Кованые и литые диски отличия

Содержание

Какие диски лучше литые или штампованные?

автомобильные диски

Так называемое литье и штамповка многие годы соперничают друг с другом. Автолюбители вынуждены делать непростой выбор, учитывая не только цену каждого из вариантов, но и всевозможные особенности, образующие сильные и слабые стороны. Чтобы легче было разобраться в том, что же лучше установить на колеса своего авто, предлагаем детальнее изучить особенности литых и штампованных дисков.

Кованые диски: что это такое и чем они отличаются от литых

На рынке запчастей сегодня представлен огромный выбор дисков различных размеров и дизайна. Однако такое широкое разнообразие вариантов можно разделить на 3 основные группы по способу производства: штампованные, литые и кованые. И если первые 2 разновидности хорошо знакомы автолюбителям, то кованые диски по-прежнему вызывают много вопросов. Самый популярный из них – что лучше: кованые или литые колеса? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что выбор зависит от конкретной ситуации. Для индивидуального же решения нужно, прежде всего, понимать, что из себя представляют кованые диски, в чем их особенности и преимущества. И скажем сразу – отличий от более привычного литья у них более чем достаточно.

Кованые, литые или штампованные — какие диски лучше и чем они отличаются?

автомобильные диски на складе

Имея желание изменить внешний вид автомобиля, или же просто столкнувшись с необходимостью замены колёс, автовладелец становится перед дилеммой, какому именно типу дисков отдать предпочтение. А поскольку современный рынок буквально переполнен самыми различными моделями именитых и совсем неизвестных производителей, мы попробуем помочь в решении данного вопроса. Итак, какие же диски лучше, и в чём их различие?

Содержание статьи :

Кованные и литые диски. Что общего?

  • Материал производства. И первый, и второй вид дисков изготавливают из сплава магния, алюминия, с небольшим добавлением меди. По структуре металла- это совершенно одинаковые изделия.
  • Форма и конфигурация. Особых отличий не наблюдается. Отличить по форме кованные изделия от литых крайне сложно. Требуется профессиональное обследование.
  • Доступность и широкое разнообразие. Обсуждаемые товары легко достать на отечественном рынке колесных дисков. Покупателю есть с чего выбрать. В продаже имеются различные модели литых и кованных изделий.

Чем отличаются литые колесные диски от штампованных

Чтобы понять, литые или штампованные диски, что лучше, необходимо определиться с их основными характеристиками, и решить для себя, какие необходимы каждому автомобилисту.

Литые диски выполнены из сплавов алюминия (легкосплавные) и других металлов. Легкие диски облегчают движение колес, что способствует более ускоренному перемещению автомобиля.

Сравнение литых и штампованных дисков:

  • Штампованные тяжелее литых, что позволяет лучше управлять автомобилем.
  • Литые не боятся повышенной влажности, в то время как штампованные чувствительны к любым внешним явлениям. Однако при производстве их поверхность покрывается специальной краской, которая защищает диск от вредного воздействия внешней среды.
  • Штампованный более мягок и пластичен, поэтому при попадании на неровность диск прогнется, но не расколется, тогда как литой сломается без возможности восстановления.
  • Штампованный элемент можно восстановить вручную, с помощью молотка, а при серьезной поломке придется обращаться в сервис.

Определяясь, что выбрать, литье или штамповку, особое внимание стоит уделять поверхности обода

Важно! При наезде литой частью колеса, например, на открытый люк канализации, основание придется менять полностью

Важно! При наезде литой частью колеса, например, на открытый люк канализации, основание придется менять полностью.

Технология производства

Легкосплавные диски делают из одного и того же материала – из сплава алюминия с другими металлами. Чтобы знать, как отличить литой диск от кованого , надо знать технологию изготовления этих дисков.

Литые диски

Создание сплава в специальных печах;

Заливка жидкого металла в форму под давлением;

Остывание по технологии, извлечение изделия;

Механическая обработка для снятия излишков металла;

Литые диски

Кованые диски

Создание сплава;

Литье цилиндра Ø 20 см, около 3 м длиной

Литье цилиндра

Разрезание трубы на заготовки под один диск;

Нагрев заготовки до 500 0С, и выдавливание на прессах под большим давлением прообраза диска;

Нагрев заготовки

Механическая обработка всей поверхности диска на станках с ЧПУ. Покраска (если предусмотрена технологией).

Механическая обработка диска

Ковки в технологии нет. Но горячая штамповка под большим давлением и дальнейшая раскатка приводит к практически такому же результату, как и ковка:

В изделии нет пузырьков;

Создается волокнистая структура металла, которая обеспечивает большую прочность и высокие упругие свойства материала.

Зная технологию изготовления, как определить кованый диск или литой , на глаз? Токарь сделает это легко, так как токарно-фрезерная обработка бросается в глаза. Во- первых после токарной обработки остаются риски, которые видны.

Токарная обработка диска

Во-вторых, плоскость на ступице с внутренней стороны – абсолютно ровная у кованых дисков. У литых, привальная поверхность ступицы гладкая, но не идеально плоская. Слегка бугристая. На краях остаются приливы. Можно провести по поверхности пальцем или приложить линейку, чтобы заметить это.

Кованые и литые диски

Вопрос, как узнать кованые диски или литые , можно задать менеджеру в магазине. В серьезной фирме вряд ли вас обманут. Продавец покажет документы и возможно покажет на дисках различие.

Что такое кованые диски

Первоначально вы можете представить себе кузнеца с огромным молотом, который из куска металла выковывает достаточно элегантный и стильный диск с правильной геометрией. Картина получается красивая, но далекая от действительности. Современная ковка – это практически полностью механизированный процесс, выполняемый с помощью специального оборудования.

кованые диски

Материал, используемый для кованых дисков, практически ничем не отличается от сырья, из которого производятся литые модели. Это все тот же алюминиевый сплав с добавлением легирующих компонентов: магния, кремния, меди. В результате получается очень прочный и одновременно пластичный материал. Кроме того, каждый производитель добавляет в исходный состав различные компоненты, придающие те или иные свойства. Такие добавки – это в большинстве случаев коммерческая тайна производителей, поэтому точную формулу используемого сплава никто не разглашает.

Различия же между литьем и коваными ободами проявляются позже, на этапе производства. И эти различия глобальные – для этих видов дисков используются абсолютно разные технологии, в результате чего они приобретают индивидуальные свойства.

Разница — в технологии производства!

Технология производства литых и кованых дисков определила название их видов. Для изготовления и первых и вторых применяются алюминиевые сплавы с легирующими добавками. Разница заключается именно в технологии, которая предусматривает применение горячей объёмной штамповки, закаливание и искусственное старение для литых дисков. Всё эти процессы позволяют достичь такой структуры материала, которая будет хорошо выдерживать нагрузки за счёт своей прочности и пластичности! Благодаря ей кованые диски можно ремонтировать даже в тех ситуациях, когда литые восстановить уже не получится. Даже при сильных ударах, приводящих к деформациям, кованые диски не разрушаются.

Технологии производство литых дисков и материалы

Сплавы для производства любых легкосплавных колес совершенно одинаковые. Производители могут изменять содержание того или иного элемента, но в целом сплав одного типа применяется как для литья, так и для ковки. Так что мифы о более качественном металле в кованых дисках стоит забыть.

Сплав железа, меди, титана, а также некоторых дополнительных добавок при производстве литых дисков обрабатывается следующим образом:

  1. Подготовка сплава. Для начала металлы плавят в специальных емкостях и смешивают для получения однородного материала.
  2. Подготовка формы. Литые изделия производятся с помощью процесса литья, для этого применяют специальные пресс-формы.
  3. Заливка сплава в форму под давлением. Также на этом этапе контролируется отсутствие пустот в будущем изделии.
  4. Остывание. Металл остывает, принимает окончательные очертания и извлекается из пресс-формы.
  5. Снятие лишнего материала. В процессе литья на краях диска образуются излишки, которые нужно снять при механической обработке.
  6. Внешняя отделка. На диск наносят надписи, выполняют покраску или полировку, формируют все декоративные элементы.

Для производителя такая технология оказывается более простой, так как не нужно привлекать множество дополнительного оборудования. В процессе литья внешняя форма диска уже готова, остается только немного доработать продукцию для поставки оптовым покупателям. Поэтому и стоимость литых вариантов зачастую значительно ниже, чем у более дорогой ковки.

Разница между коваными и литыми дисками

Существует определенная разница между коваными и литыми дисками. В первую очередь она касается техники изготовления.

Как отличить литой диск от кованного? По способу создания. При производстве литых дисков обработка титана, меди и железа происходит таким образом:

  • Подготовка сплава. Выбранные металлы помещают в одну емкость и путем перемешивания превращают в однородный материал.
  • Когда материал готов, приступают к подготовке специальной пресс – формы. Она пригодится для дальнейшего литья.
  • Заливка сплава в форму. Процесс тщательно контролируется. Недопустимо образование пустот в литом изделии.
  • Извлечение из пресс-формы. Осуществляется только, когда метал полностью остынет и примет необходимое очертание.
  • Удаление излишков. На краях диска могут образовываться излишки. При механической обработке их стараются удалить.
  • Внешняя отделка. Покраска, полировка и нанесение надписей.

Простая технология, не требующая привлечения множества разнообразного оборудования.

Изготовление кованых изделий происходит несколько иначе. Вначале расправленный металл заливают в специальные формы, похожие на длинные столбы. Когда столб остывает, его распиливают на несколько небольших частей. Каждый кусок нагревают в печи, а затем под огромным прессом сдавливают несколько раз.

Ковка происходит в три этапа. На первом этапе изделие превращают в лепешку. Под прессом меняют штамп. Во время второй обработки диск приобретает форму «кастрюли» и постепенно трансформируется в естественную форму. Третья ковка производит на свет нужное изделие. Уже видны борта и борозды.

После ковки изделие нагревают в печи, а следом охлаждают в воде. Следующий этап – механическая обработка. При помощи специальных резцов дискам придают надлежащий вид, формируют необходимые отверстия и рельефные детали. Обязательно оставляют ребра жесткости. Диски полируют и наносят на них изображения.

Существуют и другие отличия между литыми и коваными дисками. Они касаются трех областей:

  • Вес. Кованые диски легче литых. Разница небольшая, но она все – таки существует. Причиной тому являются разные методы изготовления.
  • Стоимость. Еще одно отличие кованых дисков от литых. Кованые диски стоят намного дороже литых, так как здесь длительный и сложный процесс обработки металла. Кованые диски считают элитными изделиями. Они обладают качественными эксплуатационными характеристиками. Поэтому ценник немного завышен.
  • Нанесение надписей. Процесс оформления дисков также имеет свои отличия. Для кованых изделий применяют гравировку и штампованный тип нанесения информации. На литые диски наносят выпуклые надписи.

Популярные модели шин

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
    Шины Goodyear Eagle Sport

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 14 / 15 / 16

Шины Goodyear EfficientGrip Performance

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear Eagle Sport TZ

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18

Шины Goodyear EfficientGrip Performance 2

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear EfficientGrip 2 SUV

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure with Kevlar

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear Eagle Sport SUV TZ

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18

Шины Goodyear Wrangler HP All Weather

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19

Шины Goodyear EfficientGrip SUV

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

Шины Goodyear Vector 4Seasons Gen-3

Сезонность: всесезонные Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19

Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 18 / 19 / 20 / 21

Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport R

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 19 / 20 / 21

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 21

Как делают кованые диски

Процесс их производства начинается аналогично изготовлению литья. На металлургическом предприятии готовится необходимый алюминиевый сплав, в который вносятся те или иные добавки. Однако на этом сходства заканчиваются.

Для изготовления литых дисков расплавленный металл заливается сразу же в готовые формы. При производстве же кованых дисков используется следующая технология:

  • Расплав льется в цилиндры того или иного размера.
  • После остывания каждый цилиндр разрезается на несколько более коротких сегментов.
  • Получившуюся заготовку отправляют в печь, где она разогревается.
  • Далее металлический чурбак поступает на пресс для осадки – сплющивания под заданным углом.

Именно из-за использования прессов готовые диски получили название кованых. И оно вполне оправдано – под воздействием пресса сплав приобретает волокнисто-мелкозернистую структуру, в которой не остается никаких пустот и пузырьков воздуха.

кованые диски

Далее сплющенную заготовку повторно отправляют в печь, где она разогревается до температуры в 430 град. После этого ее подают под нагретый до чуть меньших температур пресс с другим штампом, который превращает плоский металлический «блинчик» в объемную заготовку – т.н. «кастрюлю». Они уже имеют необходимый для диска размер и глубину, однако пока еще остаются без дизайна, посадочных и крепежных отверстий.

Этот полуфабрикат в очередной раз отправляется в печь, откуда конвейер переводит под третий штамп пресса. Здесь ключевое значение имеет оперативность – от вывода будущего диска из печи до штамповки на прессе должно пройти в среднем не более 11 сек. (время может различаться в зависимости от используемого оборудования). В противном случае металл успеет остыть ниже допустимых значений и утратит пластичность. После третьей штамповки выходит уже практически готовый диск.

Далее будущему колесу придаются характерные для кованых изделий прочностные характеристики. Для этого оно закаливается по классической технологии:

  • сначала диск разогревается до температур свыше 500 градусов;
  • далее он помещается в воду, благодаря чему быстро охлаждается.

После этого металл в определенных условиях искусственно «состаривается». Благодаря этому выравнивается его структура, снимаются механические напряжения в структуре сплава. Далее делается случайная выборка для оценки качественных характеристик.

Если партия соответствует заявленным требованиям и критериям, то практически готовые диски направляются в токарный цех. Здесь убирается образовавшийся при прессовании облой, просверливаются крепежные и посадочные отверстия, вырезается выбранный дизайн. Все работы выполняются, как правило, на станках с использованием ЧПУ, что обеспечивает одновременно высокую скорость и качество обработки.

Здесь нужно развенчать миф об ограниченности выбора дизайнов для кованых дисков. На самом деле их можно сделать практически с любым узором, ограничением здесь будет только требуемая выносливость их конструкции.

Читайте также: Какие диски лучше литые или штампованные .

Кованые диски – основные этапы производства

Кованые диски – основные этапы производства

В случае с ковкой этапы изготовления несколько иные. Именно подготовка материала определяет, чем отличаются литые диски от кованых. Для начала из цельнометаллической заготовки на специальных станках выдавливают примерную форму будущего диска. Затем с помощью режущих инструментов на станках или руками мастеров формируют все рельефные детали, отверстия и прочие элементы.

Только после этого диск проходит стадию обработки, полировки, на него наносятся изображения. Как видите, ничего общего с процессом ковки в изготовлении изделия нет. Почему колеса получили именно такое название, никто ответить не сможет. Ясно лишь то, что такой метод производства дает как свои достоинства, так и некоторые недостатки.

Преимущества и недостатки колесных дисков

И у литых, и у кованых дисков есть свои сильные и слабые стороны. Они показывают, чем кованые диски лучше литых. Вот основные преимущества и недостатки литых изделий.

Преимущества:

  1. Привлекательный внешний вид. Изделия улучшают дизайн автомобиля, делают его свежее и моложе. В продаже доступны литые диски самых разных цветов и с разными формами спиц.
  2. Легкий вес. Литой диск на 25% легче стального изделия. Маленький вес улучшает эффективность работы тормозной системы, снижает уровень расхода топлива. Уменьшается давление на ходовую часть машины.
  3. Литые диски устойчивы к коррозии. Поэтому всегда выглядят привлекательно.
  4. Высокий уровень теплопроводности. Благодаря этому тормозные агрегаты не перегреваются.
  5. Повышенная устойчивость на трассе и способность сохранять баланс на дороге. Это упрощает процесс управления транспортным средством.
  6. Низкая стоимость изделий.

Недостатки литых колес:

  1. Дорогое обслуживание и сложный ремонт в случае серьезного повреждения.
  2. Высокий процент брака. Из-за большого объема выпуска продукции можно легко натолкнуться на бракованное и некачественное изделие.
  3. Низкий уровень прочности. Литые колеса плохо переносят высокие нагрузки. Причина тому – кристаллическая структура метала. После сильного удара диск может попросту расколоться.

У кованых дисков также имеются свои достоинства и недостатки. Сильными сторонами этих изделий считают:

  1. Высокий уровень прочности и уникальная пластичность. И все благодаря тому, что технологический процесс осуществляется в несколько этапов.
  2. Небольшой вес. Кованые диски в разы легче стальных и других видов колес.
  3. Длительный срок эксплуатации. Благодаря качественной обработке изделие способно прослужить не один год. Ничто не выведет кованый диск из строя.
  4. Небольшие вмятины и прочие дефекты легко восстановить на недорогом сервисе.
  5. Кованые изделия умеют противостоять коррозии.
  6. При ударах в процессе наезда на ямы колеса не трескаются и не рвутся. Могут лишь слегка погнуться.
  7. Ударопрочный и легкий по весу продукт способен поглощать вибрации.

Тем не менее наблюдаются определенные погрешности. К недостаткам относят высокую стоимость колесных дисков и однообразие дизайна. Диски отличаются только по цвету покраски.

Как определить кованый диск или литой

Выбирая кованые или литые диски, стоит обратить внимание на некоторые характерные особенности первого варианта. К ним относятся:

К ним относятся:

  • меньший вес (обычно не больше 5 кг);
  • ровная и гладкая поверхность детали;
  • наличие проштампованных надписей на поверхности.

Что касается литых дисков, в этом случае металл должен быть ровным и гладким, без сколов и узоров. Многие отмечают, что легкосплавные элементы колес улучшают аэродинамику на дороге без дополнительных вырезов и прочих украшательств.

Хотя сейчас бытует утверждение, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, ухода все-таки он требует не малого. Особенно это касается колес «железного коня». Основной их частью можно назвать диски, ведь они по сути являются «скелетом» колеса, к которому крепятся шины

Выбирая материал, из которого выполнен диск, важно обращать внимание на его прочность, отдавая предпочтение длительному сроку службы

*Цены актуальны на декабрь 2021 года.

Отличия по ободу и внешнему виду

Еще один метод, как отличить кованые диски , заключается в прощупывании обода. Толщина обода кованого диска 3 мм. Толщина литого – 6 мм. Разницу легко почувствовать. Спицы у кованого тоже уже, чем у литого. За счет этого масса кованого существенно (на 3-4 кг) меньше, чем у литого.

Если диск с простыми, незатейливыми спицами, то он скорее всего кованый. Литые диски более художественны, имеют больше различных ажурных форм. Это вызвано тем, что литье намного проще обработки на станках. Простая форма скорее всего принадлежит кованому диску. Сложная, со множеством спиц может быть, у литых и у кованных.

Многие отечественные кованые диски изготавливаются на бывших оборонных предприятиях, которые были проданы за бесценок. Поэтому производители имеют возможность делать диски по низкой цене, сравнимой с литыми. Их качество отменное, а форма проста, потому что станки ЧПУ там старого образца.

Отечественные кованые диски

Если хотите знать, как выглядят кованые диски , посмотрите на рисунок сверху. Первое что бросается в глаза – они просты. Ниже литые диски.

Визуальные отличия кованных дисков от литья

На современных заводах кованые диски по дизайну не уступают литым. К тому же для удешевления продукции некоторые заводы делают и литые простой формы. Так что простота формы – дополнительный параметр, но не абсолютный.

Итоги – какие легкосплавные диски стоит выбрать?

Итоги – какие легкосплавные диски стоит выбрать?

Выбор зависит от ваших вкусов, бюджета, а также типа автомобиля. Кованой продукции на российском рынке крайне мало, есть лишь отечественные предложения и редкие экземпляры с разборок. Новые импортные кованые диски обойдутся чрезмерно дорого, а затем их придется регулярно обслуживать из-за низкого качества дорожного покрытия. Поэтому чаще всего владельцы автомобилей отдают предпочтение именно литым вариантам.

Если же вы хотите сэкономить и не подвергать свою поездку опасности, лучше выбрать штампованные стальные диски без особых проблем в эксплуатации. Такая продукция достаточно долго служит, легко ремонтируется, но выглядит не слишком презентабельно. Покупать же дешевые легкосплавные диски не стоит. С такой покупкой вы получите только ряд неприятностей.

Основные отличия ковки от литья – смотрим со всех сторон

Несмотря на очень похожий внешний вид данных вариантов легкосплавных изделий, они отличаются друг от друга по многим параметрам. Именно поэтому многие премиальные авто на зарубежных рынках поставляются с коваными колесами, а владельцы дорогих спортивных авто предпочитают заменить традиционное литье на дорогую и эффектную ковку.

Особенности, представленные ниже, не только дадут вам больше информации о типах колес, но и ответят на вопрос, как отличить литые диски от кованых.

Вес разных типов колесных дисков

Название «легкосплавные» говорит само за себя. Легкий сплав оказывается легче простых стальных штампованных изделий. Но если сравнивать только два интересующие нас сегодня типа колес, то вес кованых изделий несколько меньше. Это следствие методов производства, которые подразумевают штампование изначальных заготовок, а не заливку горячего сплава в форму. Впрочем, разница в весе не такая большая, чтобы переплачивать за такую прерогативу.

Форма и конфигурация

В этом плане особых отличий нет, так как современные методы металлообработки позволяют изготовителям на свое усмотрение формировать внешний вид дисков. Отличить один вариант от другого без профессионального обследования будет крайне сложно. Но помочь может ценник. Если вы покупаете немецкие или японские диски кованого типа по демократичной стоимости, значит, вам продают подделку, так как их цена невероятно высока.

Методика нанесения надписей на колеса

Зачастую производители наносят выпуклые надписи на литые варианты колес, а вот ковка имеет гравировку и штампованный тип нанесения информации. Это не всегда актуально, так как часто производители литья подделывают свои изделия под штамповку и производят формы с вдавленными внутрь надписями. Но на дорогих фирменных колесах таких неприятностей вы не найдете.

Некоторые отличительные характеристики колес

Диски разных типов отличаются по косвенным признакам. К примеру, в литых вариантах часто можно встретит неровную кромку, особенно при очень внимательном рассмотрении. Ковка от хорошего производителя лишена таких неприятных моментов. Но отечественные кованые диски нередко имеют изъяны, которые могут заставить вас подумать о подделке.

Стоимость – какие диски дороже?

Конечно, кованые изделия оказываются гораздо дороже, так как требуют более сложного оборудования, длительного процесса обработки. Трудозатраты и сложность обработки металла в случае с кованой продукцией гораздо выше. Продукция оказывается дороже еще и потому, что выгодно отличается по своим эксплуатационным характеристикам. Из кованых моделей дисков сделали элитные изделия, и ценник часто завышен искусственно.

Покупка

Необходимо знать, как обозначаются кованые диски , чтобы купить то, что надо. Особенно с рук. Специфика изготовления дисков приводит к тому, что маркировка литых – выпуклая, кованых – вдавленная. Выбивают ее на внутренней стороне диска. Редко бывают исключения, как в одну, так и в другую сторону.

Маркировка всех дисков одинакова.

Маркировка дисков

На диске нет букв или цифр обозначающих – кованый. Поэтому узнать о диске можно лишь по вышеуказанным признакам или у продавца.

Подытожим, как проверить кованые диски при покупке , чтобы не переплатить:

Вес существенно ниже чем у литых (в среднем на 3-4 кг).

Цена в разы больше, чем у литых (в 2-3 и более раза).

Видны риски на поверхности, оставшиеся после токарно-фрезерной обработки (даже после полировки).

Ковка или литье: что лучше?

Всё зависит от задач.

Литые объекты являются более прочными и твёрдыми, но хрупкими. А кованые – более пластичными и менее жесткими. Поэтому, например, оконные решетки лучше сделать методом ручной ковки. А крупную цельную деталь, которая должна выдерживать серьезные нагрузки, лучше создать методом литья. Например, лестничные ступени или плитку лучше отлить из сплава.

Кованые изделия легче поддаются ремонту – элемент можно приварить или скрепить методом обжима (холодной ковки). Литые изделия при появлении трещин не поддаются ремонту. Причина в том, что чаще всего причиной раскола являются внутренние полости, образованные при застывании металла.

Литые предметы могут служить несколько веков, они более устойчивы к коррозии и не требуют постоянной обработки. Кованые изделия требуют ежегодной обработки краской.

Как отличить ковку от литья?

Кованые предметы будут иметь больше фактуры – сделанные руками мастера, будут иметь и неровности, и шероховатости, которые придадут шарма. Даже отшлифованные, будут иметь следы окалины. Литые всегда более гладкие и блестящие, чаще более тяжелые.

Где больше творчества и уникальности?

Считается, что получить эксклюзив проще с помощью ручной ковки. Действительно, ковка — это менее трудозатратный процесс, а значит, более доступный. Создание шедевра сосредоточено в руках одного мастера. Даже если он захочет повторить творение, оно будет все равно другим – ведь многое зависит от исходного материала, настроения, от того, «как рука ляжет».

Однако и ковка и литьё позволяют получать как серийные изделия, так и уникальные. При литье однотипные товары создают с помощью многоразовых (обычно чугунных) форм, в которые многократно наливают расплавленный металл. Для получения единичных изделий (например, статуи) литейные формы делают из недорогого металла. При ручной ковке можно также автоматизировать процесс и получать повторяемые изделия за счет применения станков и различных обжимов.

Итак… Литьё или ковка? Решение принимать вам! Мы же поможем в реализации любых задумок в металле путем ручной ковки.

Как отличить разновидности дисков

После определения того, какие диски лучше, вам стоит понять, как отличать модели, изготовленные методом ковки, от литых. Это можно сделать, исследуя следующие параметры:

  • Массу. Главное отличие двух моделей. Например, кованая, имеющая диаметр 15 дюймов, весит около 4—5 кг, а литая такого же диаметра — около 8 кг. Кстати, при выборе изделий от отечественных производителей этот параметр может быть неактуальным, так как на наших заводах не используются передовые технологии, способные методом ковки изготовить действительно легкие детали. В итоге, если сравнить ковку от российских производителей с литьем от зарубежных фирм, то по весу она будет разниться очень несущественно.
  • Форму. На поверхности литого диска можно даже невооруженным взглядом разглядеть несовершенства (неровную кромку). Это связано с тем, что он не проходит обработку на токарном и фрезеровочном станках. Ковка таких недостатков лишняя, так как после штамповки диски проходят дополнительную обработку, за счет чего и характеризуются правильной геометрией. Исключением является лишь ультрасовременное литье. Такая продукция, хоть и стоит дороже, но уже имеет идеально ровные края.

Дешево и красиво

Если отбросить все мысли о приобретении простых штампованных дисков, то лучше всего сделать выбор в пользу комплектующих литого типа, которые можно найти практически в любом автомагазине.

Литые детали производятся по достаточно сложной технологии, что, однако, вовсе не означает их дороговизну. Производство литья включает в себя несколько этапов. Первый из них — подготовка специального сплава.

Как правило, в основе подобных комплектующих лежит сплав из магния и алюминия. Такой состав обладает сравнительно небольшим весом, но в то же время обладает достаточной прочностью и устойчивостью к повышенным нагрузкам.

После подготовки сплава, начинается непосредственно процесс литья, раскаленный состав заливается в специально подготовленную форму и остывает. За это время литой диск отвердевает, крепнет и визуально похож на конечный продукт, который можно видеть на полках магазинов.

Перед окраской литой диск проходит процедуру закалки, которая производится по методу искусственного старения. Это позволяет снять повышенную нагрузку на внутреннее пространство детали и, тем самым, повысить ее прочность.

На каком типе автомобильных дисков остановить выбор?

Если вы не знаете, какие диски лучше, воспользуйтесь некоторыми рекомендациями по установке колес.

Штампованные диски стоит устанавливать на зиму.

Литые колеса красиво смотрятся, но не подходят для езды по бездорожью.

Решая, что лучше: литые или штампованные диски, обращайте внимание на марку и класс автомобиля.

На некоторые внедорожники и премиальные модели машин литые диски устанавливаются в базовой комплектации. Это объясняется ездовыми характеристиками, ради которых и покупаются такие авто.

Ковка из Германии

Одними из самых интересных по дизайну, и с качеством, присущим немецкой продукции в целом, являются диски Hartge. Фирма с одноимённым названием Herbert Hartge GmbH (по имени основателя Герберта Хартге) основана ещё в 1971 году и в то время стала единственным сервисным центром на южном рубеже Германии с Францией для BMW.

Позднее хозяин, страстно увлекавшийся гонками, и хорошо изучивший внутреннее устройство автомобилей, решил создать ещё и тюнинговое ателье. Правда, до дисков дело дошло только в 1993 году, когда была выпущена их первая линейка. Колёса и многое другое, что производила эта мастерская, больше всего полюбилась почитателям Mercedes, и на сегодняшний день Herbert Hartge GmbH является одним из официальных поставщиков этого концерна.

Красивые и надёжные диски Hartge

Не менее популярной и заслуженно почитаемой за отменное качество и современный дизайн, является и торговая мака кованых дисков AEZ. Бренд основан в 90-х годах и сначала был известен только в Германии. Но после вхождения в крупнейшую компанию Alcar, что способствовало росту производства, данная торговая марка стала одним из самых крупных «игроков» на европейском рынке колёсных дисков.

На российских прилавках так же можно увидеть диски под логотипом Proline Wheels, или PLW. Их родиной является тоже Германия, компания базируется в г. Мангейме. Однако производство размещено в Азии, скорее всего в Китае — поэтому и ценник у этих дисков более адекватный.

ProLine Wheels TX100

ProLine Wheels ZX100

Заключение

Чтобы принять окончательное решение и понять, что лучше: титаны или штампованные диски, достаточно определиться с собственными требованиями к колесу. Важно учитывать характер и интенсивность эксплуатации, качество дорог, персональные предпочтения и финансовые возможности. Если же вы выбираете легкосплавные колеса, и вам под силу купить кованые диски, но вы не знаете, в чем их преимущество перед литыми аналогами, ознакомьтесь с данным видео:

Определяем лидера

Теперь, когда процессы изготовления литых и кованых дисков известны, можно сделать выводы то том, какие из них лучше и почему.

Литье — наиболее недорогой и бюджетный вариант, а потому спрос на подобные комплектующие необычайно высок, да и ассортимент у них гораздо выше, чем у кованых деталей.

Тем не менее, без недостатков здесь не обошлось. К примеру, подобные комплектующие не способны сдерживать удары при наездах на ухабы и неровности и достаточно быстро теряют форму. Более того, пригодность такой детали к ремонту более чем низкая. Трещины можно сварить и укрепить, но безопасность передвижения на таком автомобиле весьма сомнительна.

Что касается дисков, изготовленных при помощи ковки, то здесь ситуация оказывается несколько лучше. Сплав гораздо тверже и лучше справляется с сопротивлением деформации, а потому долговечность такой детали достаточно высока. Кроме того, ремонт осуществляется при помощи прокатывания, а такой метод достаточно дешев и прост.

Какие недостатки имеет подобная конструкция? Здесь можно упомянуть высокую стоимость подобных комплектующих. Ассортимент, кроме того, несколько ниже, чем у литья, а большинство моделей подходят лишь премиум-классу автомобилей.

Рено Логан фаза 2

Материал и особенности изготовления

То, каким образом производятся литые диски, понятно из их названия — они отливаются в готовые формы. Для их производства используется алюминиевая основа. Поэтому в европейских странах полученная продукция именуется просто алюминиевой. Реже используется сплав с добавлением магния.

Эксплуатационные особенности литого диска отличаются в зависимости от таких характеристик:

  • качества основного сплава;
  • формы для литья;
  • качества финальной покраски и обработки.


Литые колесный диски для автомобиля
Что касается кованых моделей, то они отличаются технологией, которая используется во время производства. Кованые диски штампуются в 2 этапа: первый пресс содержит усилие в 10 т, а второй — в 2 раза больше. После прохождения кованой заготовкой пресса, она отправляется на металлорежущий аппарат, где на ней будут вырезаны отверстия, спицы, а также обработаны края. Таким образом, кованые изделия по качеству являются лучше литых ввиду более сложных технологий производства. Кованые модели лучше противостоят ударам, редко гнутся и не разламываются. Ковка качественнее обычного литья тем, что во время обработки заготовки на ней не образуются поры и отверстия. А более тонкие стенки позволяют дискам весить гораздо меньше, чем литым моделям.

Некоторые считают, что именно ударопрочность и выступает главным недостатком такого диска — при ударе он уцелеет, но передаст всю свою силу на автомобильную подвеску. Из-за этого последняя должна быть усиленной.


Кованый колесный диск

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Кованые и литые диски отличия

Содержание

Какие диски лучше литые или штампованные?

автомобильные диски

Так называемое литье и штамповка многие годы соперничают друг с другом. Автолюбители вынуждены делать непростой выбор, учитывая не только цену каждого из вариантов, но и всевозможные особенности, образующие сильные и слабые стороны. Чтобы легче было разобраться в том, что же лучше установить на колеса своего авто, предлагаем детальнее изучить особенности литых и штампованных дисков.

Кованые диски: что это такое и чем они отличаются от литых

На рынке запчастей сегодня представлен огромный выбор дисков различных размеров и дизайна. Однако такое широкое разнообразие вариантов можно разделить на 3 основные группы по способу производства: штампованные, литые и кованые. И если первые 2 разновидности хорошо знакомы автолюбителям, то кованые диски по-прежнему вызывают много вопросов. Самый популярный из них – что лучше: кованые или литые колеса? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что выбор зависит от конкретной ситуации. Для индивидуального же решения нужно, прежде всего, понимать, что из себя представляют кованые диски, в чем их особенности и преимущества. И скажем сразу – отличий от более привычного литья у них более чем достаточно.

Кованые, литые или штампованные — какие диски лучше и чем они отличаются?

автомобильные диски на складе

Имея желание изменить внешний вид автомобиля, или же просто столкнувшись с необходимостью замены колёс, автовладелец становится перед дилеммой, какому именно типу дисков отдать предпочтение. А поскольку современный рынок буквально переполнен самыми различными моделями именитых и совсем неизвестных производителей, мы попробуем помочь в решении данного вопроса. Итак, какие же диски лучше, и в чём их различие?

Содержание статьи :

Кованные и литые диски. Что общего?

  • Материал производства. И первый, и второй вид дисков изготавливают из сплава магния, алюминия, с небольшим добавлением меди. По структуре металла- это совершенно одинаковые изделия.
  • Форма и конфигурация. Особых отличий не наблюдается. Отличить по форме кованные изделия от литых крайне сложно. Требуется профессиональное обследование.
  • Доступность и широкое разнообразие. Обсуждаемые товары легко достать на отечественном рынке колесных дисков. Покупателю есть с чего выбрать. В продаже имеются различные модели литых и кованных изделий.

Чем отличаются литые колесные диски от штампованных

Чтобы понять, литые или штампованные диски, что лучше, необходимо определиться с их основными характеристиками, и решить для себя, какие необходимы каждому автомобилисту.

Литые диски выполнены из сплавов алюминия (легкосплавные) и других металлов. Легкие диски облегчают движение колес, что способствует более ускоренному перемещению автомобиля.

Сравнение литых и штампованных дисков:

  • Штампованные тяжелее литых, что позволяет лучше управлять автомобилем.
  • Литые не боятся повышенной влажности, в то время как штампованные чувствительны к любым внешним явлениям. Однако при производстве их поверхность покрывается специальной краской, которая защищает диск от вредного воздействия внешней среды.
  • Штампованный более мягок и пластичен, поэтому при попадании на неровность диск прогнется, но не расколется, тогда как литой сломается без возможности восстановления.
  • Штампованный элемент можно восстановить вручную, с помощью молотка, а при серьезной поломке придется обращаться в сервис.

Определяясь, что выбрать, литье или штамповку, особое внимание стоит уделять поверхности обода

Важно! При наезде литой частью колеса, например, на открытый люк канализации, основание придется менять полностью

Важно! При наезде литой частью колеса, например, на открытый люк канализации, основание придется менять полностью.

Технология производства

Легкосплавные диски делают из одного и того же материала – из сплава алюминия с другими металлами. Чтобы знать, как отличить литой диск от кованого , надо знать технологию изготовления этих дисков.

Литые диски

Создание сплава в специальных печах;

Заливка жидкого металла в форму под давлением;

Остывание по технологии, извлечение изделия;

Механическая обработка для снятия излишков металла;

Литые диски

Кованые диски

Создание сплава;

Литье цилиндра Ø 20 см, около 3 м длиной

Литье цилиндра

Разрезание трубы на заготовки под один диск;

Нагрев заготовки до 500 0С, и выдавливание на прессах под большим давлением прообраза диска;

Нагрев заготовки

Механическая обработка всей поверхности диска на станках с ЧПУ. Покраска (если предусмотрена технологией).

Механическая обработка диска

Ковки в технологии нет. Но горячая штамповка под большим давлением и дальнейшая раскатка приводит к практически такому же результату, как и ковка:

В изделии нет пузырьков;

Создается волокнистая структура металла, которая обеспечивает большую прочность и высокие упругие свойства материала.

Зная технологию изготовления, как определить кованый диск или литой , на глаз? Токарь сделает это легко, так как токарно-фрезерная обработка бросается в глаза. Во- первых после токарной обработки остаются риски, которые видны.

Токарная обработка диска

Во-вторых, плоскость на ступице с внутренней стороны – абсолютно ровная у кованых дисков. У литых, привальная поверхность ступицы гладкая, но не идеально плоская. Слегка бугристая. На краях остаются приливы. Можно провести по поверхности пальцем или приложить линейку, чтобы заметить это.

Кованые и литые диски

Вопрос, как узнать кованые диски или литые , можно задать менеджеру в магазине. В серьезной фирме вряд ли вас обманут. Продавец покажет документы и возможно покажет на дисках различие.

Что такое кованые диски

Первоначально вы можете представить себе кузнеца с огромным молотом, который из куска металла выковывает достаточно элегантный и стильный диск с правильной геометрией. Картина получается красивая, но далекая от действительности. Современная ковка – это практически полностью механизированный процесс, выполняемый с помощью специального оборудования.

кованые диски

Материал, используемый для кованых дисков, практически ничем не отличается от сырья, из которого производятся литые модели. Это все тот же алюминиевый сплав с добавлением легирующих компонентов: магния, кремния, меди. В результате получается очень прочный и одновременно пластичный материал. Кроме того, каждый производитель добавляет в исходный состав различные компоненты, придающие те или иные свойства. Такие добавки – это в большинстве случаев коммерческая тайна производителей, поэтому точную формулу используемого сплава никто не разглашает.

Различия же между литьем и коваными ободами проявляются позже, на этапе производства. И эти различия глобальные – для этих видов дисков используются абсолютно разные технологии, в результате чего они приобретают индивидуальные свойства.

Разница — в технологии производства!

Технология производства литых и кованых дисков определила название их видов. Для изготовления и первых и вторых применяются алюминиевые сплавы с легирующими добавками. Разница заключается именно в технологии, которая предусматривает применение горячей объёмной штамповки, закаливание и искусственное старение для литых дисков. Всё эти процессы позволяют достичь такой структуры материала, которая будет хорошо выдерживать нагрузки за счёт своей прочности и пластичности! Благодаря ей кованые диски можно ремонтировать даже в тех ситуациях, когда литые восстановить уже не получится. Даже при сильных ударах, приводящих к деформациям, кованые диски не разрушаются.

Технологии производство литых дисков и материалы

Сплавы для производства любых легкосплавных колес совершенно одинаковые. Производители могут изменять содержание того или иного элемента, но в целом сплав одного типа применяется как для литья, так и для ковки. Так что мифы о более качественном металле в кованых дисках стоит забыть.

Сплав железа, меди, титана, а также некоторых дополнительных добавок при производстве литых дисков обрабатывается следующим образом:

  1. Подготовка сплава. Для начала металлы плавят в специальных емкостях и смешивают для получения однородного материала.
  2. Подготовка формы. Литые изделия производятся с помощью процесса литья, для этого применяют специальные пресс-формы.
  3. Заливка сплава в форму под давлением. Также на этом этапе контролируется отсутствие пустот в будущем изделии.
  4. Остывание. Металл остывает, принимает окончательные очертания и извлекается из пресс-формы.
  5. Снятие лишнего материала. В процессе литья на краях диска образуются излишки, которые нужно снять при механической обработке.
  6. Внешняя отделка. На диск наносят надписи, выполняют покраску или полировку, формируют все декоративные элементы.

Для производителя такая технология оказывается более простой, так как не нужно привлекать множество дополнительного оборудования. В процессе литья внешняя форма диска уже готова, остается только немного доработать продукцию для поставки оптовым покупателям. Поэтому и стоимость литых вариантов зачастую значительно ниже, чем у более дорогой ковки.

Разница между коваными и литыми дисками

Существует определенная разница между коваными и литыми дисками. В первую очередь она касается техники изготовления.

Как отличить литой диск от кованного? По способу создания. При производстве литых дисков обработка титана, меди и железа происходит таким образом:

  • Подготовка сплава. Выбранные металлы помещают в одну емкость и путем перемешивания превращают в однородный материал.
  • Когда материал готов, приступают к подготовке специальной пресс – формы. Она пригодится для дальнейшего литья.
  • Заливка сплава в форму. Процесс тщательно контролируется. Недопустимо образование пустот в литом изделии.
  • Извлечение из пресс-формы. Осуществляется только, когда метал полностью остынет и примет необходимое очертание.
  • Удаление излишков. На краях диска могут образовываться излишки. При механической обработке их стараются удалить.
  • Внешняя отделка. Покраска, полировка и нанесение надписей.

Простая технология, не требующая привлечения множества разнообразного оборудования.

Изготовление кованых изделий происходит несколько иначе. Вначале расправленный металл заливают в специальные формы, похожие на длинные столбы. Когда столб остывает, его распиливают на несколько небольших частей. Каждый кусок нагревают в печи, а затем под огромным прессом сдавливают несколько раз.

Ковка происходит в три этапа. На первом этапе изделие превращают в лепешку. Под прессом меняют штамп. Во время второй обработки диск приобретает форму «кастрюли» и постепенно трансформируется в естественную форму. Третья ковка производит на свет нужное изделие. Уже видны борта и борозды.

После ковки изделие нагревают в печи, а следом охлаждают в воде. Следующий этап – механическая обработка. При помощи специальных резцов дискам придают надлежащий вид, формируют необходимые отверстия и рельефные детали. Обязательно оставляют ребра жесткости. Диски полируют и наносят на них изображения.

Существуют и другие отличия между литыми и коваными дисками. Они касаются трех областей:

  • Вес. Кованые диски легче литых. Разница небольшая, но она все – таки существует. Причиной тому являются разные методы изготовления.
  • Стоимость. Еще одно отличие кованых дисков от литых. Кованые диски стоят намного дороже литых, так как здесь длительный и сложный процесс обработки металла. Кованые диски считают элитными изделиями. Они обладают качественными эксплуатационными характеристиками. Поэтому ценник немного завышен.
  • Нанесение надписей. Процесс оформления дисков также имеет свои отличия. Для кованых изделий применяют гравировку и штампованный тип нанесения информации. На литые диски наносят выпуклые надписи.

Популярные модели шин

  • Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
    Шины Goodyear Eagle Sport

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 14 / 15 / 16

Шины Goodyear EfficientGrip Performance

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear Eagle Sport TZ

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18

Шины Goodyear EfficientGrip Performance 2

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear EfficientGrip 2 SUV

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure with Kevlar

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20

Шины Goodyear Eagle Sport SUV TZ

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18

Шины Goodyear Wrangler HP All Weather

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19

Шины Goodyear EfficientGrip SUV

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

Шины Goodyear Vector 4Seasons Gen-3

Сезонность: всесезонные Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19

Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 18 / 19 / 20 / 21

Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22

Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport R

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 19 / 20 / 21

Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 21

Как делают кованые диски

Процесс их производства начинается аналогично изготовлению литья. На металлургическом предприятии готовится необходимый алюминиевый сплав, в который вносятся те или иные добавки. Однако на этом сходства заканчиваются.

Для изготовления литых дисков расплавленный металл заливается сразу же в готовые формы. При производстве же кованых дисков используется следующая технология:

  • Расплав льется в цилиндры того или иного размера.
  • После остывания каждый цилиндр разрезается на несколько более коротких сегментов.
  • Получившуюся заготовку отправляют в печь, где она разогревается.
  • Далее металлический чурбак поступает на пресс для осадки – сплющивания под заданным углом.

Именно из-за использования прессов готовые диски получили название кованых. И оно вполне оправдано – под воздействием пресса сплав приобретает волокнисто-мелкозернистую структуру, в которой не остается никаких пустот и пузырьков воздуха.

кованые диски

Далее сплющенную заготовку повторно отправляют в печь, где она разогревается до температуры в 430 град. После этого ее подают под нагретый до чуть меньших температур пресс с другим штампом, который превращает плоский металлический «блинчик» в объемную заготовку – т.н. «кастрюлю». Они уже имеют необходимый для диска размер и глубину, однако пока еще остаются без дизайна, посадочных и крепежных отверстий.

Этот полуфабрикат в очередной раз отправляется в печь, откуда конвейер переводит под третий штамп пресса. Здесь ключевое значение имеет оперативность – от вывода будущего диска из печи до штамповки на прессе должно пройти в среднем не более 11 сек. (время может различаться в зависимости от используемого оборудования). В противном случае металл успеет остыть ниже допустимых значений и утратит пластичность. После третьей штамповки выходит уже практически готовый диск.

Далее будущему колесу придаются характерные для кованых изделий прочностные характеристики. Для этого оно закаливается по классической технологии:

  • сначала диск разогревается до температур свыше 500 градусов;
  • далее он помещается в воду, благодаря чему быстро охлаждается.

После этого металл в определенных условиях искусственно «состаривается». Благодаря этому выравнивается его структура, снимаются механические напряжения в структуре сплава. Далее делается случайная выборка для оценки качественных характеристик.

Если партия соответствует заявленным требованиям и критериям, то практически готовые диски направляются в токарный цех. Здесь убирается образовавшийся при прессовании облой, просверливаются крепежные и посадочные отверстия, вырезается выбранный дизайн. Все работы выполняются, как правило, на станках с использованием ЧПУ, что обеспечивает одновременно высокую скорость и качество обработки.

Здесь нужно развенчать миф об ограниченности выбора дизайнов для кованых дисков. На самом деле их можно сделать практически с любым узором, ограничением здесь будет только требуемая выносливость их конструкции.

Читайте также: Какие диски лучше литые или штампованные .

Кованые диски – основные этапы производства

Кованые диски – основные этапы производства

В случае с ковкой этапы изготовления несколько иные. Именно подготовка материала определяет, чем отличаются литые диски от кованых. Для начала из цельнометаллической заготовки на специальных станках выдавливают примерную форму будущего диска. Затем с помощью режущих инструментов на станках или руками мастеров формируют все рельефные детали, отверстия и прочие элементы.

Только после этого диск проходит стадию обработки, полировки, на него наносятся изображения. Как видите, ничего общего с процессом ковки в изготовлении изделия нет. Почему колеса получили именно такое название, никто ответить не сможет. Ясно лишь то, что такой метод производства дает как свои достоинства, так и некоторые недостатки.

Преимущества и недостатки колесных дисков

И у литых, и у кованых дисков есть свои сильные и слабые стороны. Они показывают, чем кованые диски лучше литых. Вот основные преимущества и недостатки литых изделий.

Преимущества:

  1. Привлекательный внешний вид. Изделия улучшают дизайн автомобиля, делают его свежее и моложе. В продаже доступны литые диски самых разных цветов и с разными формами спиц.
  2. Легкий вес. Литой диск на 25% легче стального изделия. Маленький вес улучшает эффективность работы тормозной системы, снижает уровень расхода топлива. Уменьшается давление на ходовую часть машины.
  3. Литые диски устойчивы к коррозии. Поэтому всегда выглядят привлекательно.
  4. Высокий уровень теплопроводности. Благодаря этому тормозные агрегаты не перегреваются.
  5. Повышенная устойчивость на трассе и способность сохранять баланс на дороге. Это упрощает процесс управления транспортным средством.
  6. Низкая стоимость изделий.

Недостатки литых колес:

  1. Дорогое обслуживание и сложный ремонт в случае серьезного повреждения.
  2. Высокий процент брака. Из-за большого объема выпуска продукции можно легко натолкнуться на бракованное и некачественное изделие.
  3. Низкий уровень прочности. Литые колеса плохо переносят высокие нагрузки. Причина тому – кристаллическая структура метала. После сильного удара диск может попросту расколоться.

У кованых дисков также имеются свои достоинства и недостатки. Сильными сторонами этих изделий считают:

  1. Высокий уровень прочности и уникальная пластичность. И все благодаря тому, что технологический процесс осуществляется в несколько этапов.
  2. Небольшой вес. Кованые диски в разы легче стальных и других видов колес.
  3. Длительный срок эксплуатации. Благодаря качественной обработке изделие способно прослужить не один год. Ничто не выведет кованый диск из строя.
  4. Небольшие вмятины и прочие дефекты легко восстановить на недорогом сервисе.
  5. Кованые изделия умеют противостоять коррозии.
  6. При ударах в процессе наезда на ямы колеса не трескаются и не рвутся. Могут лишь слегка погнуться.
  7. Ударопрочный и легкий по весу продукт способен поглощать вибрации.

Тем не менее наблюдаются определенные погрешности. К недостаткам относят высокую стоимость колесных дисков и однообразие дизайна. Диски отличаются только по цвету покраски.

Как определить кованый диск или литой

Выбирая кованые или литые диски, стоит обратить внимание на некоторые характерные особенности первого варианта. К ним относятся:

К ним относятся:

  • меньший вес (обычно не больше 5 кг);
  • ровная и гладкая поверхность детали;
  • наличие проштампованных надписей на поверхности.

Что касается литых дисков, в этом случае металл должен быть ровным и гладким, без сколов и узоров. Многие отмечают, что легкосплавные элементы колес улучшают аэродинамику на дороге без дополнительных вырезов и прочих украшательств.

Хотя сейчас бытует утверждение, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, ухода все-таки он требует не малого. Особенно это касается колес «железного коня». Основной их частью можно назвать диски, ведь они по сути являются «скелетом» колеса, к которому крепятся шины

Выбирая материал, из которого выполнен диск, важно обращать внимание на его прочность, отдавая предпочтение длительному сроку службы

*Цены актуальны на декабрь 2021 года.

Отличия по ободу и внешнему виду

Еще один метод, как отличить кованые диски , заключается в прощупывании обода. Толщина обода кованого диска 3 мм. Толщина литого – 6 мм. Разницу легко почувствовать. Спицы у кованого тоже уже, чем у литого. За счет этого масса кованого существенно (на 3-4 кг) меньше, чем у литого.

Если диск с простыми, незатейливыми спицами, то он скорее всего кованый. Литые диски более художественны, имеют больше различных ажурных форм. Это вызвано тем, что литье намного проще обработки на станках. Простая форма скорее всего принадлежит кованому диску. Сложная, со множеством спиц может быть, у литых и у кованных.

Многие отечественные кованые диски изготавливаются на бывших оборонных предприятиях, которые были проданы за бесценок. Поэтому производители имеют возможность делать диски по низкой цене, сравнимой с литыми. Их качество отменное, а форма проста, потому что станки ЧПУ там старого образца.

Отечественные кованые диски

Если хотите знать, как выглядят кованые диски , посмотрите на рисунок сверху. Первое что бросается в глаза – они просты. Ниже литые диски.

Визуальные отличия кованных дисков от литья

На современных заводах кованые диски по дизайну не уступают литым. К тому же для удешевления продукции некоторые заводы делают и литые простой формы. Так что простота формы – дополнительный параметр, но не абсолютный.

Итоги – какие легкосплавные диски стоит выбрать?

Итоги – какие легкосплавные диски стоит выбрать?

Выбор зависит от ваших вкусов, бюджета, а также типа автомобиля. Кованой продукции на российском рынке крайне мало, есть лишь отечественные предложения и редкие экземпляры с разборок. Новые импортные кованые диски обойдутся чрезмерно дорого, а затем их придется регулярно обслуживать из-за низкого качества дорожного покрытия. Поэтому чаще всего владельцы автомобилей отдают предпочтение именно литым вариантам.

Если же вы хотите сэкономить и не подвергать свою поездку опасности, лучше выбрать штампованные стальные диски без особых проблем в эксплуатации. Такая продукция достаточно долго служит, легко ремонтируется, но выглядит не слишком презентабельно. Покупать же дешевые легкосплавные диски не стоит. С такой покупкой вы получите только ряд неприятностей.

Основные отличия ковки от литья – смотрим со всех сторон

Несмотря на очень похожий внешний вид данных вариантов легкосплавных изделий, они отличаются друг от друга по многим параметрам. Именно поэтому многие премиальные авто на зарубежных рынках поставляются с коваными колесами, а владельцы дорогих спортивных авто предпочитают заменить традиционное литье на дорогую и эффектную ковку.

Особенности, представленные ниже, не только дадут вам больше информации о типах колес, но и ответят на вопрос, как отличить литые диски от кованых.

Вес разных типов колесных дисков

Название «легкосплавные» говорит само за себя. Легкий сплав оказывается легче простых стальных штампованных изделий. Но если сравнивать только два интересующие нас сегодня типа колес, то вес кованых изделий несколько меньше. Это следствие методов производства, которые подразумевают штампование изначальных заготовок, а не заливку горячего сплава в форму. Впрочем, разница в весе не такая большая, чтобы переплачивать за такую прерогативу.

Форма и конфигурация

В этом плане особых отличий нет, так как современные методы металлообработки позволяют изготовителям на свое усмотрение формировать внешний вид дисков. Отличить один вариант от другого без профессионального обследования будет крайне сложно. Но помочь может ценник. Если вы покупаете немецкие или японские диски кованого типа по демократичной стоимости, значит, вам продают подделку, так как их цена невероятно высока.

Методика нанесения надписей на колеса

Зачастую производители наносят выпуклые надписи на литые варианты колес, а вот ковка имеет гравировку и штампованный тип нанесения информации. Это не всегда актуально, так как часто производители литья подделывают свои изделия под штамповку и производят формы с вдавленными внутрь надписями. Но на дорогих фирменных колесах таких неприятностей вы не найдете.

Некоторые отличительные характеристики колес

Диски разных типов отличаются по косвенным признакам. К примеру, в литых вариантах часто можно встретит неровную кромку, особенно при очень внимательном рассмотрении. Ковка от хорошего производителя лишена таких неприятных моментов. Но отечественные кованые диски нередко имеют изъяны, которые могут заставить вас подумать о подделке.

Стоимость – какие диски дороже?

Конечно, кованые изделия оказываются гораздо дороже, так как требуют более сложного оборудования, длительного процесса обработки. Трудозатраты и сложность обработки металла в случае с кованой продукцией гораздо выше. Продукция оказывается дороже еще и потому, что выгодно отличается по своим эксплуатационным характеристикам. Из кованых моделей дисков сделали элитные изделия, и ценник часто завышен искусственно.

Покупка

Необходимо знать, как обозначаются кованые диски , чтобы купить то, что надо. Особенно с рук. Специфика изготовления дисков приводит к тому, что маркировка литых – выпуклая, кованых – вдавленная. Выбивают ее на внутренней стороне диска. Редко бывают исключения, как в одну, так и в другую сторону.

Маркировка всех дисков одинакова.

Маркировка дисков

На диске нет букв или цифр обозначающих – кованый. Поэтому узнать о диске можно лишь по вышеуказанным признакам или у продавца.

Подытожим, как проверить кованые диски при покупке , чтобы не переплатить:

Вес существенно ниже чем у литых (в среднем на 3-4 кг).

Цена в разы больше, чем у литых (в 2-3 и более раза).

Видны риски на поверхности, оставшиеся после токарно-фрезерной обработки (даже после полировки).

Ковка или литье: что лучше?

Всё зависит от задач.

Литые объекты являются более прочными и твёрдыми, но хрупкими. А кованые – более пластичными и менее жесткими. Поэтому, например, оконные решетки лучше сделать методом ручной ковки. А крупную цельную деталь, которая должна выдерживать серьезные нагрузки, лучше создать методом литья. Например, лестничные ступени или плитку лучше отлить из сплава.

Кованые изделия легче поддаются ремонту – элемент можно приварить или скрепить методом обжима (холодной ковки). Литые изделия при появлении трещин не поддаются ремонту. Причина в том, что чаще всего причиной раскола являются внутренние полости, образованные при застывании металла.

Литые предметы могут служить несколько веков, они более устойчивы к коррозии и не требуют постоянной обработки. Кованые изделия требуют ежегодной обработки краской.

Как отличить ковку от литья?

Кованые предметы будут иметь больше фактуры – сделанные руками мастера, будут иметь и неровности, и шероховатости, которые придадут шарма. Даже отшлифованные, будут иметь следы окалины. Литые всегда более гладкие и блестящие, чаще более тяжелые.

Где больше творчества и уникальности?

Считается, что получить эксклюзив проще с помощью ручной ковки. Действительно, ковка — это менее трудозатратный процесс, а значит, более доступный. Создание шедевра сосредоточено в руках одного мастера. Даже если он захочет повторить творение, оно будет все равно другим – ведь многое зависит от исходного материала, настроения, от того, «как рука ляжет».

Однако и ковка и литьё позволяют получать как серийные изделия, так и уникальные. При литье однотипные товары создают с помощью многоразовых (обычно чугунных) форм, в которые многократно наливают расплавленный металл. Для получения единичных изделий (например, статуи) литейные формы делают из недорогого металла. При ручной ковке можно также автоматизировать процесс и получать повторяемые изделия за счет применения станков и различных обжимов.

Итак… Литьё или ковка? Решение принимать вам! Мы же поможем в реализации любых задумок в металле путем ручной ковки.

Как отличить разновидности дисков

После определения того, какие диски лучше, вам стоит понять, как отличать модели, изготовленные методом ковки, от литых. Это можно сделать, исследуя следующие параметры:

  • Массу. Главное отличие двух моделей. Например, кованая, имеющая диаметр 15 дюймов, весит около 4—5 кг, а литая такого же диаметра — около 8 кг. Кстати, при выборе изделий от отечественных производителей этот параметр может быть неактуальным, так как на наших заводах не используются передовые технологии, способные методом ковки изготовить действительно легкие детали. В итоге, если сравнить ковку от российских производителей с литьем от зарубежных фирм, то по весу она будет разниться очень несущественно.
  • Форму. На поверхности литого диска можно даже невооруженным взглядом разглядеть несовершенства (неровную кромку). Это связано с тем, что он не проходит обработку на токарном и фрезеровочном станках. Ковка таких недостатков лишняя, так как после штамповки диски проходят дополнительную обработку, за счет чего и характеризуются правильной геометрией. Исключением является лишь ультрасовременное литье. Такая продукция, хоть и стоит дороже, но уже имеет идеально ровные края.

Дешево и красиво

Если отбросить все мысли о приобретении простых штампованных дисков, то лучше всего сделать выбор в пользу комплектующих литого типа, которые можно найти практически в любом автомагазине.

Литые детали производятся по достаточно сложной технологии, что, однако, вовсе не означает их дороговизну. Производство литья включает в себя несколько этапов. Первый из них — подготовка специального сплава.

Как правило, в основе подобных комплектующих лежит сплав из магния и алюминия. Такой состав обладает сравнительно небольшим весом, но в то же время обладает достаточной прочностью и устойчивостью к повышенным нагрузкам.

После подготовки сплава, начинается непосредственно процесс литья, раскаленный состав заливается в специально подготовленную форму и остывает. За это время литой диск отвердевает, крепнет и визуально похож на конечный продукт, который можно видеть на полках магазинов.

Перед окраской литой диск проходит процедуру закалки, которая производится по методу искусственного старения. Это позволяет снять повышенную нагрузку на внутреннее пространство детали и, тем самым, повысить ее прочность.

На каком типе автомобильных дисков остановить выбор?

Если вы не знаете, какие диски лучше, воспользуйтесь некоторыми рекомендациями по установке колес.

Штампованные диски стоит устанавливать на зиму.

Литые колеса красиво смотрятся, но не подходят для езды по бездорожью.

Решая, что лучше: литые или штампованные диски, обращайте внимание на марку и класс автомобиля.

На некоторые внедорожники и премиальные модели машин литые диски устанавливаются в базовой комплектации. Это объясняется ездовыми характеристиками, ради которых и покупаются такие авто.

Ковка из Германии

Одними из самых интересных по дизайну, и с качеством, присущим немецкой продукции в целом, являются диски Hartge. Фирма с одноимённым названием Herbert Hartge GmbH (по имени основателя Герберта Хартге) основана ещё в 1971 году и в то время стала единственным сервисным центром на южном рубеже Германии с Францией для BMW.

Позднее хозяин, страстно увлекавшийся гонками, и хорошо изучивший внутреннее устройство автомобилей, решил создать ещё и тюнинговое ателье. Правда, до дисков дело дошло только в 1993 году, когда была выпущена их первая линейка. Колёса и многое другое, что производила эта мастерская, больше всего полюбилась почитателям Mercedes, и на сегодняшний день Herbert Hartge GmbH является одним из официальных поставщиков этого концерна.

Красивые и надёжные диски Hartge

Не менее популярной и заслуженно почитаемой за отменное качество и современный дизайн, является и торговая мака кованых дисков AEZ. Бренд основан в 90-х годах и сначала был известен только в Германии. Но после вхождения в крупнейшую компанию Alcar, что способствовало росту производства, данная торговая марка стала одним из самых крупных «игроков» на европейском рынке колёсных дисков.

На российских прилавках так же можно увидеть диски под логотипом Proline Wheels, или PLW. Их родиной является тоже Германия, компания базируется в г. Мангейме. Однако производство размещено в Азии, скорее всего в Китае — поэтому и ценник у этих дисков более адекватный.

ProLine Wheels TX100

ProLine Wheels ZX100

Заключение

Чтобы принять окончательное решение и понять, что лучше: титаны или штампованные диски, достаточно определиться с собственными требованиями к колесу. Важно учитывать характер и интенсивность эксплуатации, качество дорог, персональные предпочтения и финансовые возможности. Если же вы выбираете легкосплавные колеса, и вам под силу купить кованые диски, но вы не знаете, в чем их преимущество перед литыми аналогами, ознакомьтесь с данным видео:

Определяем лидера

Теперь, когда процессы изготовления литых и кованых дисков известны, можно сделать выводы то том, какие из них лучше и почему.

Литье — наиболее недорогой и бюджетный вариант, а потому спрос на подобные комплектующие необычайно высок, да и ассортимент у них гораздо выше, чем у кованых деталей.

Тем не менее, без недостатков здесь не обошлось. К примеру, подобные комплектующие не способны сдерживать удары при наездах на ухабы и неровности и достаточно быстро теряют форму. Более того, пригодность такой детали к ремонту более чем низкая. Трещины можно сварить и укрепить, но безопасность передвижения на таком автомобиле весьма сомнительна.

Что касается дисков, изготовленных при помощи ковки, то здесь ситуация оказывается несколько лучше. Сплав гораздо тверже и лучше справляется с сопротивлением деформации, а потому долговечность такой детали достаточно высока. Кроме того, ремонт осуществляется при помощи прокатывания, а такой метод достаточно дешев и прост.

Какие недостатки имеет подобная конструкция? Здесь можно упомянуть высокую стоимость подобных комплектующих. Ассортимент, кроме того, несколько ниже, чем у литья, а большинство моделей подходят лишь премиум-классу автомобилей.

Рено Логан фаза 2

Материал и особенности изготовления

То, каким образом производятся литые диски, понятно из их названия — они отливаются в готовые формы. Для их производства используется алюминиевая основа. Поэтому в европейских странах полученная продукция именуется просто алюминиевой. Реже используется сплав с добавлением магния.

Эксплуатационные особенности литого диска отличаются в зависимости от таких характеристик:

  • качества основного сплава;
  • формы для литья;
  • качества финальной покраски и обработки.


Литые колесный диски для автомобиля
Что касается кованых моделей, то они отличаются технологией, которая используется во время производства. Кованые диски штампуются в 2 этапа: первый пресс содержит усилие в 10 т, а второй — в 2 раза больше. После прохождения кованой заготовкой пресса, она отправляется на металлорежущий аппарат, где на ней будут вырезаны отверстия, спицы, а также обработаны края. Таким образом, кованые изделия по качеству являются лучше литых ввиду более сложных технологий производства. Кованые модели лучше противостоят ударам, редко гнутся и не разламываются. Ковка качественнее обычного литья тем, что во время обработки заготовки на ней не образуются поры и отверстия. А более тонкие стенки позволяют дискам весить гораздо меньше, чем литым моделям.

Некоторые считают, что именно ударопрочность и выступает главным недостатком такого диска — при ударе он уцелеет, но передаст всю свою силу на автомобильную подвеску. Из-за этого последняя должна быть усиленной.


Кованый колесный диск

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий