено два автомобиля, один из них находится в Научном музее Лондона.

Какие основные пункты расходов дворян можно выделить?

Самое затратное — это строительство. Иметь собственное жилье было показателем престижа. Причем крепостные крестьяне не могли что-то построить. Во-первых, потому что строили тогда же, когда и сеяли, во-вторых, крестьяне не были искусны в строительстве, нужно было нанимать специальные бригады. То есть плотники, кирпичники и другие — это были вольнонаемные. И им нужно было платить живыми деньгами.

Следующий крупный пункт расходов — это поддержание статусного потребления. То есть это расходы на еду, кормление кучи родственников, покупка одежды. Есть специфические категории расходов. Например, молодые дворяне обязательно должны были совершить гранд-тур, то есть поехать по Европе и приобрести знания. Все остальное — это уже изысканные штуки, например книги, украшение домов и так далее.

Enfield 8000 (1969)

Для выпуска электромобиля Enfield выбрали не самое удачное время. В 1969 году цены на топливо были достаточно низкими, поэтому конкурировать с бензиновыми собратьями электромобилю было тяжело.

Тем не менее Enfield был продан в количестве 108 экземпляров, 61 из них выкупил британский Совет по электрификации.

Расскажите чуть подробнее об этих так называемых образовательных путешествиях. Как они проходили?

Молодые дворяне, отпрыски аристократических семей, должны были ехать со слугами (как минимум 1–2 слуги на каждого) по Европе. Они останавливались в разных городах, брали уроки у знаменитых специалистов. Например, учились верховой езде, музыке, занимались философией, политической экономией, практиковали языки. Молодые дворяне старались стать частью местного общества, и тем самым они учились устанавливать связи.

Карамзин Николай Михайлович во время своего путешествия написал «Письма русского путешественника» и тем самым популяризировал этот вид обучения. Он рассказывал о других странах, большая его писем посвящена деньгам: что он покупал, где. В каждой стране была своя валюта. Пересекая границу, человек сталкивался не только с другим языком, культурой, но и с необычными деньгами.

NASA Lunar Roving Vehicle (1971)

Лунный электромобиль был выпущен всего в четырех экземплярах, но все равно заслуживает того, чтобы быть упомянутым.

Три передвижных аппарата, питающихся от батареи, были отправлены на Луну в помощь астронавтам. Электромоторы поместили в колеса, чтобы луноход лучше справлялся с неровностями.

Батарея лунохода не перезаряжалась, так как его запустили для однократной миссии. Все три экземпляра до сих пор находятся на Луне.

Что общего между жизнью дворянина и современного жителя города?

Это вопрос очень сложный. Могу предположить, что если рассматривать дворянина средней руки и современного жителя мегаполиса, то общее — это стремление к комфорту и покою. Большое значение для дворян имела семья, для них было важно обустроить благоприятное пространство. Дворянин проживал жизнь, основой которой были его финансовые возможности. Они не были связаны с бесконечными поездками за границу, балами или кутежами.

Также, когда мы говорим о золотом веке дворянства, мне кажется, важно понимать, что роль женщины была высока так же, как и сейчас. И в этом похожи способы существования, в котором ответственность за собственную жизнь женщина берет в свои руки. А дальше уже как повезет.

Exide Sundancer (1973)

Еще один маркетинговый электромобиль — Exide Sundancer. Он был построен, чтобы продемонстрировать возможности батареи Exide. Их разместили в полу, как в современных автомобилях.

Exide Sundancer мог разогнаться до 100 км/ч и имел запас хода в 160 километров. Электромобиль хорошо показал себя в ходе дорожных испытаний.

Что вы подразумеваете под высокой ролью женщины?

В XVIII–XIX веках было замечательное слово — «продавица». Это женщина, которая продавала имение. Тогда женщины на регулярной основе выступали контрагентами в сделках и вообще были полноправными членами общества. Они вполне могли за себя постоять. А вот в XIX веке уже как раз была попытка задвинуть женщину обратно на кухню. И многие ошибочно накладывают на золотой век образы совсем другого времени. Поэтому возникает представление, что женщина в России всегда была под властью мужа. Но это не так.

В том самом золотом веке у дворянки была возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины получили право пассивного голоса в выборах в 1831 году в России. Был введен новый избирательный закон, согласно которому в дворянских депутатских собраниях мужчины могли принимать участие, только если у них было 100 душ крепостных крестьян. И, соответственно, женщины, у кого свыше 100 душ крестьян, могли писать, кому они перепоручали свое право голоса. Это прогрессивная норма. И почему она возникла? Ровно по той причине, что женщина была финансово независима. Она была свободна в принятии решений. В русской литературе вы не найдете образов забитых русских женщин-дворянок.

Мне кажется, если мы по-новому начнем думать о золотом веке дворянства и обращать больше внимания на дворянок, то у нас сложится картинка, как стремительно развивалась Россия в силу того, что женщины вносили свою интеллектуальную, эмоциональную и финансовую энергию в происходящее.

Zagato Zele (1974)

Электромобиль Zagato Zele – это еще одна попытка создать доступный городской электрокар. Всего в мире было продано 500 экземпляров Zagato Zele.

Подвеску Zagato Zele позаимствовал у Fiat 500. Клиенты могли выбрать, какое количество батарей им необходимо. Максимальная дальность составляла 80 километров.

Большинство модификаций Zagato Zele были двухместными, но в США также поставлялась удлиненная четырехместная версия.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий