Великие изобретения человечества колесо

Содержание

История создания и изобретения колеса

Изобретение колеса это тоже технология, которая развивается ускоряющимися темпами. Последний гаджет сегодня — завтра может будет антиквариатом. В результате этого стремительного развития технологии мы часто воспринимаем вещи как должное.

Одной из великих технологий человечества является изобретение колеса.

Если посмотреть вокруг, можно увидеть это везде, как, например шины в обычной машине. Это изобретение имеет символический смысл как наиболее известная метафора о бесконечном цикле жизни.

Где и когда изобрели колесо: краткая история создания колеса

Кто придумал колесо? В 60-х годах минувшего века был снят фильм с таким названием. Сейчас трудно вспомнить, дал ли он ответ на этот вопрос. Да и вряд ли кто-нибудь вообще знает, кто был первым изобретателем этого важного предмета.

А вот где оно было изобретено, ответить можно: в «колыбели цивилизации» – Древней Месопотамии. В ее множестве городов-государств шло активное развитие ремесел и торговли. Наверняка в одном из них и «родилось» первое колесо. Оно было из бронзы. Но обо всем с самого начала.

История колеса: создание, особенности, развитие и интересные факты

Колесо — одно из важнейших открытий человечества в области механики. История колеса, по определению ученых-историков, начиналась еще в бронзовом веке (4-1 тысячелетие до нашей эры).

Знакомьтесь — Квеклос: кем был изобретатель первого колеса и как он до него додумался

Колесо считается одним из главных изобретений в истории цивилизации. Как оно изменило жизнь древних людей, а также что известно современной науке о его создателе? Где и как он жил, во что верил и чем развлекал своих детей, рассказывает Wired.

Однажды, несколько сотен тысяч лет назад, задолго до изобретения колеса, какой-то несчастный гоминид, вероятно, наступил на округлый камень или бревно и — прямо перед тем, как раскроить себе череп, — обнаружил, что круглая форма предмета уменьшает трение с землей.

Это открытие объясняет повсеместное распространение роликов (бревен, подложенных под тяжелые предметы) в древнем мире. Египтяне и месопотамцы использовали их при постройке пирамид, а полинезийцы острова Пасхи — при транспортировке каменных статуй.

ТОП-10 изобретений, изменивших жизнь человечества

Развитие технологий происходит с молниеносной скоростью. Однако многие изобретения человечества, которыми пользуются люди сейчас, были созданы совершенно случайно. Подробнее про великие изобретения, которые изменили мир, будет рассказано в этой статье.

Колесо- самое гениальное изобретение нашей цивилизации: История создания

История колеса, от его изобретения до его будущего

На протяжении многих веков человечество использует для изготовления различных керамических приспособлений глину. Вместе с тем, раньше в далекой истории практически в каждом доме стоял гончарный круг, колесо. Без него глина так и осталась бы просто природным материалом. Мы подумали, что именно гончарное колесо является той отправной точкой, с которой началась эволюция колеса. Что ж, давайте посмотрим на историю его создания и одновременно попробуем заглянуть в недалекое будущее.

Современная гипотеза создания колеса

Слово «колесо» происходит от праславянского «коло» и праиндоевропейского «кел-со» и обозначает «вращение». От этого же корня происходит название «колесница».

По последним данным исследователей, история изобретения колеса берет свое начало из Европы. Самые ранние глиняные колеса были найдены при раскопках трипольской культуры на территории современных стран (Румынии и Украины), которые датированы 5 тыс. до н. э. Более «поздние» находки сделаны в районах Германии, Польши и на Северном Кавказе. Древние захоронения людей вместе с колесницами были обнаружены недавно на границе между Арменией и Грузией в верховье реки Куры (4-3 тыс. до н. э.).

история колеса для детей

Одним из праобразов колес считаются древние каменные жернова для размалывания зерен в муку. Первые колеса делались из глины, камня и только потом из дерева.

С чего началось изобретение колеса?

Все исследователи сходятся во мнении, что первое колесо было изобретено в 3500 г. до нашей эры. Правда, это только приблизительная дата. Возможно, оно появилось и раньше. Но как бы оно там ни было, принято считать, что первое колесо появилось в Месопотамии, на территории современного Ирака. Вот только предназначалось оно не для транспортировки. Его использовали в бытовых целях. При этом примерно в 3200 г. до нашей эры начали появляться месопотамские колесницы. Какая же колесница без колес? Поэтому можно считать, что привычное в нашем понимании колесо было изобретено именно в тот период.

И все же стоит уточнить, что первые округлые предметы, которые отдаленно напоминают колесо, уходят корнями аж в палеолит. Это около 15-750 тыс. лет назад. Опять же точную дату никто из историков назвать не может.

Давным-давно для перемещения громоздких грузов на относительно большие расстояния использовались обычные бревна. На первый взгляд, революционный по тем временам способ, но у него был один существенный недостаток — требовалось подкладывать под бревна много каменных роликов, небольших колес. При этом они все время выскальзывали из-под бревен.

Но древние люди решили эту проблему — они соорудили специальную платформу из досок. Им удалось закрепить на ней ролики таким образом, что давящий сверху груз не выталкивал их из-под досок, а, наоборот, прижимал к земле.

Еще через 1500 лет наши предки додумались до следующей инновации — они оснастили колесо деревянными спицами. На такой шаг их подтолкнула военная необходимость. Не удивительно, что первыми, кто использовал колесо с деревянными спицами, были египтяне. Произошло это примерно в 2000 г. до нашей эры. Они применили его в своих знаменитых колесницах.

А вот идея заключить колеса в металлические обода и тем самым уберечь их от быстрого износа, принадлежит кельтам. В 1000 г. до нашей эры они оснастили такими усовершенствованными колесами свои колесницы.

Примечательно, что колеса, оснащенные спицами из дерева, оставались неизменными аж до начала 19 в. В то время изобретатель Ф. Бауэр запатентовал первые спицы, изготовленные из металла. Он просто взял длинную проволоку, продел ее много раз через обод колеса и закрепил на обоих концах ступицы. Классическим примером его изобретения является велосипедное колесо.

Следующим прорывом в эволюции колеса стало изобретение шины. Идея ее создания принадлежит У. Томпсону, свое изобретение он запатентовал в 1845 г. Однако, в 1888 г. его разработку усовершенствовал шотландский ветеринар Д. Данлоп. Для изготовления шин он использовал твердую резину.

2. Колесо

Изобретатель: неизвестен

Идея о симметричном компоненте, движущемся в круговом движении по оси, существовала в древней Месопотамии, Египте и Европе раздельно в разные периоды времени. Таким образом, нельзя установить, кто и где именно изобрёл колесо, но это великое изобретение появилось в 3500 году до нашей эры и стало одним из самых важных изобретений человечества. Колесо облегчило работу в областях земледелия и транспорта, а также стало фундаментом для других изобретений, начиная от карет и заканчивая часами.

Автомобильные колеса

Настало время поговорить про колеса для машин. Считается, что их изобрел К. Бенц в 1885 г. Он создал оригинальное транспортное средство под названием Benz Motorwagen, которое тут же запатентовал. Колеса этого автомобиля были из твердой резины. Машина напоминала трехколесный велосипед. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

Если же продолжать тему резины, то первыми, кто додумался использовать ее в автомобильных целях, стали Андре и Эдуард Мишлен. Кстати, они основали знаменитую фабрику по изготовлению шин. В 1910 г. Б. Гудрич стал добавлять в резину углерод, что стало бесспорной революцией в изготовлении шин.

Что же касается легендарной модели машин Ford T, то они комплектовались деревянными колесами, которые раньше использовались для транспортировки артиллерийских снарядов. Однако этому автомобилю не удалось поставить Америку на колеса. Данной цели достиг Д. Данлоп, который изобрел пневматические шины. При этом они сильно отличаются от тех, которыми комплектуются современные автомобили, так как они имели крайний малый срок службы — проехать на них можно было лишь 3,5 тыс. км, и то их требовалось постоянно латать после 80-90 км. пробега.

Как это парадоксально ни звучит, но следующим этапом в эволюции колеса стало изобретение диска. Как и многие другие вещи в истории, его появление было обусловлено более низкими производственными затратами. Обод может быть легко преобразован в прямую полосу металла, а сам диск так же быстро отштампован из металлического листа. Затем эти 2 элемента сваривали или скрепляли, и в итоге получалось очень легкое, жесткое и устойчивое к повреждениям колесо. Более того, оно было очень доступно.

В наше время существует 2 основных типа колеса, которыми комплектуются транспортные средства. В их производстве используются различные сплавы стали, благодаря чему они получаются более легкими и прочными, чем колеса, которые производились десятки лет назад. При этом сегодня производятся как литые колеса, так и оснащенные спицами.

Можно сколько угодно рассказывать о различиях между стальными и легкосплавными дисками, но многие автомобилисты уверяют, что последние легче первых. Конечно же, машины, которые укомплектованы литыми дисками, отличаются хорошей управляемостью и более долговечной тормозной системой. К тому же они выглядят боле привлекательно, чем стальные. Также следует учитывать, что легкосплавные диски стоят значительно дороже стальных.

Дальнейшее развитие

К началу второго тысячелетия до новой эры колеса уже оснащались гнутым ободом и ступицей, деревянными спицами. Тысячелетия спустя, чтобы повысить прочность наружной части обода, его стали обивать металлическими полосками.

где появилось колесо

Колесную «тягу» в это время начали использовать не только в транспортных целях. Колесо являлось ведущим звеном и в конструкциях иных, тогда еще примитивных, механизмов. Это были водоподъемники, гончарные круги, токарные станки, прялки и т.д.

Первые колесницы

Грузы грузами, но человеку хотелось иметь и транспортные средства для своего передвижения, и через какое-то время они возникли в виде первых колесниц. Запряженные ослами, буйволами или мулами, они служили транспортом лишь людям зажиточным да военным.

Кстати, чаще всего колесницы использовались именно в ходе военных кампаний в странах Междуречья, Египте и др.

Все еще до нашей эры, но уже в Европе, продолжалось дальнейшее развитие колеса. Кельты первыми стали делать металлический обод, а затем и полностью колесо.

Колеса новых времен

Такими колеса оставались много столетий, не развивая свою конструкцию дальше. Новое усовершенствование – шины – появилось лишь в XVIII веке. Поначалу они были парусиновыми, значительно позже их стали делать из резины.

история колеса

Можно сказать, что изобретение и совершенствование колеса явилось самым эпическим открытием на земле. Благодаря ему практически произошла транспортная революция, к которой в XIX веке подключились железная дорога со своими паровозами да вагонами, а также речной транспорт с первыми колесными речными пароходами.

А когда началась автомобильная эра, конструкция колеса стала совершенствоваться постоянно.

Где начали применять первое колесо для передвижения

создание колесаХотя было обнаружено старейшее колесо мира в Месопотамии, ранние изображения колесных тележек были найдены в Евразийской степи. Некоторые полагают, что из-за огромной проблемы трения между осью и неподвижной платформой изобретение колеса для человечества, вероятно, произошло только один раз и распространилось от своего места происхождения в другие части мира. Однако другие считают, что оно превратилось независимо друг от друга в отдельных частях мира в примерно одно и то же время. Например, найденное в болотах Любляны, современная столица Словении в 2002 году похожее устройство было приурочено к 3150 до нашей эры.

В настоящее время родина колеса считается либо Месопотамия, либо евразийские степи. Хотя в Месопотамии найдено старейшее известное колесо, лингвистические доказательства утверждают, что изобретение колеса возникло в Евразийской степи.

Слово происходит от общеслявянского со значением вращаться.

Нет доказательств, что первые колеса изобрели в Америке. В 1940-х годах археологи раскопали игрушки на колесах — керамические собаки и других животных с круглыми приспособлениями у индейцев. Однако коренные народы Северной Америки не использовали диски для перевозки до прибытия европейских поселенцев. Это также не изобретение древнего Китая.

Хотя изобретение колеса совершило революцию в пути раннего человека для путешествий и перевозимых грузов из одного места в другое, это не идеальное изобретение. Например, верблюды в то время считались как гораздо более эффективный вид транспорта в окружающей среде. Также утверждается, что между 2-м и 6-м веком нашей эры, верблюды вытеснили инструмент как основной вид транспорта на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Тем не менее, изобретение колеса по-прежнему использовалось для внутренних целей, таких, как для орошения, фрезерования и изготовления керамических изделий. Это показывает различные варианты использования колеса и его значение для человечества.

Люди должны изменить точку зрения об устройстве для облегчения передвижения, и не рассматривать его как основное изобретение первобытного человека.

Мы должны рассматривать изобретение колеса как одно из величайших достижений человеческого общества.

история создания колеса

Появление колес в Месопотамии

По другой гипотезе история появления колеса берет свое начало в Месопотамии (современный Ирак) и Египте, где предшественниками колес считаются катки, которые использовались при строительстве (4 тыс. до н. э.).

Праобразом колес служил известный способ передвижения при строительстве египетских пирамид огромных каменных блоков с помощью катящихся бревен (катков), который был не очень удобен, но показал людям возможность использования круглых предметов для переноски грузов. Аналогично научились передвигать грузы и шумеры, которые также использовали бревна для передвижения тяжестей.

Какие изобретения шумеров используются до сих пор

Мы ведём счёт времени и дням, ездим на транспорте с круглыми колёсами, живём в домах из кирпича, пользуемся сплавами, ходим в библиотеку и храм, даже не догадываясь, что за всем этим стоят шумеры.

Мы записываем гениальные мысли, восхваляя Кирилла и Мефодия, но не задумываемся над тем, что кому-то же пришло в голову создать первый универсальный язык для передачи информации своим потомкам.

Многие из нас доверяют астрологам, но даже не предполагают, что предсказания звездочётов были бы невозможны без изучения карты звёздного неба и определения знаков зодиака — это тоже достижение шумеров.

Религия этой цивилизации была приземлённой, в те времена поклонялись сотням богов — олицетворениям сил природы и человеческого общества. Но это была первая полноценная религия. А записанные древними шумерами эпосы очень сильно напоминают Библейские. Упорядочивать свои знания, создавать специальные справочники, а потом и целые библиотеки тоже начали эти позабытые историей люди.

Печатный станок

Первый печатный станок, которым нужно управлять вручную, был создан в 1450 году. Разработкой занимался немецкий ученый – Й. Гутенберг. Буквально за первые 50 лет в Европе напечатали около 20 млн. книг. В XIX столетии устройство было немного модифицировано. Вместо деревянных деталей установили элементы из металла, что положительно отразилось на скорости печати.

Он в корне изменили развитие печатной сферы, что помогло людям саморазвиваться. С помощью такого изобретения развивается политическая сфера, мир узнает про другие научные открытия.

Колеса для автомобилей

Автомобильными колесами в конце XIX века наряду с выпуском автомашин занялся инженер Карл Бенц. Этот автомобиль, к сожалению, не сохранившийся для истории, больше был похож на велосипед о трех колесах, но зато эти колеса были резиновые.

А «первооткрывателями» автомобильной резины стали братья Мишлен, основавшие знаменитую шиноизготовительную фабрику, которая со временем превратилась в компанию – лидера в этой отрасли.

история колеса

Изобретение диска

Эволюция колеса продолжилась с изобретением диска. Он появился благодаря расчетам, которые показали более низкие затраты на его производство.

В процессе производства обод легко преобразовывался в прямую металлическую полосу, а сам диск не менее быстро штамповался из листа металла. Затем оба элемента соединяли при помощи сварки или же скрепляли каким-то другим способом.

В результате получалось колесо, характеризующееся легкостью, жесткостью, устойчивостью к повреждениям и, что немаловажно, доступностью.

изобретение колеса кратко

Основные типы колес

В нынешние времена автомобили комплектуются двумя основными типами колес. Их производят из различных сплавов стали, благодаря чему они отличаются большей легкостью и прочностью, чем прежде. Колеса выпускают и литыми, и оснащенными спицами.

НА ЗАМЕТКУ! Автомобили, укомплектованные литыми дисками, хорошо управляются и имеют более долговечную тормозную систему. Да и на вид они более привлекательны по сравнению со стальными. Но и стоят они гораздо дороже последних.

кто создал колесо

Колеса из будущего

Казалось бы, что еще можно добавить к существующей конструкции колеса? Однако, как всегда, инженерная мысль не перестает работать, и, к примеру, уже упоминавшаяся компания «Мишлен» «выдала на-гора» бескамерное колесо с шинами Tweel, целиком состоящее из резиновых протекторов, соединенных эластичными спицами с центром.

Все деформации колеса передаются на эти спицы, что помогает амортизировать удары.
Специалисты считают, что при всем множестве плюсов эти шины обладают одним большим недостатком: авто, укомплектованное ими, набирая скорость свыше 80 км/ч, подвергается сильной вибрации. К тому же говорят, что они годятся сугубо для электромобилей.

Виды коммуникаций

Особое место в списке занимают телеграф, радио, интернет и телефоны – стационарный и мобильный. Эти 5 великих изобретений позволили человечеству одержать самую важную победу – победу над расстоянием.

До самой середины XIX века единственным способом сообщения между континентами была пароходная почта. То есть о каких-либо происшествиях и новостях жители других стран узнавали с опозданием, которое иногда составляло несколько месяцев! Создание телеграфа кардинально изменило ситуацию – после появления этой технической новинки вместо недель требовались считанные минуты, чтобы передать новость из одного конца света в другой. Политические сводки, деловая корреспонденция, личные сообщения – все доставлялось заинтересованным лицам своевременно. А потому все виды коммуникаций можно отнести к величайшим изобретениям человечества!

великие изобретения человечества

Отдельно стоит сказать о Всемирной паутине. Еще два десятилетия назад интернет был лишь у ста тысяч человек, а сейчас он есть практически везде. С его помощью люди общаются, заказывают вещи и продукты, читают книги и ищут нужную информацию. Интернет – это самое настоящее окно в мир, позволяющее зарабатывать деньги, совершать покупки и читать эту статью.

Изобретение кинематографа положило начало появлению телевидения и кино, с которыми мы хорошо знакомы. Сложно поверить в то, что все начиналось с черно-белых непродолжительных лент без звука. Сегодня кино – это поистине захватывающее зрелище: компьютерная графика, великолепные декорации, грим, позволяющий изменить человека до неузнаваемости, портативные камеры… Все это появилось именно благодаря такому великому изобретению человечества, как кинематограф.

великие открытия и изобретения

Применения диска для уменьшения затрат энергии

Люди поняли, что затраты энергии на перемещение груза по относительно ровной поверхности с применением вращающейся оси гораздо более эффективней чем тащить волоком.

Изобретение тачки для перевозки грузов

Исследователи считают, что изобретение тачки впервые появилось в Древней Греции, где-то между шестым и четвертым веками до н.э. Четыре века спустя тачки уже появились в Китае и оказались в средневековой Европе, возможно, по пути от Византии до исламского мира. Хотя тачки были дорогими покупками, они могли легко экономить труд.

Попытки использовать круглые устройства

Поняв, что изобретение колеса уменьшает затраты энергии на протяжении веков гениальные изобретатели, философы, математики и алхимики попытались спроектировать устройства бесконечного движения. Они считали, что приведенное в движение будет продолжаться вечно, производя больше энергии, чем они потребляют. Но каким бы ни было устройство, все они нарушают первый и второй законы термодинамики, которые гласят, соответственно, что энергия не может быть создана или разрушена и что часть энергии всегда теряется при преобразовании тепла в работу. Патентное бюро многих стран отказываются предоставлять устройствам бесконечного движения патенты, если изобретатели предлагали как бы рабочие модели.

По данным бюро США по патентам и товарным знакам, первый патент с применением круглого устройства был выдан Джеймс Макомб в Принстоне, Нью-Джерси, 26 августа 1791—всего через год, когда первый патентный закон США был принят. Изобретение было для горизонтального, полого водяной машины для создания гидроэнергии для мельниц. Хотя патентное ведомство признает, что этот патент был выдан, оригинал записи был уничтожен вместе с другими патентами 18 века в 1836 при пожаре.

Первые повозки

История создания колеса напрямую связана с появлением земледелия, ведь плодородную землю в долинах рек Азии, Египта и Китая нужно было обрабатывать. К этому времени относится также появление и таких изобретений, как плуг и парус.

Сначала люди стали делать двухколесные повозки, когда 2 деревянных колеса насаживали на оси. Самые первые колеса делались из сплошных бревен. Древние люди отрезали от бревна круг или скрепляли из досок, обрезав по кругу.

Передвигались повозки при помощи запряженных животных (осликов или быков), но поворачивать такую повозку можно было только вручную. Позднее появились и четырехколесные (около 3500 до н. э.). Конечно, такие конструкции не были изобретены в один год, усовершенствование продолжалось столетиями.

история создания колеса

Наскальные рисунки, найденные археологами, изображают повозки с очень примитивной конструкцией: четыре колеса, закрепленные на осях, а сверху расположена платформа для размещения груза. Такие древние устройства были обнаружены в Месопотамии, очаге цивилизации, в котором впервые началось развитие обработки металла.

Распространение колесных конструкций происходило и в Европу и на север Азии, не зря слово «телега» имеет монгольское происхождение. Изображения телег найдены в Южной Сибири (середина 2 тыс. до н. э.). Кочевники даже стали делать дома на колесах — большие повозки с крышей. Постепенно такие сооружения докатились и до Китая.

Следующим усовершенствованием, связанным с колесом, стала конструкция, при которой передние колеса могли свободно поворачивать при помощи поворотной передней оси. Теперь люди, сидя в повозке, могли ее поворачивать, управляя животными.

история изобретения колеса

Одновременно назрела необходимость в строительстве дорог, чтобы транспортные средства могли передвигаться вначале между полем и поселением, а затем и между населенными пунктами стали перевозить продукты и грузы.

Первая повозка

Однако, несмотря на смекалку первого изобретателя колеса, глубокие преобразования в обществе вызвала не созданная им игрушка, а настоящие колеса, которые появились на несколько сотен лет позже. Первая повозка возникла примерно 5400 лет назад и стала первым в истории изобретением, мгновенно распространившимся по миру. Археологи обнаружили древние повозки в самых разных странах — от Ирака до Германии. Распространение повозки не остановили даже культурные барьеры того времени: она были слишком полезной.

Антрополог Дэвид У. Энтони, автор книги «Лошадь, колесо и язык», считает, что настолько быстрое распространение повозки объясняется ее размерами:

«Повозки были самыми большими деревянными машинами, которые люди когда-либо видели. Они были медленными и громкими, а тянули их буйволы — одни из крупнейших животных в степи».

Повозка была древним аналогом спутника. Она просто не могла остаться незамеченной.

Поскольку конструкции двух самых старых найденных археологами колес существенно отличаются друг от друга — к одному ось прикреплена намертво, как в современных поездах, тогда как другое свободно вращается на оси, как в современном автомобиле, — Энтони считает, что многие строители повозок не имели возможности детально изучить механизм и пытались воссоздать то, что видели издалека.

Изобретение повозки мгновенно отразилось на жизненном укладе людей на Ближнем Востоке и в Европе. Оно значительно увеличило производительность труда фермеров и, как следствие, изменило ландшафт.

Тогда как прежде для транспортировки удобрений, семян и собранного урожая необходимы были целые группы людей, благодаря повозке стало возможным появление семейных ферм. Поселения, прежде сосредоточенные вокруг рек, распространились вглубь плодородной степи. Повозка изменила экономику, образ жизни, войну и даже язык.

Сделать из маленькой игрушки полноразмерную повозку непросто. Энтони считает, что создание колеса и оси было кропотливым делом, требующим точных инструментов, таких как долото и шило, которые металлурги начали отливать только незадолго до появления повозки. Кроме того, повозка не могла быть изобретена поэтапно, а это значит, что ее создал один человек.

Колеса-оригиналы

Мы привыкли, что классическая форма колеса – круглая. В общем-то, и представить нечто другое сложно. Однако предлагаем ознакомиться и с оригинальными по форме колесами.

  • Эллипсовидное колесо расположено под определенным углом: вид сбоку представляет собой круг. Такое устройство позволяет грести в воде.
  • На изобретение квадратного колеса в 1959 году был выдан патент американцу Альберту Сфредду. Колесо легко преодолевало снежные заносы, песок, бездорожье. Автомобиль с такими колесами достигал, не «хромая», скорости почти 60 километров в час.
  • Вариантом колесного движителя является роторно-фрезерный. Он представляет собой сочетание роторов-фрез и поддерживающих лыж.
  • Колесо «шагающее», как назвали ротопед для движения по бездорожью, изобретенный чехом Ю. Мацкерле.
  • На пневматическом принципе качения работает многокамерное колесо.

Можно еще назвать такие колеса как «мотор-», используемое для велосипедов, ренское, колесный движитель Р. Берда.

колесо

Паровой двигатель

Первая версия парового двигателя была изобретена в III веке нашей эры. В XIX столетии был изобретен более современный двигатель внутреннего сгорания. Проектирование велось десятилетиями.

После Дж. Уатт сделал первые чертежи, в которых указывалось, как сжигание топлива освобождает газ высокой температуры. После расширения оказывается давление на поршень, что приводит к его смещению. Паровой двигатель запустил точку пуска для других изобретений, среди которых летательные аппараты и транспортные средства, изменившие мир.

Появление колесниц

История возникновения колеса свидетельствует о том, что вместе с повозками для перевозки грузов, люди начали делать и средства передвижения для людей. Так появились и первые колесницы, в которых запрягали ослов, буйволов и мулов, т. к. лошади в те времена еще не использовались. Первых лошадей и нужные им породы древние люди научились выводить только во 2 тыс. до н. э. На колесницах передвигались только зажиточные люди и военные.

Чаще всего колесницы использовали во время военных действий. Боевые колесницы были распространены в странах Месопотамии, Египте и других. Об их важном значении в те времена говорит тот факт, что богатых и почитаемых сограждан (чаще всего царей) хоронили вместе с их колесницами.

история возникновения колеса

Устройство этих средств передвижения развивалось постепенно. Вначале это были массивные платформы, на которых стояли воины, метающие во врагов дротики, или лучники. Древнеегипетские колесницы уже более легкие и маневренные.

Появление и развитие таких устройств способствовало революционным изменениям в военном деле. Использование такого боевого и быстрого транспорта часто являлось решающим и давало возможность одержать победу над врагами.

Еще одним скачком в революции колеса стало изобретение и использование спиц, вначале деревянных, затем и металлических. Применение спиц позволило сильно облегчить вес самих колес и всей колесницы. Следующим шагом было изобретение обода для колес.

Дальнейшая история развития колеса связана с Европой и кельтами. В период 1500-1000 гг. до н. э. они начали использовать металл для обода, и затем колеса стали полностью металлическими, как и колесницы. А вот грузовые телеги так и остались деревянными.

Изобретатель колеса Квеклос

Личность изобретателя повозки до сих пор остается неизвестной, но реконструкция мертвых языков помогла ученым как никогда близко подобраться к разгадке.

Кто сконструировал первую повозку?

Назовем его Квеклос — словом, которое, по мнению палеонтологов, означало «колесо». Слово «квеклос» было производным от глагола «вращать, крутить», то есть изобретатель назвал свое детище «вращалищем».

Квеклос родился примерно 5400 лет назад. Благодаря популярности повозки и многочисленным упоминаниям о ней в летописях разных стран эту дату можно считать достаточно точной.

Если дата рождения Квеклоса более-менее известна, то место его рождения по-прежнему остается предметом горячих споров. По словам Энтони, «распространение повозки было таким стремительным, что невозможно определить, где она возникла впервые».

5. Лампочка

Изобретатель: Томас Алва Эдисон

Изобретение лампочки развивалось в течение 1800-х годов Томасом Эдисоном; ему приписывают звание главного изобретателя лампы, которая могла гореть 1500 часов без выгорания (изобрёл в 1879 году). Идея самой лампочки Эдисону не принадлежит и высказывалась многими людьми, но именно он сумел правильно подобрать материалы, чтобы лампочка горела долго и стала дешевле свечек.

Мистика и сакральная символика

Образ колеса по-своему обогатил древние культуры многих народов, создав своеобразную символику. Так, в древнеиндийской философии оно являлось знаком бесконечности инкарнаций – циклов жизни и смерти, вечного пути, совершаемого живыми существами.

Форму круглого колеса связывали с божеством Солнца, которое совершает свой традиционный ежедневный «обход» небосвода. Чаще всего колесо символизировало власть, вечное движение и обновление, высший закон и истину.

Гипотеза об изобретении гончарного круга

По третьей гипотезе история колеса связана с изобретением гончарного круга. До сих пор остается непонятным, что из них было придумано первым — гончарный каменный круг, имеющий форму колеса, положенного горизонтально, или колесо в повозке для передвижения.

Изобретение гончарного круга по времени также относится к бронзовому веку. Параллельно колесо начали использовать для изготовления посуды из глины и в Древнем Египте, через несколько сотен лет египтяне даже стали делать посуду на быстро вращающихся кругах, что повлияло на разнообразие формообразования древней посуды и ее качество.

история развития колеса

6. Пенициллин

Изобретатель: Александр Флеминг

Пенициллин был случайно обнаружен в чашке Петри Александром Флемингом в 1928 году. Препарат пенициллина представляет собой группу антибиотиков, которая лечит несколько инфекций у людей, не нанося им вреда. Пенициллин массово производился во время Второй мировой войны, чтобы избавить военнослужащих от венерических болезней и все ещё используется как стандартный антибиотик против инфекций. Это было одно из самых известных открытий, сделанных в области медицины. Александр Флеминг получил в 1945 году Нобелевскую премию, а газеты того времени писали:

Антибиотики

Говоря о великих изобретениях, нельзя не сказать об антибиотиках, в частности о пенициллине. До их появления большое количество заболеваний, которые сегодня можно вылечить, не выходя из дома, были смертельно опасны. Над разработкой антибиотиков ученые работали с конца XIX века. Стоит отметить, что первый антибиотик был открыт совершенно случайно: ученый Александр Флеминг в 1928 году выращивал для своих опытов стафилококки. На чашке Петри он вдруг обнаружил неизвестного происхождения плесень серо-желтого цвета. Эта плесень уничтожила вокруг себя все микробы. Потратив немало времени на изучение загадочной плесени, Флеминг смог выделить из нее противомикробное вещество, которое получило название «пенициллин».

самые великие изобретения

Появление антибиотика позволило победить болезни, прежде считавшиеся неизлечимыми. Сейчас люди уже и не помнят о том, что такое легочная чума или тиф. Да и такие болезни, как воспаление легких или заражение крови, человечеству уже не страшны.

7. Телефон

Изобретатель: Антонио Меуччи

Долгое время считалось, что первооткрывателем телефона является Александр Белл, но в 2002 году Конкгресс США постановил, что право первенства в изобретении телефона принадлежит Антонио Меуччи. В 1860 году (на 16 лет раньше Грэхема Белла) Антонио Меуччи продемонстрировал аппарат, который бал способен передавать голос по проводам. Свой изобретение Антонио назвал Телектрофон и подал заявку на патентование в 1871 году. Это положило начало работе над одним из самых революционных изобретений, которым обладает почти каждый на нашей планете, держа его в своих карманах и на столах. Телефон, который позже также развивался как мобильный телефон, оказал на человечество жизненно важное влияние, особенно в области бизнеса и коммуникации. Расширение слышимой речи изнутри одной комнаты на весь мир — это свершение, не имеющее себе равных до сегодняшнего дня.

Волы, тянущие повозку

Размер колеса также очень важен. Повозка на слишком маленьких колесах не смогла бы преодолеть выбоины на дорогах, а на слишком больших — сдвинуться с места. Однако, даже несмотря на изобретательность Квеклоса, его колесо было бы бесполезным без волов.

Первым рогатым скотом были туры, которых населявшие территорию современной Турции натуфийцы одомашнили около 10 000 лет назад. Поначалу натуфийцы использовали туров только как источник мяса и молока, но к началу IV тысячелетия до н. э. майкопцы, населявшие земли современной Украины, начали кастрировать самцов и использовать их в качестве рабочих животных. Процесс приучения быков к хомуту был жестоким и требовал, как пишет археолог Сабина Рейнольд, «сломить дух животного».

Страдал не только скот.

Вышеупомянутый ямник, погребенный вместе со своей повозкой, получил за свою жизнь 26 переломов, а также заработал артроз позвоночника, ребер и стоп. Его жизнь была тяжелой, и он был в этом не одинок. У многих ямников, похороненных вместе со своими повозками, были обнаружены многочисленные переломы, ведь приучение быков к хомуту подразумевало борьбу между человеком и животным.

В погребениях майкопцев был найден скот с кольцами в носу. По мнению некоторых археологов, это означало, что человек приручил животное.

Использование колеса в других устройствах

Постепенно колесо стали применять и в других устройствах. Со временем оно нашло свое применение для водяных устройств, по записям ученого Витрувия уже в 1 в. до н. э. водяные колеса распространились и в Древнем Риме. Использовались два вида таких колес: подливное (для медленно текущих рек) и наливное (на быстрых горных речках).

история колеса

При строительстве люди также стали пользоваться грузоподъемным блоком, основу которого также составляет колесо. Позднее колесо нашло еще одно применение — для прядения шерсти была создана прялка. По историческим данным, она была изобретена около 1 тыс. до н. э. в Индии и близлежащих районах Азии.

8. Телевидение

Зворыкин с иконоскопом

Изобретатель: Розинг Борис Львович и его ученики Зворыкин Владимир Константинович и Катаев Семён Исидорович (не признан, как первооткрыватель), а также Филон Фарнсуорт

Хотя изобретение телевидения не может быть приписано одному человеку, большинством людей признаётся, что изобретение современного телевидения было заслугой двух людей: Владимира Космы Зворыкина (1923) и Филона Фарнсуорта (1927). Здесь необходимо отметить то, что в СССР разработкой телевизора по параллельной технологии занимался Катаев Семён Исидорович, а первые эксперименты и принципы работы электрического телевидения описал и вовсе Розинг ещё в начале 20-го века. Телевидение было также одним из величайших изобретений, которые были развиты от механического до электронного, от чёрно-белого к цветному, от аналогового к цифровому, от примитивных моделей без пульта к интеллектуальному, а теперь и вовсе к 3D-версиям и маленьким домашним кинотеатрам. Люди обычно проводят около 4-8 часов в день, смотря телевизор, и это сильно повлияло на семейную и социальную жизнь, а также изменило нашу культуру до неузнаваемости.

Читайте подробную статью, где разбирается вопрос о том, кто изобрёл телевизор.

Совершенствование устройства колеса

Несколько тысячелетий история колеса почти не продвигалась в своем развитии. И только в середине XVIII века, наконец, появилось новое усовершенствование — были изобретены шины. Первые шины на колеса делались из плотной ткани (парусины) и только затем их стали изготавливать из резины.

Одним из толчков к дальнейшему совершенствованию стало изобретение в 1817 году немецким профессором К. фон Дрезом первого велосипеда, более похожего на деревянный двухколесный самокат (его назвали «дрезиной»).

история колеса

Появление и совершенствование колеса — самое эпическое изобретение, которое подтолкнуло человечество к началу транспортной революции, в которую в XIX веке включился железнодорожный транспорт (устройство которого также основано на использовании колес) и речной — с открытием паровой машины запущены первые колесные речные пароходы.

Следующим шагом в истории стало создание автомобилей, и уже тут устройство колеса претерпело массу усовершенствований, которые продолжаются и до наших дней.

история колеса

Колесо изменило земледелие и всю нашу жизнь

Когда Квеклос впервые запряг волов в свою несколькосотфутовую деревянную повозку, он навсегда изменил земледелие. Прежде для работы на ферме нужны были силы целого поселка; с повозкой, запряженной волами, достаточно стало одной семьи.

Как следствие, семьи ямников, использовавшие повозки как дома на колесах, рассредоточились по всей просторной евразийской степи, а затем — и за ее пределами.

Их культурное влияние ощущается до сих пор. Сегодня 45% населения планеты говорит на языках, произошедших от праиндоевропейского. Английский, греческий, латынь, санскрит, португальский, испанский, шведский, словацкий, пушту, болгарский, немецкий, албанский и многие другие языки относятся к индоевропейской семье языков.

Новые исследования ДНК подтверждают, что ямная культура распространилась из степей на юг и запад. Массивные повозки сыграли важную роль в этой культурной экспансии, но вполне возможно, что еще более важную роль сыграли маленькие безбилетные пассажиры повозок (животные и насекомые). Генетики обнаружили бактерию Yersinia pestis (чумную палочку), вызвавшую черную смерть, в зубах людей, живших 5000 лет назад на территории Центральной России. Похоже, что ямники, сами того не осознавая, принесли с собой в Европу биологическое оружие.

Возможно, Квеклос умер именно от чумы. А, возможно, от несчастного случая. Как бы там ни было, популярность его изобретения говорит о том, что Квеклос мог быть одним из немногих древних изобретателей, получивших широкое признание при жизни. Возможно даже, что ямный обычай хоронить людей вместе с повозками начался именно с него.

9. Компьютер

Изобретатель: Чарльз Бэббидж, Алан Тьюринг и другие.

Первый механический компьютер был изобретён Чарльзом Бэббиджем в начале 19 века. Принцип же современного компьютера впервые был сформулирован Аланом Тьюрингом. Это изобретение действительно совершило удивительные вещи в большем количестве сфер жизни, в том числе философию и культуру человеческого общества. Компьютер помог взлететь высокоскоростным военным летательным аппаратам, вывести космический корабль на орбиту, контролировать медицинское оборудование, создавать визуальные образы, хранить огромное количество информации и улучшил функционирование автомобилей, телефонов и электростанций.

Письменность

Разумеется, одним из самых великих древних изобретений можно назвать письменность. Трудно представить, каким бы мог быть путь человечества, если бы оно не стало фиксировать нужную информацию, передавать ее и сохранять.

Появление первых форм письменности ученые относят к четвертому веку до нашей эры. Хотя и до этого были способы передачи и хранения информации. В этом людям помогали ветви деревьев, сложенные определенным образом, дым костров, стрелы.

великие древние изобретения

Древнейший вид письма – письмо пиктографическое. Это схематические рисунки, изображающие события, явления и вещи. Благодаря наглядности такое письмо превосходно подходило для небольших заметок и сообщений. Но как только появлялась необходимость в передаче каких-либо абстрактных понятий и мыслей, становилось понятно – такого письма недостаточно.

Так появились специальные значки, которые символизировали различные понятия, появилось идеографическое письмо. Высшей формой этого типа письменности стали иероглифы. И лишь во втором тысячелетии до нашей эры появился буквенно-звуковой алфавит, состоящий из 22 согласных букв. Новое письмо, изобретенное финикийцами, помогало передавать любые слова, не используя идеограмм, а обучение ему не занимало много времени.

10. Интернет и всемирная паутина

Карта всей компьютерной сети на 2016 год

Изобретатель: Винтон Серф и Тим Бернерс-Ли

Интернет был впервые разработан в 1973 году Винтоном Серфом при поддержке Агентства перспективных исследований Министерства обороны США (ARPA). Его первоначальное использование состояло в том, чтобы обеспечить сеть связи в исследовательских лабораториях и университетах в Соединенных Штатах и ​​расширить сверхурочную работу. Это изобретение (наряду со Всемирной паутиной) было главным революционным изобретением XX века. В 1996 году через Интернет в 180 странах было подключено более 25 миллионов компьютеров, а теперь нам пришлось даже переходить на IPv6, чтобы увеличить число IP-адресов, так как IPv4-адреса полностью исчерпались, а их было порядка 4.22 миллиарда.

Всемирная паутина, как мы знаем, впервые была предсказана Артуром Кларком. Однако изобретение было сделано 19 лет спустя в 1989 году сотрудником ЦЕРН Томом Бернерсом Ли. Сеть изменила наше отношение к различным областям, включая образование, музыку, финансы, чтение, медицину, языку и т. д. Сеть потенциально превосходит все великие изобретения мира.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий