Первая азс в россии

Содержание

Энергия солнца и электронные чеки: как выглядят АЗС нового поколения

«Газпром нефть» — вертикально интегрированная нефтегазовая компания. В ее структуру входят более 70 предприятий по добыче, переработке и сбыту нефти и нефтепродуктов в РФ и за рубежом.

География бизнеса компании охватывает 110 стран мира. Сеть АЗС «Газпром нефти» включает свыше 2 тыс. станций на территории России, стран СНГ и Европы.

История АЗС

Ретро АЗС

АЗС (автомобильная заправочная станция) представляет сегодня комплекс наземных и подземных сооружений на придорожной территории, представляющий услуги заправки топливом (бензином, дизельным топливом и газом) транспортным средствам, а также ряда дополнительных услуг (питание, покупка товаров, справление естественных надобностей и пр.). Но так было не всегда.

Как открыть франшизу АЗС

Франшиза АЗС

Преимущество франшизы АЗС заключается в наличии готовой маркетинговой стратегии и рекламных материалов, возможности получать стабильную прибыль. Франчайзер обеспечивает поставки топлива, предоставляет скидки при увеличении объемов заказов, консультирует по организационным вопросам.

Франшиза АЗС

Франшиза АЗС может приносить стабильную прибыль.

От аптек с топливом до современных АЗС: эволюция автозаправочных станций

От аптек с топливом до современных АЗС: эволюция автозаправочных станцийФото: Александр Родченко/источник: музей В.В. Маяковского

Это сегодня автозаправочные станции представляют собой многофункциональные комплексы, где высокие технологии сочетаются с новейшими представлениями о сервисе. Здесь в любое время суток можно не только заправить автомобиль, но и выпить кофе, поесть, а также приобрести необходимые сопутствующие товары в дорогу. Но так было не всегда. Еще в середине прошлого века, когда автозаправки только начали становиться массовым явлением, ни о каких сетевых АЗС не было и речи. Чаще всего это были одинокие колонки с подключенным шлангом. О том, какими были первые автозаправочные станции и как сейчас развиваются крупные сети АЗС, — в материале «Реального времени».

Если топливо разливают «из одной бочки», то чем отличается его качество на разных АЗС?

Если топливо разливают «из одной бочки», то чем отличается его качество на разных АЗС?

Среди водителей ходит немало мифов и городских легенд. Например, о том, что на все автозаправочные станции в округе топливо привозят из одного источника, поэтому нет смысла переплачивать и ехать на фирменную АЗС. С другой стороны остается недоверие к независимым АЗС, которые не входят в крупную нефтяную компанию и работают самостоятельно – якобы они могут «бодяжить» топливо. Мы разобрались, откуда получает топливо независимая розница, за счет чего она живет и что лучше выбрать потребителю.

Кому не капает: как решить проблемы независимых АЗС

Представители независимых АЗС обратились к премьер-министру Мишустину с просьбой вмешаться в ситуацию с убыточностью розничного бизнеса на внутреннем топливном рынке. В Совете Федерации и Госдуме заверили, что проблемы частных АЗС действительно требуют решения. Между тем правительство уже задумалось о мерах с целью сохранения независимых АЗС, которые в инфраструктуре топливообеспечения страны занимают весьма значительное место. Подробности — в материале «Известий».

Как устроена автозаправочная станция (АЗС)

О том как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии.

Бензин или кофе: на чем зарабатывают российские АЗС в 2020 году? Рассказывают эксперты

Бензин или кофе: на чем зарабатывают российские АЗС в 2020 году? Рассказывают эксперты

Большинство заправок крупных компаний предлагают не только топливо: обычно на АЗС есть магазин, а часто – еще и кафе. Но, как говорят эксперты, зарабатывают заправки все еще на топливе. Как построена экономика АЗС, чем отличаются независимые сети от крупных нефтяных компаний и что лучше выбрать для своего автомобиля – расскажут эксперты.

Задача

Снизить углеродный след сети АЗС и привлечь потребителей к эко-инициативам.

Аптека

Впервые автомобильное топливо стали продавать в аптеках, как попутный товар.

1888 год – Согласно историческим данным, первой “станцией”, которая стала продавать топливо для автомобилей, является аптека в городе Вислох (Германия). Именно там Берта Бенц (подруга изобретателя первого автомобиля) заправила свой автомобиль. (В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии). Топливом тогда служил лигроин (более тяжелая смесь углеводородов, чем бензин), продававшийся в небольших бутылочках.

Ситуация с бизнесом в сфере АЗС в России

Потребление топлива на территории России увеличивается ежегодно. В 2019 г. объем рынка составлял 35,6 млн тонн. Повышению спроса на бензин способствует увеличение продаж машин. Невысокая маржинальность сдерживает цены на него, т.к. стоимость нефтепродуктов регулируется государством. Рентабельность сети автозаправок находится на среднем уровне.

Лидирующие предприятия по производству топлива в РФ:

  • “Роснефть”;
  • ЛУКОЙЛ;
  • “Башнефть”;
  • “Газпромнефть” и т.д.

За бензином в аптеку

Официально первой газобензиновой станцией принято считать аптеку в Германии, в городе Вислох. Именно там в августе 1888 года Берта Бенц, жена изобретателя первого автомобиля Карла Бенца, наполнила бак автомобиля топливом и совершила путешествие между двумя немецкими городами, преодолев расстояние в 106 км. В честь этого события в 2008 году возле аптеки был установлен памятник Берте Бенц.

Топливом тогда служил бытовой растворитель лигроин (более тяжелая смесь углеводородов, чем бензин, — прим. ред.), который продавался в аптеках в небольших бутылочках.

Однако история развития АЗС в качестве специализированных торговых точек началась с 1907 года, когда в Сиэтле была открыта первая отдельно стоящая автозаправочная станция, принадлежащая компании Standard Oil of California (ныне — ChevronTexaco). Заправки представляли собой одну-две цистерны, стоящие на подпорках, из которых бензин шел самотеком по шлангам и поступал напрямую в баки автомобилей.

Первая автозаправочная станция в Сиэтле. Фото: ngs-penza.ru

Но вскоре владельцы АЗС поняли, что для дальнейшего успешного развития бизнеса без стандартизации и маркетинга им не обойтись. Поэтому уже с начала двадцатых годов облик заправок начал меняться. На АЗС активно стали внедрять единые корпоративные стандарты оформления станций. Заправки оснащались крупными вывесками, комнатами отдыха, навесами и мощеными подъездными путями. Деньги делались не только на продаже бензина, но и на продаже покрышек, аккумуляторов и запчастей.

В это же время с внедрением конвейера на заводах Генри Форда автомобиль в Америке становится массовым средством передвижения, число автозаправок начинает стремительно расти. Тогда же появляются механические дозирующие колонки, а спустя 10 лет — колонки с электрическими дозаторами.

В Германии широкое распространение получили бензоколонки, которые в народе прозвали «железными девами». Фото: sis-azs.ru

В Германии в эти же годы широкое распространение получают бензоколонки. Их устанавливали прямо на тротуаре. Работали они с помощью насоса. В народе такие АЗС прозвали «железными девами» — за внешнее сходство с одним из страшнейших орудий для пыток.

Тем не менее широкое распространение АЗС с целым комплексом сопутствующих услуг в США и Европе получили только в 1940—1950 годах. Стали строиться автозаправочные станции, в которых, помимо топлива, можно было приобрести сопутствующие товары и запчасти, подкачать шины, купить продукты питания, напитки, также появились кафе и туалеты.

Вертикально интегрированные компании и независимая розница

Российский рынок автозаправочных станций имеет необычную структуру. Из 29 тысяч АЗС по состоянию на 2020 год, лидировала «Роснефть» с 3 тысячами заправок, также в лидерах – Лукойл с 2,5 тысячами заправок, Газпромнефть с 1,4 тысячами.

Если смотреть глобально, весь рынок поделен между вертикально интегрированными компаниями (им принадлежит около 7 тысяч АЗС) и независимой розницей (у них около 15-16 тысяч АЗС). При этом по выручке картина совершенно обратная – 60% топлива продается как раз у крупных компаний. Почему так происходит? Все дело в структуре нефтяного бизнеса в России:

  • вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) – это компании, которые сосредоточили внутри себя полный цикл производства. Другими словами, «Роснефть» сама добывает нефть, сама ее перерабатывает на НПЗ, и сама же продает через свои АЗС;
  • независимая розница – операторы исключительно АЗС, которые покупают топливо в опте у производителей (по факту – у тех же ВИНК).

В результате у крупных нефтяных компаний возникает определенное преимущество, ведь они могут влиять на стоимость нефтепродуктов в широких пределах (например, сократив надбавку на каждом из этапов производства, они могут сделать бизнес АЗС прибыльным). Независимая розница же вынуждена приобретать топливо по рыночным ценам, и пытаться конкурировать по отпускным ценам с ВИНК, и еще как-то на этом зарабатывать.

Потребители же, видя примерно похожие цены у АЗС крупной сети и на заправке небольшой местной компании, скорее всего сделают выбор в пользу именно ВИНК – к тому же они традиционно предлагают более высокие стандарты сервиса, интересные программы лояльности, а еще на таких заправках продается и другая продукция нефтяных компаний (те же моторные масла).

Независимые сети, несмотря на двукратный численный перевес, вынуждены довольствоваться теми клиентами, которые по какой-то причине не могут поехать на фирменную заправку – это могут быть АЗС на не очень оживленных дорогах, в сельской местности или, например, в регионах, которые последние годы живут под санкциями.

Что из себя представляет российский рынок АЗС

Розничная продажа топлива – это достаточно масштабный бизнес в силу того, что все автомобили нуждаются в заправке. Исторически сложилось так, что российские сети АЗС поделены на 2 категории:

  • относящиеся к вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) – Лукойл, Роснефь, Газпром нефть и т.д.;
  • независимые сети – которые работают как самостоятельный вид бизнеса.

По приблизительным оценкам, на долю независимых сетей приходится порядка 60-65% всех АЗС в России, но при этом они собирают всего лишь около 40% выручки.

Официальная статистика делит АЗС на несколько видов:

  • обычные – это стандартные АЗС, на которых реализуют бензин и дизельное топливо;
  • многотопливные – если кроме жидкого моторного топлива реализуют еще и газовое;
  • газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) – способны сжимать (компримировать) природный газ и заправлять им автомобили;
  • газозаправочные станции (АГЗС) – работающие со сжиженным нефтяным газом;
  • криогенные АГЗС – работающие со сжиженным природным газом;
  • электрические зарядные станции – работают с электромобилями.

Всего в России чуть меньше 30 тысяч АЗС всех видов – Росстат по данным за 2018 год насчитал их 29 722 штук . В разных источниках количество варьируется от 15 до 40 тысяч.

Больше всего среди них тех, которые работают только с бензином и дизельным топливом, а также многотопливных:

blank

Учитывая политику государства по поддержке сегмента газомоторного топлива, существующей сети АГНКС явно недостаточно (АГЗС работают на сжиженном углеродном газе, который считается «грязным»). При этом, например, покупатели городских автобусов получают субсидии в размере до 3 миллионов рублей при покупке транспорта, работающего на компримированном газе.

По регионам АЗС распространены неравномерно – это зависит от численности населения и количества автомобилей:

blank

Как видно, не всегда численность населения и количество АЗС в регионе коррелируют. Например, в Дагестане проживает 3 111 000 человек, и 1 заправка приходится на 2480 человек. В Ненецком АО живет 44 110 человек, и на одну АЗС приходится уже 11027 человек (примерно, как в Москве).

Разгадка достаточно простая – Дагестан славится «поддельными» АЗС, имитирующими крупные бренды. Подделав название, владельцы закупают самое дешевое топливо, и как результат – регион в лидерах по числу заправок с некачественным топливом.

В целом по России среди компаний-владельцев АЗС преобладают крупные ВИНК – это «Роснефть» с 2897 заправками, «Лукойл» (2603 АЗС) и «Газпром нефть» (более 1240 заправочных станций).

Постепенно в России открываются и АЗС международных брендов. Пример – компания Shell уже открыла более 200 АЗС и намерена развивать бизнес (но до крупнейших российских компаний ей далеко).

Мотивация и предпосылки

Тренд на устойчивое развитие, возникший несколько лет назад, окончательно закрепился в российской бизнес-практике. По данным Deloitte, 72% компаний включили принципы ESG (Environmental, Social, Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление) в свои стратегии.

Фото:Shutterstock

Один из основных ориентиров для корпораций в этой сфере — Глобальный договор ООН. На сегодня это крупнейшая международная инициатива для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. В договоре прописаны принципы в сфере прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.

«Газпром нефть» присоединилась к Глобальному договору ООН в 2020 году. К тому моменту компания уже запустила несколько связанных с ESG проектов. Прежде всего, по повышению экологической эффективности своих активов.

В 2013 году свой Московский НПЗ «Газпром нефть» перевела на производство топлива Евро-5 — за три года до того, как в столице запретили оборот бензина более низких классов. Более экологичное топливо помогло Москве заметно сократить выбросы. В 2013–2018 годах городской автопарк увеличился на 380 тыс. транспортных средств, но выбросы при этом уменьшились на 35%.

На самом заводе построили новые очистные сооружения и внедрили систему мониторинга воздуха. А в 2020 году отключили несколько старых установок и запустили комплекс «Евро+»: он увеличил выпуск топлива и снизил экологическое воздействие производства на 11%. Кроме того, здесь разместили новый комплекс отгрузки, который улавливает испарения и возвращает их в повторный цикл производства в виде жидкого конденсата.

Однако компания стремилась повысить экологичность не только самого производства, но и всей цепочки поставок и сбыта – от завода для потребителя.

Станции для автомобилистов

1907 год – Рост автомобильной промышленности привел к большому спросу на топливо – в результате появились “станции для автомобилистов”, которые продавали топливо не в бутылочках, а из наземных цистерн, из которых бензин через шланги поступал в баки автомобилей.

Королева… бензоколонка

В России первые автозаправочные станции появились в 1911 году. В крупных городах работало около 440 механических колонок, которые были созданы после подписания договора между «Императорским автомобильным обществом» и товариществом «Бр. Нобель».

Развитие сети АЗС напрямую связано с развитием транспорта. В довоенные годы в СССР автомобилей было не так много, и, как правило, они принадлежали государству. Однако активно развиваться автозаправочные станции начали только после Великой Отечественной войны, когда частный автопарк значительно увеличился за счет трофейных машин, а после — благодаря становлению отечественного автопрома: выпуска «Победы», «Волги», «Москвича». Несмотря на то, что сеть АЗС была слабо развитой, она вполне удовлетворяла спрос немногочисленного парка советских автомобилей.

В 60-х годах отечественная нефтеперерабатывающая промышленность выпускала бензины с октановыми числами 66, 72 и 76, а также дизельное топливо. Топливно-раздаточные колонки на АЗС были в основном советского производства, небольшое количество импортировали из братской Чехословакии. Наличного расчета на АЗС в СССР не было — топливо отпускалось только по специальным талонам: отдельно для государственного и частного транспорта. Частники покупали талоны в магазинах, а госпредприятия получали их по разнарядке.

Активно развиваться автозаправочные станции в СССР начали только после Великой Отечественной войны. Фото: bigpicture.ru

Также существовали специальные талоны для машин, которые приезжали в Советский Союз из-за рубежа, и им был необходим 95-й бензин. Такую марку бензина можно было найти только в специализированных АЗС.

Настоящий же заправочный бум в СССР начался после выпуска народного автомобиля «Жигули», который заправляли бензином АИ-92. Уже к середине 1970-х годов на большинстве АЗС стал появляться широкий ассортимент топлива. На заправках отпускали даже 95-й бензин. Как правило, на нем ездили «иномарки».

Перед Олимпиадой-80 многие автозаправочные станции в крупных городах уже представляли собой автозаправки, похожие на современные АЗС, оснащенные кафе и магазинами. Тогда на некоторых заправках можно было рассчитаться за наличные деньги. Полностью же талоны отменили только во времена «перестройки».

В начале 90-х появляются первые частные заправки, которые часто строили без проектной документации, соблюдения требований по архитектуре и дизайну. Заправки возникали стихийно и также быстро закрывались из-за отсутствия клиентов.

Топливо и его качество

В случае с АЗС крупных компаний все понятно – топливо они получают со своих же производственных мощностей. Например, на сайте «Лукойла» даже поясняется, откуда поступает топливо на АЗС – с предприятий Нижегороднефтеоргсинтез, Пермнефтеоргсинтез, Волгограднефтепереработка и Ухтанефтепереработка. Там же производится сжиженный углеводородный газ, который продается на АЗС сети.

Что же касается независимой рознице, она вынуждена приобретать топливо на оптовом рынке. При этом поставщики топлива, по логике, те же – вертикально интегрированные нефтяные компании (просто потому, что больше топливо в России купить негде – разве что в Белоруссии).

Например, сеть АЗС «ЕКА», представленная в Москве и области, прямо на своем сайте указывает, где приобретает топливо, это три крупных завода:

  • «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»;
  • «Газпромнефть-Московский НПЗ»;
  • «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»

Что касается качества, компания утверждает, что тщательно тестирует каждую партию. Топливо перевозится бензовозами самой компании, они оснащены электронными системами контроля состояния топлива, а цистерны сделаны из специальных сплавов.

Другими словами, если топливо реализует даже независимый трейдер, по качеству оно вряд ли будет сильно отличаться от того, которое отпускается на фирменных АЗС. Если, конечно, не заправляться на АЗС «из 90-х» со старым оборудованием и ржавыми емкостями для топлива. Но таких заправок сейчас становится все меньше – им сложно выдерживать конкуренцию с фирменными сетями.

Как рассказал Михаил Колесников из компании Benza, репутацию независимым АЗС подпортила история – в 90-е и начале 2000-х такие заправки ориентировались прежде всего на рентабельность, а не на качество топлива. Отсюда – манипуляции с топливом, бензин чем-то разбавляли, превращали 92-й в 95-й, добавляя присадки. Поскольку явление было массовым, потребители накопили достаточно негатива по отношению к таким заправкам.

Соблазн манипулировать качеством топлива есть и сейчас, говорит эксперт – но крупные сети все же работают на перспективу и точно не будут обманывать потребителей, продавая им некачественное топлив или обманывая с объемом.

Сейчас фирмы с 1-2 заправками практически не выжили – их заменили большие интегрированные заправочные комплексы, которые строят крупные компании. Если небольшая компания может дать хороший сервис, она выживает, но в современной России это редкость. Поэтому АЗС, где можно нарваться на некачественное топливо, постепенно ушли с рынка, говорит Михаил Колесников.

Таким образом, на АЗС независимых сетей риск заправить «паленое» топливо минимальный – главное не рисковать и не заезжать на АЗС, которые выглядят как пришельцы из прошлого века.

Нагрузка растет

Постоянный рост цен на нефтепродукты в России наблюдается с 2009 года, когда регуляторы стали активно вмешиваться в розничное ценообразование по принципу «инфляция минус», объяснил «Известиям» член Совета Федерации Геннадий Орденов.

— До этого периода мы наблюдали и рост, и падение цен на стелах вслед за динамикой нефти, — говорит сенатор. — Независимый сектор на рынке нефтепродуктов теряет свою долю год от года. По мнению предпринимателей, нет смысла строить новые заправки — эти инвестиции не окупятся. Налоговая нагрузка на внутренний рынок постоянно растет — акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо увеличились примерно в три раза с 2014 года, НДС был повышен на два процентных пункта.

Член комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич уточнил в беседе с «Известиями», что с 2018 года независимые АЗС находятся в рамках ценового диспаритета оптовых и розничных цен.

Человек заправляет автомобиль на АЗС

— С момента подписания так называемого «протокола Козака» и определения индикативных цен на мелком опте и на стеле АЗС, розничные цены стали контролироваться ФАС, — разъясняет депутат. — Таким образом, был заложен механизм ограничения розничных цен на бензин и дизельное топливо уровнем «инфляция плюс налоги». И с того момента регуляторы начали активно декларировать, что они добились сдерживания роста цен на уровне инфляции, а иногда и ниже. Так случилось, что ряд вопросов, в том числе порученных к проработке лично президентом РФ, до сих пор не решен.

По словам Станкевича, по сей день открыт вопрос с субсидированием перевозок топлива на Дальний Восток, не решен вопрос с разрешением торговли на АЗС слабоалкогольной продукцией, не увеличены до необходимых и реальных цифр обязательные нормы реализации на бирже, не решен вопрос с ограничениями нагрузки на ось, что ведет к перепробегам и дополнительным затратам при перевозке топлива с нефтебаз до АЗС автотранспортом, и множество других вопросов.

Исправить ситуацию с убыточностью розничной реализации топлива можно, отпустив розничные цены или любым способом воздействуя на оптовые (например, при помощи корректировки «демпфера»), считает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. В свою очередь, коммерческий директор «ОМТ-Консалт» Радик Саитов ожидает, что правительство РФ в ближайшее время пойдет на меры, которые «будут направлены на биржевую торговлю».

Топливохранилище

Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.

Топливохранилища

Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.

Решение

Запустить на АЗС и в логистике комплекс эко-проектов, в том числе с участием клиентов.

Бензозаправки

1920-е годы – бурный рост количества бензозаправок (с 12 000 в 1921 году до 143 000 в 1929году). Связано с тем, что, благодаря конвейерному производству Генри Форда автомобиль в США стал массовым явлением. Именно в то время стали популярны механические дозирующие колонки, а через 10 лет — колонки с электрическими дозаторами.

Трансформация АЗС

В конце нулевых ускоренными темпами начали развиваться крупные сети АЗС. Например, развитие сети автозаправочных комплексов ООО «ТАИФ-НК АЗС» под брендом «ТАИФ-НК» активно началось в 2008 году. В распоряжении компании на тот момент находилось всего 20 заправочных станций, которые располагались в Татарстане. А спустя год их количество увеличилось до 30.

Но планы компании по развитию и расширению сети были более амбициозными. Так, в 2016 году были приобретены заправки сети «Автодорстрой», которые в то время занимали заметное место на рынке топливного розничного бизнеса Татарстана и Самарской области. А чуть ранее ТАИФ берет под контроль «Татнефтепродукт» и становится крупнейшим игроком на топливном рынке Татарстана.

Сегодня, включая АЗС дочерних предприятий, сеть насчитывает более 230 объектов. Доля компании по количеству АЗС в Татарстане составляет 25%. Каждая четвертая заправка Татарстана эксплуатируется ООО «ТАИФ-НК АЗС». Автозаправки компании расположены не только в республике, но и в соседних регионах — в Удмуртии, Чувашии, Самарской, Ульяновской и Кировской областях.

Сегодня, включая АЗС дочерних предприятий, сеть ООО «ТАИФ-НК АЗС» насчитывает более 230 объектов. Фото: Максим Платонов

Объединение нескольких сетей АЗС в 2017 году положило начало ребрендингу обновленной сети в новый единый и узнаваемый фирменный стиль. В качестве концепта идеи оформления заправок был выбран экостиль. По словам представителей компании, он больше всего подходит для общественных территорий, не нагружает пространство и отвечает всем современным требованиям.

— Компания прошла большой путь от первых маркетинговых исследований и разработки бренда до масштабной модернизации автозаправочных станций. Ребрендинг коснулся не только внешнего вида АЗС, но и формирования имиджа фирменных станций как современных, комфортных и надежных. Мы создали сильный бренд, который ассоциируется с высоким качеством топлива, удобным сервисом и выгодными предложениями для клиентов, — говорит коммерческий директор ООО «ТАИФ-НК АЗС» Наиль Шайдуллин.

Так, в рамках масштабного ребрендинга с 2020 года компания в соответствии с новым фирменным стилем полностью обновила более 20 АЗС. В течение ближайших нескольких лет «ТАИФ-НК АЗС» планирует завершить полный переход всех станций сети под единый бренд.

ООО «ТАИФ-НК АЗС» стал не просто заправкой, а полноценным ретейл-объектом. Фото: ООО «ТАИФ-НК АЗС»

Насколько выгодно владеть АЗС сейчас?

Несколько лет назад Россию накрыл очередной топливный кризис – из-за того, что нефтепродукты на внешних рынках оказались значительно дороже, чем внутри страны. Крупным нефтяным компаниям стало попросту невыгодно продавать бензин и дизельное топливо внутри страны, а от этого появился его дефицит и начали расти цены.

Тогда кризис решили несколькими мерами – кроме демпфера (механизм компенсаций) крупный нефтяной бизнес подписал соглашение с правительством, где обещал не повышать цены на оптовом рынке топлива для независимых сетей АЗС. Тогда проблему удалось решить – несколько месяцев оптовые цены стояли на месте, а потом даже начали снижаться.

Но сейчас на рынке ситуация совсем сложная. Оптовые цены на топливо растут, потому что зависят от цен на нефть, которые, в свою очередь, зависят от неопределенности со стороны ОПЕК+ (картель разрешил поднять добычу, но цены все равно высокие). При этом розничные цены, наоборот, остаются стабильными – их контролируют власти, поэтому сети АЗС вынуждены снижать маржу (чистый доход).

Сейчас маржа АЗС стала крайне низкой:

  • на литре бензина Аи-92 заправки теряют 1,3 рубля;
  • на литре бензина Аи-95 и дизельном топливе потери составляют 0,3 рубля.

Для сетей АЗС крупных нефтяных компаний это не очень большая проблема, ведь розничная продажа нефтепродуктов – это финальный этап в большой цепочке, поэтому они могут компенсировать убытки от продажи прибылью на более ранних этапах.

Но вот для независимых сетей АЗС ситуация выглядит угрожающей – сейчас они вынуждены либо работать себе в убыток (причем буквально теряя больше денег от того, что к ним ездит больше клиентов), либо компенсировать убытки на сопутствующих продажах. Например, продавать кофе, хот-доги, товары первой необходимости и автомобильные товары.

Ситуация остается критической, некоторые сети уже отказываются продавать бензин Аи-92 (на нем самый высокий убыток), но начинать торговлю суррогатами – означает потерять репутацию. Пока же сети с трудом выживают, причем и в более благоприятное время их рентабельность не очень высокая. По сути, вариантов у небольших компаний не так много:

  • ориентироваться на сопутствующие услуги – перестроить АЗС в целый комплекс с магазинами, общепитом и другими услугами;
  • переходить на использование АЗС самообслуживания – так можно сэкономить на персонале;
  • развивать эко-направления – заправку газом и зарядку электромобилей;
  • закрывать нерентабельные заправки на не очень оживленных участках дорог.

Итог, судя по всему, будет один – фирменные сети АЗС от ВИНК будут и дальше наращивать объемы, выдавливая независимую розницу с рынка.

Железные леди/девы

1920-е годы – В Германии бензоколонки устанавливались на тротуаре рядом с проезжей частью и были увенчаны круглыми табличками с указанием названия компаний-производителей. В народе такие АЗС прозвали «железными девами» за внешнее сходство с одним из самых страшных орудий для пыток.

Востребованная программа лояльности и гарантия качества топлива

Наряду с ребрендингом, ООО «ТАИФ-НК АЗС» продолжает развивать и удобную инфраструктуру автозаправочных станций. Ряд объектов уже располагают магазинами с широким ассортиментом товаров в дорогу и количество их постоянно увеличивается. Кроме того, на АЗС появляются кафе, где можно всегда вкусно и сытно перекусить, выпить чашку ароматного кофе.

Вместе с внешним обликом заправок совершенствуются и стандарты качества обслуживания клиентов. В 2019 году была запущена новая программа лояльности «Альтернатива». Предъявляя при оплате дисконтную карту сети «ТАИФ-НК АЗС», можно получить моментальную скидку до 5% с каждого заправленного литра на всех автозаправочных станциях. Повышенная скидка зависит от объема заправки в предыдущем и текущем месяцах.

Сеть «ТАИФ-НК АЗС» регулярно проводит маркетинговые акции для владельцев карт «Альтернатива», предлагая им повышенные скидки и дополнительные поощрения.

Для клиентов сети доступна и бесконтактная оплата топлива. Заправить свой автомобиль, не отходя от него, можно на всех автозаправочных станциях «ТАИФ-НК АЗС» с помощью мобильных приложений «Яндекс.Заправки», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор» и Benzuber.

Развитие сети АЗС под брендом «ТАИФ-НК» активно началось в 2008 году. Фото: Максим Платонов

Еще одно важное и конкурентное преимущество одного из крупнейших топливных ретейлеров в Татарстане «ТАИФ-НК АЗС» — реализация нефтепродуктов высокого качества. Топливо на АЗС поступает напрямую с нефтеперерабатывающего завода АО «ТАИФ-НК», входящего в Группу компаний ТАИФ.

Качество топлива контролируется на каждом этапе его пути от завода до бензобака автомобиля. Лабораторные тестирования, многочисленные проверки, в том числе государственными службами, говорят о том, что коллектив компании с поставленной задачей справляется. По данным Управления по обеспечению рационального использования и качества ТЭР в РТ, на ООО «ТАИФ-НК АЗС» в 2020 году не было выявлено ни одного случая несоответствия по качеству топлива.

Благодаря высококачественному топливу, богатому ассортименту сопутствующих товаров и приятной атмосфере, ООО «ТАИФ-НК АЗС» удалось завоевать доверие клиентов и стать современной, эффективной и технологичной компанией. Стратегия развития сети чутко реагирует на изменение спроса и запросы потребителей, обеспечивая себе конкурентное преимущество в рыночных условиях.

Что выбрать рядовому клиенту?

Выбирая между фирменной АЗС от крупной нефтяной компании и малоизвестной заправкой, обычный потребитель учитывает несколько факторов:

  • цена топлива;
  • его качество (хотя бы гипотетически);
  • наличие программ лояльности;
  • уровень обслуживания (например, можно ли на заправке купить кофе или воспользоваться туалетом);
  • наличие или отсутствие очередей.

Иногда на выбор потребителя влияют совсем необычные факторы – как говорит Дмитрий Парфенов из компании «Идемитсу Лубрикантс Рус», некоторые сети АЗС открывают не только магазины, но и, например аптеки («Роснефть»). Но при прочих равных критериях основную роль играет все же отсутствие очередей – особенно если речь идет об АЗС на оживленной трассе.

Если с ценами все и так понятно (они известны заранее, и плюс-минус равны у разных сетей), как и с программами лояльности, очередями и сопутствующим сервисом, то качество топлива на малоизвестной АЗС может стать сюрпризом для водителя и его автомобиля.

Лучший вариант узнать о качестве – это найти сайт компании-владельца заправки. Если сайта нет, при желании можно попросить оператора АЗС предоставить документ о происхождении нефтепродуктов (например, накладную на доставку топлива или сертификат его происхождения). Скорее всего окажется, что топливо на заправку поставляют с того же завода, что и на ближайшую фирменную АЗС, причем с той же самой нефтебазы.

Конечно, на качество топлива влияет его доставка (нужно чтобы бензовозы отвечали всем требованиям) и хранение (емкости тоже должны быть современными), но это проверить уже сложнее – ведь бензовозы не стоят на АЗС, а емкости закопаны в землю.

Поэтому лучше ориентироваться на документы. Если у заправки нет сайта, а оператор не может предоставить документы на топливо – заправляться там точно не нужно. Чаще всего такие АЗС вообще работают нелегально – в российских городах не так давно начали появляться заправки, продающие топливо нелегально (по факту это емкость и колонка), но к качеству топлива у них могут быть вопросы.

Если же заправка выглядит более-менее нормально, у нее есть все необходимые документы, а топливо пришло с обычного российского НПЗ, заправляться можно без лишних сомнений – главное, чтобы водителя устроила цена и сопутствующий сервис.

Сопутствующие АЗС

Проблемы независимым АЗС создает волатильность цен на топливном рынке, полагает член экспертного совета института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), руководитель проекта Tekface Ирина Кезик. Если вертикально интегрированные компании более устойчивы к разнице цен на бирже и в рознице за счет своей структуры, то независимые испытывают проблемы в случае роста цен. Их маржинальность заметно снижается.

Бензовозы на въезде на территорию НПЗ

— Регуляторы постоянно рекомендуют увеличивать объемы, торгуемые на бирже, но этих мер недостаточно, — считает Ирина Кезик. — Объем продаж бензина через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ) в январе–августе составил 23,3% от общего объема производства в России при нормативе по приказу ФАС и Минэнерго в 11%. Тем не менее проблемы возникают.

Специалистка ИРТТЭК замечает, что участники рынка неоднократно призывали к отмене или пересмотру демпферного механизма, который работает на разнице между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней ценой, размер которой закреплен в законодательстве и ежегодно индексируется на 5%. На взгляд Ирины Кезик, чтобы поддержать независимых игроков рынка, можно было бы разрешить продажу сопутствующих товаров, которые, по разным оценкам, приносят АЗС 60–65% прибыли.

Подробнее об устройство заправочного пистолета

Раздаточный пистолет

Устройство пистолета для заправки не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Кроме функции подачи топлива, внутри есть система отсечения подачи топлива при переполнении бака.

Результаты

Клиенты сети «Газпромнефть» хорошо откликнулись на экологические инициативы компании. За полтора года проекта «Зеленый — новый черный» в Петербурге, Новосибирске и Москве автомобилисты отвезли на АЗС больше 2 тыс. тонн старых шин.

«В социальных сетях нашей сети АЗС вовлеченность и интерес к этой теме стабильно в два раза превышает средние значения. Посты о проекте собирают рекордное количество положительной обратной связи. Пользователи также просят организовать пункты приема в других регионах», — рассказывают в компании.

Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

Популярными оказались и электронные чеки, заменяющие бумажные. За первые три месяца после запуска новую функцию использовали больше 250 тыс. человек.

Эпоха экономического чуда: до и после

1940 — 1950-е годы – бензоколонки не просто место для заправки, но и целый комплекс сопутствующих услуг: автосервисы, магазины, кафе, туалеты. Соответственно, их стали оборудовать навесами и комфортными подъездными путями.

Планы и перспективы

Компания планирует и дальше повышать экологичность своих АЗС. Изменения коснутся бизнес-процессов, строительных технологий и инфраструктуры автозаправок.

В ближайшее время на АЗС в Москве и Московской области появятся новые зарядные станции для электромобилей, а на заправках в Санкт-Петербурге разместят инфраструктуру для раздельного сбора мусора.

В «Газпром нефти» также не исключают проектов по производству биотоплива. Пока, по словам представителей компании, они находятся на стадии разработки.

АЗС в России (СССР)

В России первые бензоколонки появились в 1911 году.

Однако полноценные заправки начали функционировать лишь в СССР, после окончания Второй мировой войны, в 50-х годах. Тогда началось производство отечественных авто (Победа, Москвич и Волга). Производство автомобилей было небольшим, и, следовательно, бензоколонок было немного. Но в свое время они полностью покрывали нужды автомобилистов.

Основная особенность того времени – топливо приобреталось за “безналичный” расчет. За талоны, которые можно было купить в специальных магазинах или у операторов бензозаправочных станций (что не приветствовалось законом).

С 1960-х по 1980-е годы АЗС в СССР были как общедоступные, так и обслуживающие только госавтотранспорт, также появились и передвижные АЗС.

Талоны на бензин отменили только после “перестройки”, до начала 90-х годов прошлого столетия. Однако некоторые послабления были зафиксированы уже перед Олимпиадой, прошедшей в 1980-м году.

В начале 90-х годов впервые появляются частные АЗС, представляющие собой оборудованные только самым необходимым простейшие контейнерные автозаправки.

Специальных требований по проектно-сметной документации и проведения различных экспертиз тогда не было, так как отсутствовал правовой рынок. В результате первые АЗС “новой свободной России”строились без соблюдения требований по архитектуре и дизайну, а земли под них выделялись стихийно.

Современные АЗС

В настоящее время отечественный рынок АЗС еще продолжает формироваться. Несмотря на то, что в Москве и Подмосковье сеть автозаправочных станций уже принадлежит отдельным корпорациям, в других регионах пока ещё идет становление разветвленной сети.

Ситуация, сложившаяся на отечественном рынке АЗС, вполне соответствует общемировым тенденциям. На результат розничных продаж влияет принадлежность АЗС к известным нефтяным компаниям.

В настоящее время многие небольшие владельцы автозаправок выбирают франчайзинг известного бренда, так как предполагают, что получение постоянной прибыли собственным брендом не гарантируется даже с выгодным местом и ее техническим обеспечением. Договор же с известным брендом, который хозяину обходится недорого (он лишь оплачивает использование известного товарного знака), увеличивает продажи топлива в разы.

Сегодня Россия пока отстает от западных стран по количеству АЗС, и потребность в размещении новых заправочных комплексов для организации розничных продаж и оказания сервисных услуг все еще существует.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий