Вернется ли хонда на российский рынок

Что происходит с российской «Хондой»

Medium

Четверг, 3 сентября, заставил понервничать всех поклонников марки Honda: от сотрудников российского представительства стало известно, что компания прекращает поставки новых машин и едва ли не уходит с рынка.

Что случилось?

Российские СМИ, включая «Мотор», со ссылкой на собственные источники в российском представительстве Honda сообщили, что компания до конца 2015 года прекратит поставки новых машин. Это решение коснется и марки Acura, которая является премиальным суббрендом «Хонды», мотоциклов, квадроциклов и силовой техники. Как нам стало известно, 3 сентября сотрудников ООО «Хонда Мотор Рус», официального импортера Honda в России, уведомили о грядущей «реструктуризации». Штат сотрудников представительства будет сокращен, а сама компания продолжит заниматься лишь сервисным обслуживанием, но не поставками автомобилей.

Тем не менее, это решение не означает, что «Хонда» решила окончательно уйти с российского рынка. Предполагается, что в дальнейшем дилеры смогут заказывать машины не через импортера, а напрямую у японского офиса. Обязательства перед дилерами на 2015 год ООО «Хонда Мотор Рус» выполнит, а все заказанные автомобили прибудут в Россию в срок.

Автомобили Хонды «уходят» из России

«Принятое решение продиктовано стратегией развития автомобильного бизнеса Honda Motor, направленной на реструктуризацию операций в условиях продолжающихся изменений в мировой автомобильной промышленности»,— пояснили в российском представительстве японского автопроизводителя.

Honda продолжит поставки новых мотоциклов и силовой техники на российский рынок, а также сохранит послепродажное обслуживание автомобилей. В настоящий момент линейка Honda в России представлена двумя машинами — кроссоверами CR-V и Pilot.

Напомним, что последним автопроизводителем, который покинул российский рынок, стал Ford. Американская марка прекратила поставки легковых автомобилей и свернула их сборку в России в 2019 году, сообщает Коммерсант.

Что говорит импортер?

Вечером в четверг представитель компании Михаил Плотников слегка прояснил ситуацию. Из его слов следует, что с 2016 года дилеры действительно будут заказывать новые машины не через импортера «Хонда Мотор Рус», а напрямую из Японии. Официальная позиция: компания переходит на новую схему работы. Позже был опубликован еще один комментарий, который в кратком изложении выглядит так: «Обсуждается возможность перехода к продажам автомобилей по предоплате с 2016 года». Утром в пятницу в «Хонда Мотор Рус» «Мотору» добавили, что сотрудники, которые рассказали СМИ о «реструктуризации», неверно истолковали произошедшее и вообще сгустили краски.

Названы причины ухода Honda с российского авторынка

Основная причина, которая могла послужить такому решению марки Honda — это отсутствие производства в России. У нас в стране не производится ни одной модели Honda, все автомобили импортируемые. А в массовом сегменте практически у всех брендов есть локализованное производство в России: у Mitsubishi, Toyota, Nissan — это если считать именно японские марки. Плюс дилерская сеть по марке в нашей стране была значительно сокращена, так как они убрали представительство, — констатировал директор филиала «Авилон. Mitsubishi» Олег Серёжников.

Марка успела привыкнуть к ажиотажному спросу на свою продукцию в «тучные нулевые», когда очереди на модели Honda достигали года, а в лучшее время компания продавала в России до 90 тысяч новых автомобилей. Эдакая потеря бдительности, связанная с головокружением от успехов. В результате руководство компании легкомысленно отнеслось к кризису 2008-2009 года, когда продажи Honda упали вчетверо.

Марка не стала вкладываться, в первую очередь, в локализацию, а также в пересмотр модельного ряда и программы лояльности, надеясь на быстрое восстановление спроса и преданную аудиторию. Однако вместо краткосрочного восстановления рынка Honda получила второй удар в виде кризиса 2014-2015 года, когда из-за падения курса рубля не смогла конкурировать по цене с локализованными соперниками, окончательно обрушив собственные продажи.

В результате немногочисленные дилеры стали самостоятельно заказывать с заводов товарные автомобили для реализации, сведя деятельность официального представительства марки к минимуму. Уже тогда стало понятно, что пошел обратный отсчет. Ну а сегодня фактически был оглашен ожидаемый итог давно свершившегося события, — заключил Илья Огородников, сообщает Российская газета.

Эксперт: продавать автомобили в России невыгодно

Honda прекратит поставлять автомобили в Россию в 2022 году. Как сказал автомобильный эксперт Сергей Асланян в эфире радиостанции «Эхо Москвы», это связано с тем, что продавать иностранные автомобили в нашей стране просто невыгодно.

«По факту она уходит в 2022 году, на самом деле она ушла несколько лет назад, ей просто не выгодно в нашей стране торговать. Любая машина, которая произведена за пределами нашей страны, ввозится и в ее цене конечному потребителю порядка 40% достается это удовлетворение интересов нашего государства. То есть та машина, которая продается за 2 млн, из нее где-то 600 тысяч — это налоги, акцизы, растаможка и прочие интересы государства», — сказал эксперт.

Помимо этого, добавил С.Асланян, очень сложно для иностранных компаний по своей бухгалтерии проводить такие позиции, «как взятка, откат, удовлетворение заинтересованных лиц, подарки к Новому году». «Японская бухгалтерия не понимает, что это. А у нас реальность присутствия в бизнесе такова, что сертифицировать машину, получить на нее все эти ненужные бумаги — это очень дорого. И для того, чтобы весь модельный ряд официально вывести на наш рынок, ты должен взятками выстлать весь путь очень толстым ковром, и эти деньги к тебе никогда не вернутся. И если у тебя небольшая норма прибыли, то в принципе приход на наш рынок не окупится», — отметил он.

С.Асланян также отметил, что при этом владельцы автомобилей Honda даже после прекращения поставок авто в Россию все еще смогут обслуживать свои машины у официальных дилеров.

Приедут ли в Россию новые модели Honda?

У новой схемы есть один неоспоримый плюс – гибкость. Благодаря ей дилеры смогут самостоятельно формировать модельную линейку, без оглядки на российского импортера. Грубо говоря, дилер сможет торговать в своем небольшом шоуруме только «Сивиками» или кроссоверами CR-V. В одном из московских дилерских центров Honda «Мотору» рассказали, что «сотрудники рады изменениям – так даже будет лучше». Переход на новую схему работы с дилерами представитель автосалона оценил положительно.

Однако это не значит, что у клиентов будет шанс официально заказать недоступные ранее модели, вроде Honda Civic Type R, которые импортер поставлять в Россию и не собирался. Все вопросы, касающиеся сертификации, по-прежнему будет решать «Хонда Мотор Рус», а эти модели, из-за их невысокой популярности, компания оформлять не готова. Значит, если дилер обратится к «Хонда Мотор Рус» с просьбой доставить, к примеру, Honda Civic Type R, то получит отказ. И редкие, не продающиеся у нас модели, по-прежнему придется заказывать «по-серому».

Что же касается популярных и ожидаемых в России новинок, например, рестайлингового CR-V и Pilot нового поколения, то они сертифицированы – кроссовер дилеры уже продают, а внедорожник начнут продавать в следующем году.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий