Содержание
- Категории дорог. Классификация дорог по категориям. Категории автомобильных дорог
- Категории дорог: разъяснение ГОСТа Р 52398-2005
- 1 Область применения
- Понятие “дорога”
- Таблица 1.1 Категории дорог и расчетная интенсивность движения автомобилей в сутки
- Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
- 2 Термины и определения
- Структура документа
- 4 Категории автомобильных дорог
- Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
- 5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
- Автодороги необщего пользования
- Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
- Местные и частные дороги, предназначенные для общего пользования
- Классификация в зависимости от скоростного режима
- Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767
Категории дорог. Классификация дорог по категориям. Категории автомобильных дорог
Страны, регионы, населённые пункты и их районы соединены между собой разного рода транспортными путями. Это дает возможность человечеству поддерживать связи личного и делового характера.
Для того чтобы понимать, сколько времени займет путь, примерно вычислить скорость движения и расход ресурсов, на законодательном уровне было введено такое определение, как категории дорог.
Категории дорог: разъяснение ГОСТа Р 52398-2005
Дороги в Российской Федерации имеют разный статус. Это влияет как на организацию движения автомобильного и иного транспорта, так и на процессы обслуживания и ремонта таких объектов. Для унификации существующих типов дорог в нашей стране на государственном уровне был создан особый нормативный документ – это стандарт ГОСТ Р 52398-2005.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее – автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
Понятие “дорога”
Дорога – это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной.
Автомобильная дорога – это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.
Железная дорога – это транспортный проезд, состоящий из закрепленных рельсов, по которым передвигаются пассажирские и грузовые поезда.
Категории железных дорог определяются сводом правил 119.13330.2012 (обновленной редакцией СНиП 32-01-95 “Железные дороги колеи 1520 мм”), согласно которому ж/д линии и пути подразделяются на классы в зависимости от характера и размера осуществляемых по ним перевозок.
Таблица 1.1 Категории дорог и расчетная интенсивность движения автомобилей в сутки
Расчетная интенсивность движения, авт./сут
в транспортных единицах
приведенная к легковому автомобилю
К IV категории относятся дороги областного или районного значения (кроме отнесенных к III категории), дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, промышленных предприятий, крупных строительных объектов, сельскохозяйственных предприятий.
К V категории относятся дороги местного значения (кроме дорог, отнесенных к IV категории), внутрипромысловые дороги и подъезды, постоянные внутренние дороги аграрных предприятий, служебные и патрульные дороги.
Автомобильные дороги I, II категорий строятся в основном под осевую нагрузку до 10 тонн, дороги III-V категорий под нагрузку до 6 тонн.
В зависимости от интенсивности движения и назначения улицы и дороги городов и других населенных пунктов подразделяют на скоростные дороги, магистральные улицы и дороги, улицы и дороги местного значения (табл. 1.2).
Скоростные дороги проектируют в крупных и крупнейших городах по направлениям наиболее интенсивных транспортных потоков в обход центральных и жилых районов с обеспечением высокой скорости и безопасности дорожного движения.
Проектирование, строительство,
ремонт дорог, дорожного покрытия.
Физика дороги, влияние факторов
на износ дороги.
Методы расчетов и проектирование
дорог, качество материалов.
Дорожная одежда, сроки эксплуатации.
Строительство дороги, дорожное
оборудование.
Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
Стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
ГОСТ Р 52398-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Основные параметры и требования
Classification of automobile roads. General parameters and requirements
Дата введения – 2006-05-01
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
Структура документа
Содержание интересующего нас стандарта охватывает все проблемы, касающиеся классификации автомобильных дорог. В его структуру входят следующие информационные разделы:
- предисловие, включающее выходную информацию и сведения о процедуре принятия документа;
- область применения стандарта;
- база основных терминов и определений, используемых при его применении;
- классы автомобильных дорог;
- категории таких объектов;
- ключевые технические параметры признаков, положенных в основу классификации автодорог общего пользования.
Технические параметры скомпонованы в табличном виде для удобства восприятия информации, содержащейся в этом разделе.
Классы и категории дорог
В основу классификации существующих и проектируемых автомобильных дорог полжены два основных критерия – условия движения и возможности доступа транспортных средств. По этим признакам все объекты делятся на три основных класса:
- автомагистрали, которые имеют несколько полос движения в каждую сторону и центральную разделительную полосу между ними. На таких дорогах отсутствуют пересечения в одном уровне с другими типами объектов, включая автодороги, железнодорожные и трамвайные пути, а также пешеходные и велосипедные дорожки. Доступ на автомагистрали организуется за счет пересечений в разных уровнях, которые должны быть организованы не чаще, чем через 5 километров друг от друга;
- скоростные дороги по большинству признаков аналогичны автомагистралям, однако для доступа к ним допускается использование пересечений в одном уровне при условии отсутствия пересечения прямых потоков. При этом въезды на скоростные дороги разрешается устраивать не чаще, чем через 3 километра друг от друга;
- обычные дороги, то есть все, которые не относятся к классам автомагистралей или скоростных дорог. Они имеют общую проезжую часть, которая может быть снабжена разделительной полосой. При этом доступ к ним может быть организован как в разных, так и в одном уровне. В зависимости от категорий дорог частота расположения въездов может располагаться в пределах от 50 до 600 метров друг от друга.
Для дифференциации некоторых характеристик дорог, принадлежащих к одному классу, дополнительно вводится понятие категории объекта. Указанные категории различаются по таким критериям как количество полос движения, наличие разделительной полосы по центру дорожного полотна, условия доступа на дорогу, а также типы пересечений с другими объектами инфраструктуры дорожного движения, включая трамвайные и железнодорожные пути, велосипедные и пешеходные дорожки и проч. В классе автомагистралей выделяется только одна категория, в классе скоростных дорог – две категории, в классе обычных дорог – пять категорий.
4 Категории автомобильных дорог
4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
– количества и ширины полос движения;
– наличия центральной разделительной полосы;
– типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
– условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
Исходя из вида разрешенного применения проездов, выделяют категории дорог общего пользования и необщего пользования.
К автодорогам общего назначения относятся пути, предназначенные для движения по ним транспорта неограниченного круга лиц. К проездам же необщего пользования относятся те дороги, которые находятся в собственности, во владении или пользовании органов исполнительной гос.власти, администраций местного уровня, организаций или физических лиц, а также используемые ими только для обеспечения собственных потребностей или государственных нужд.
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования
Класс автомобильной дороги
Категория автомобильной дороги
Общее количество полос движения
Ширина полосы движения, м
Центральная разделительная полоса
Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками
Автодороги необщего пользования
Список федеральных, региональных и межмуниципальных дорог необщего использования утверждается уполномоченными федеральными исполнительными органами власти и высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ. В перечень региональных и межмуниципальных дорог необщего использования не могут входить федеральные автодороги необщего пользования и их участки.
Список местных дорог может устанавливаться органом местного самоуправления. Всем транспортным путям общего и необщего пользования присваивается номер, состоящий из нескольких букв, ОП и НП соответственно.
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
Критерии отнесения к категории дорог общего пользования региональных или межмуниципальных и перечень таких транспортных путей утверждается высшим исполнительным органом гос. власти субъекта страны. В список региональных или межмуниципальных дорог общего пользования не могут быть включены федеральные дороги общего пользования и их участки.
Региональные дороги обозначаются специальным идентификационным номером РЗ, а межмуниципальные – номером МЗ.
Местные и частные дороги, предназначенные для общего пользования
Категории дорог местного значения общего пользования подразделяются на:
- дороги поселения;
- дороги муниципального района;
- дороги городского округа.
К первым относятся автомобильные пути, расположенные в пределах населенных пунктов поселения, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования и частных автомобильных дорог.
Ко вторым относятся автомобильные пути, расположенные на территории муниципального района, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог ОП, а также дорог ОП местного значения поселений и частных автодорог.
Третий вид – это автомобильные пути, расположенные в пределах городского округа, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования, а также частных транспортных путей.
Категории дорог утверждаются органом местного самоуправления поселения, муниципального района или городского округа соответственно.
Частные автодороги общего пользования – это пути сообщения, которые находятся в собственности физ. и юр. лиц, а также не оборудованные устройствами, которые ограничивают проезд транспорта не очерченного круга лиц.
Классификация в зависимости от скоростного режима
Классификация дорог по категориям в зависимости от условий доступа на них транспорта и условий проезда по ним выглядит следующим образом:
- автомагистрали;
- скоростные автодороги;
- обычные автодороги.
Автомагистрали – это автомобильные дороги, не предназначенные для автообслуживания прилегающих территорий, а также:
- имеющие центральную разделительную полосу, которая не предопределена для движения по ней, и несколько проезжих частей;
- не пересекающие на одном уровне иные авто и ж/д дороги, трамвайные пути, вело- и пешеходные дорожки;
- въезд на которые возможен только при пересечении на разных уровнях с иными автодорогами, которые предусмотрены не чаще чем через каждые 5 км;
- на проезжих частях которых запрещено останавливаться;
- оборудованные специальными площадками для стоянок и отдыха.
Автомагистрали обозначаются специальными знаками.
Скоростные автодороги – это автомобильные пути, проезд на которые возможно осуществить только через развязки, предназначенные для транспорта, либо регулируемые перекрестки. На проезжей части такого рода дорог запрещены остановки транспорта, для отдыха и стоянок машин на скоростных дорогах есть специально оборудованные площадки.
Обычные автомобильные дороги – это все остальные автотранспортные пути, имеющие одну или несколько проезжих частей и не обозначенные специальными знаками.
Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767
Стоит также отметить, что порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог установлен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767 “О классификации автомобильных дорог в РФ”.
В целом для автомагистралей устанавливается 1А категория, для скоростной дороги – 1Б категория, а для обычной автодороги – 1В, II, III, IV и V категории.
Определение категории дорог происходит путем проведения специальной оценки технического состояния транспортного пути. В случае если классифицируется федеральная дорога общего пользования, то оценивающим органом является Федеральное дорожное агентство, при классификации федеральной дороги необщего пользования – федеральное учреждение исполнительной власти, в ведении которого состоит указанная автомобильная дорога, при классификации дорог регионального или межмуниципального значения – орган исполнительной гос.власти субъекта РФ. При определении категории улиц и дорог местного значения оценивающим органом является орган местного самоуправления, при квалификации частной автодороги – ее собственник.
Отнесение федеральной дороги к какой-либо категории производится в течение 30 дней с момента приемки итогов работ по оценке технического состояния автодороги.
ли со статьей или есть что добавить?